12.4.4 Расчетная нагрузка, действующая в зацеплении прямозубой цилиндрической передачи
Расчет зубчатой передачи на прочность ведут, считая, что в зацеплении находится одна пара зубьев шестерни и колеса (см. рис. 12.11). Если пренебречь силами трения в зацеплении из-за их малости, то при расчете учитывают силу нормального давления Fn, лежащую в плоскости зацепления и направленную по общей нормали N—N к соприкасающимся эвольвентным профилям, т.е. вдоль линии зацепления, которая проходит через полюс Р и образует с перпендикуляром к линии центров O1O2 угол зацепления α. В стандартном зацеплении он равен 20°. Силу Fn нормального давления и радиальную составляющую Fr можно выразить через окружную силу Ft =2T/d, где T— вращающий момент в зацеплении; d — диаметр делительной окружности колеса. Тогда
Fn =Ft /cosα ; Fr =Fttgα , где — угол зацепления.
Направление силы Ft на ведомом колесе совпадает с направлением вращения, на ведущем — противоположно ему. При расчетах номинальную величину Ft умножают на коэффициент К, учитывающий влияние отдельных факторов на расчетную нагрузку. В частности, K =KβKγKα , где Kβ — коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца; Kγ — коэффициент, учитывающий динамичность нагрузки; Kα — коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями. В расчетах используют следующие обозначения: Z — специфические коэффициенты для расчетов на контактную прочность; Y— коэффициенты, используемые для расчетов только а изгиб; индекс Н — для величин, учитываемых при расчете на контактную прочность; индекс F— для величин, используемых при расчете на изгиб.
На рис. 12.12, а показана сила нормального давления Fn, распределенная по длине зуба равномерно. В действительности такое распределение нагрузки маловероятно даже у точно изготовленных передач. Неравномерность распределения нагрузки может быть вызвана упругими деформациями валов, опор и корпусов, зубчатых колес, неточностями изготовления и сборки деталей передач, износом и т.д. Для определения ориентировочных значений Kβ встандарте имеются графики, приведенные на рис. 12.13, где KHβ — коэффициент неравномерности при расчете на контактную прочность; — коэффициент неравномерности при расчете на изгиб в зависимости от параметра ψbd =b/ d (коэффициента ширины b венца колеса по диаметру d делительной окружности шестерни, рекомендуется ψbd =0,1...0,6) и схемы передачи. Каждая из кривых на графиках соответствует определенному положению колес относительно опор валов; цифры у кривых соответствуют передачам, указанным на схемах; кривые 1 и 2 — для случаев консольного расположения колес на валах, опирающихся соответственно на шариковые и роликовые подшипники качения.
Рис. 12.13
Графики разработаны для режима работы с переменной нагрузкой и окружной скоростью v < 15 м/с. При постоянной нагрузке и твердости хотя бы одного из зубчатых колес H 350 НВ и окружной скорости v < 15 м/с вследствие полной приработки зубьев принимают Kβ = 1. Коэффициент Kv учитывает динамические нагрузки, возникающие в зацеплении из-за погрешностей изготовления, сборки передачи, деформации зубьев, приводящих к непостоянству действительных значений мгновенного передаточного отношения. Значение Kv зависит от степени точности колес, вида передачи, твердости рабочих поверхностей зубьев и окружной скорости колес.
При расчетах зубчатых передач на прочность известны: момент нагрузки Т, передаточное число u, число зубьев колес z и механические свойства материалов колес. Задача состоит в определении модуля зацепления m, через который можно выразить все геометрические размеры передачи.
- 10.2 Стандартизация и унификация
- 10.3 Прочность и жесткость
- 10.4 Точность взаимного положения деталей
- 10.5 Другие методы и принципы конструирования
- 9.2 Трение и изнашивание
- 1.2.2 Стали
- 11. 3.2 Алюминий и его сплавы
- 11.3.3 Сплавы титана и магния, баббиты
- 11.4 Пластмассы
- 11. 5 Смазочные материалы
- 12.2.3 Расчет фрикционных передач
- 12.3 Ременные передачи
- 12.3.1 Кинематика, геометрия и силы в ременных передачах
- 12.3.2 Порядок расчета
- 12.4 Зубчатые механизмы. Прямозубые цилиндрические передачи
- 12.4.1 Параметры цилиндрических прямозубых колес
- 12.4.2 Конструкции и материалы зубчатых колес
- 12.4.3 Виды повреждений зубьев
- 12.4.4 Расчетная нагрузка, действующая в зацеплении прямозубой цилиндрической передачи
- 12.4.5 Проверочный и проектировочный расчет прямозубой цилиндрической передачи на сопротивление усталости при изгибе
- 12.5 Особенности цилиндрических косозубых передач
- 12.5.1 Силы, действующие в зацеплении косозубой цилиндрической передачи
- 12.5.2 Расчет косозубой цилиндрической передачи на прочность
- 12.6 Конические зубчатые передачи
- 12.6.1 Силы, действующие в зацеплении конической передачи
- 12.6.2 Расчет конической передачи на прочность
- 12.7 Передачи с круговинтовым зацеплением Новикова
- 12.8.2 Волновые зубчатые передачи
- 12.9 Червячные передачи
- 12.10 Механизмы винт-гайка
- 12.11 Цепные передачи
- 12.11.1 Конструкции приводных цепей
- 12.12 Рычажные передачи
- 13.2 Расчеты валов и осей
- 14.2 Подшипники скольжения
- 14.3 Подшипники качения
- 15.2 Постоянные муфты
- 15.3 Управляемые муфты
- 15.4 Самоуправляемые муфты
- 16 Корпуса
- 17.2 Винтовые пружины
- 17.3 Плоские пружины
- 17.4 Мембраны, сильфоны и трубчатые пружины
- 17.5 Амортизаторы
- 18.1.1 Резьбовые соединения
- 18.1.2 Штифтовые соединения
- 18.1.3 Шпоночные соединения
- 18.1.4 Шлицевые соединения
- 18.2.2 Соединения пайкой
- 18.2.3 Заклепочные соединения
- 18.2.4 Клеевые соединения
- 18.2.5 Соединения заформовкой и запрессовкой
- 19.2 Кинетическая энергия
- 19.3 Обобщенные силы механизмов
- 19.4 Метод приведения в динамике механизмов