Ликвидация горения – боевое действие, при котором использование ац следует рассматривать как боевые условия эксплуатации.
Продолжительность ликвидации горения изменяется в очень широких пределах (рис.5.6). До 10 минут ликвидируется около 20% пожаров. Это время соизмеримо со временем следования на пожар. От 30 до 60 мин тушат до 20% пожаров и т.д. Однако около 14% пожаров тушат более 2-х часов. Тушение крупных пожаров может производиться в течение 5…6 часов и более в случае затяжных пожаров.
При тушении пожара двигатели ПА работают в стационарных условиях. При этом ухудшаются условия их охлаждения, так как отсутствует натекающий поток воздуха на радиаторы. Поэтому двигатель, насос и его трансмиссия должны эффективно работать в течение не менее 6 часов.
Виды ПТВ и их возимый запас на АЦ обосновываются на основании опыта тушения пожаров. Так, в соответствии с НПБ 163-98 вместимость цистерны для воды рекомендуется выбирать из ряда от 0,8 до 8 м3 и подаче лафетного ствола 20…40 л/с. Вместимость бака для пенообразователя предлагается равной 6% от вместимости цистерны (0,08…1 м3).
Пожарные автоцистерны практически применяются для тушения подавляющего большинства пожаров. При этом с участием 1 АЦ тушат до 50% всех пожаров, с участием 2 АЦ – около 35%, а 3-х АЦ – тушат около 10% всех пожаров.
Стволы РС-50 применяют при тушении около 7,5%, а на 70% используют от 1 до 3 стволов. Стволами РС-70 тушат около 2% пожаров.
При тушении одним стволом РС-50 1 м3 воды расходуется за время не более 5 минут, а тремя стволами – за время, не превышающее 1,5 минут. Сопоставляя эти результаты со временем продолжительности тушения пожаров, легко приходим к выводу, что возимые на АЦ запасы воды, не обеспечат тушение всех пожаров. Поэтому на АЦ, кроме возимого запаса воды должен быть предусмотрен забор воды от водопроводной сети и из различных водоемов.
В зависимости от условий применения АЦ на них могут устанавливаться центробежные насосы в различными рабочими параметрами с подачей 30-110 л/с и напорах 100 м и больше. Возможно применение насосов высокого давления или комбинированных.
При боевой работе на пожарах нефтегазовых предприятий, в лесах, лесобиржах, торфяных разработках ПА могут подвергаться воздействию мощных тепловых потоков (рис.5.7). Для уменьшения воздействия их на пожарные автомобили ограничивается время их нахождения на одном месте, т.е. осуществляется дополнительное маневрирование.
Тепловые потоки могут являться причиной повреждения ПА различной степени. В некоторых случаях обгорает краска, растрескиваются стеклянные ограждения, обгорают резинотехнические и пластмассовые детали, загораются и сгорают автомобили. Поэтому конструкция ПА по требованию заказчика должна обеспечивать теплозащиту основных агрегатов для их защиты от теплового излучения u 14,0 и 25 кВт/м2 в течение ограниченного времени.
Безопасность от теплового воздействия должна сочетать пассивную (теплооотражательные покрытия) и активную разомкнутую теплозащиту, в которой вода служит охладителем.
Сбор и возвращение в подразделение не требуют каких-либо специфических требований для их проведения. Необходимо только для обеспечения готовности ПА осуществить техническое обслуживание после пожара в требуемом объеме.
Приспособленность к человеку обеспечивается предъявлением к конструкции ПА ряда эргономических санитарно-гигиенических требований. На их основании салоны, кабины, отсеки с ПТВ, пульты управления должны быть приспособлены для обитания и работы в них пожарных различного роста.
Ряд требований предъявляется к конструкции салонов. Они должны обогреваться зимой. Для ПА, эксплуатация которых возможно в условиях высоких тепловых потоков, должна быть предусмотрена теплоизоляция кабин. Этим должно предотвращаться термическое разложение обивочных материалов, продукты которых загрязняют атмосферу салонов.
Совершенствуя конструкцию ПА, не всегда удается реализовать все требования к ним. Поэтому на практике всегда разрабатываются мероприятия, в максимальной степени обеспечивающие рациональное использование технических возможностей АЦ. К ним относятся обучение личного состава, организация необходимых условий содержания АЦ в гаражах, выбор маршрутов следования на пожары, содержание АЦ в технически исправном состоянии.
5.3. Базовые транспортные средства и двигатели пожарных автомобилей
Пожарные машины создаются на шасси грузовых автомобилей. К ним предъявляют два основных требования: они должны обладать высокими удельными мощностями и проходимостью.
Для АЦ и специальных ПА используются шасси ЗИЛ, ГАЗ, КамАЗ, Урал, МАЗ. Они могут быть полноприводными (колесная формула 8х8.1; 6х6.1; 4х4.1) и неполноприводными (6х4.1; 4х2.2 и др.). Это дает возможность выбирать рациональные шасси для заданных регионов дислокации подразделений ГПС.
На шасси этих автомобилей установлены четырехтактные карбюраторные двигатели внутреннего сгорания или дизели. Двухтактные двигатели имеют ограниченное применение – только на некоторых мотопомпах.
В отличие от грузовых автомобилей двигатели на пожарных машинах эксплуатируется в транспортном и стационарном режимах. Потребителями энергии на ПМ являются пожарные насосы, генераторы электрического тока, приводы пожарных автомобильных лестниц и коленчатых подъемников и т.д.
В карбюраторных двигателях смесеобразование бензина с воздухом осуществляется вне их цилиндров. Готовая рабочая смесь поступает в цилиндры двигателя от карбюратора. Эта смесь, при положении поршней вблизи верхней мертвой точки, воспламеняется от искры свечи зажигания.
В дизелях дизельное топливо впрыскивается форсунками в цилиндры при положении поршней вблизи верхней мертвой точки. Образовавшаяся смесь распыленного форсункой дизельного топлива и воздуха воспламеняется от сжатия.
Работу двигателя внутреннего сгорания (ДВС) характеризуют рядом показателей. Отношение полного объема цилиндра Va к объему камеры сгорания Vc называют степенью сжатия (рис.5.8)
= (5.4)
Изменение давления внутри цилиндра двигателя по ходу поршня в различных тактах называют индикаторной диаграммой.
Индикаторная диаграмма – диаграмма изменения давления газа в цилиндре двигателя в зависимости от изменения положения поршня, записанная с помощью прибора индикатора. Пример такой диаграммы для карбюраторного двигателя показан на рис.5.9.
Важными параметрами индикаторной диаграммы являются давление в конце такта сжатия Рс , МПа и давление в конце сгорания Рz , МПа.
Площадь a,c,z,b индикаторной диаграммы характеризует индикаторную работу. Принято считать, что на поршень действует некоторое среднее индикаторное давление Рi. Оно на протяжении рабочего хода поршня характеризует полезную работу. На диаграмме она обозначена знаком «плюс». Знаком «минус» обозначена работа, затрачиваемая на всасывание рабочей смеси и удаление отработавших газов.
Зная среднее индикаторное давление Рi, МПа, рабочий объем цилиндра Vp, л, число цилиндров i частоту вращения коленчатого вала n об/мин определяют индикаторную мощность двигателя.
(5.5)
где: - тактность двигателя.
Мощность, снимаемая с коленчатого вала двигателя меньше индикаторной мощности, так как часть ее расходуется на преодоление трения рабочих деталей, на приведение в действие вспомогательных механизмов (топливного насоса, газа, распределительного механизма и т.д.). Мощность, соответствующая этим потерям, называется мощностью механических потерь Nм.
Полезную мощность, которую можно снимать с коленчатого вала двигателя называют эффективной мощностью
е = i - Nм , кВт (5.6)
Совершенство конструкции двигателя оценивают величиной механического коэффициента полезного действия
м = (5.7)
Мощность Ne и Nм определяют на специальных стендах. С помощью тормозных устройств определяют также крутящие моменты Me Нм при заданных частотах вращения коленчатого вала n об/мин. Эффективную мощность определяют по формуле
Ne = Me · = Me (5.8)
где: е - эффективный крутящий момент, Нм; ω – скорость вращения коленчатого вала двигателя, С-1;
Важной характеристикой является удельный эффективный расход топлива ge
ge = , кг/кВт·ч (5.9)
где: Gт - часовой расход топлива, кг/ч.
Параметры основных показателей, характеризующих двигатели, приводятся в табл.5.2.
Таблица 5.2
Показатели | Размерность | Карбюраторные двигатели | Дизели |
Степень сжатия, Давление, Рс Давление, Рz Механический, n Удельный эффективный расход топлива, gе | - МПа МПа - г/кВт, ч | 4-10 0,8…2,0 3…6 0,75…0,85 290…350 | 14-17 3…7 6…9 0,7…0,83 234…265 |
На пожарных автомобилях предпочтительнее использовать дизели, т.к. расход топлива в них меньше на 25…30%, чем у карбюраторных двигателей. Одновременно следует указать, что пуск дизеля более тяжел, чем карбюраторного двигателя вследствие различия величины .
Различаются двигатели и по значениям величин, характеризующих токсичность отработавших газов (табл.5.3).
Таблица 5.3
Тип двигателя | СН, млн-1 | СО, % | NOx, млн-1 | Сажа, г/м3 |
Карбюраторный Дизельный | 1000…3500 50…1000 | 0,2…6 0,05…0,3 | 400…4500 200…2000 | 0,05 0,1…0,3 |
Концентрацию выражают в объемных процентах. Концентрацию СН и x записывают в миллионных долях, например
rCH = (5.10)
где: rCH - концентрация СН в отработавших газах, млн-1; VCН - парциальный объем СН, м3; VCM - объем выпускных газов, м3.
Очень опасной является сажа. На ней адсорбируется большое количество веществ и она, к сожалению, не улетучивается, а осаждается на пол. Наиболее опасным из них является бенз--пирен, так как по некоторым данным он является возбудителем онкологических заболеваний.
Характеристики двигателей – это зависимости основных показателей двигателей ( Ne, Me и ge ) от частоты вращения его коленчатого вала n, об/мин.
Характеристику Ne = f(n) называют скоростной (кривая 1 на рис.5.9). Скоростную характеристику, полученную при полной подаче топлива, называют внешней. Характеристики, получаемые при неполной подаче топлива, называют частичными (кривая 2).
На характеристиках указывают минимальные обороты двигателя nmin; обороты nN соответствующие максимальной мощности Ne max и обороты максимального крутящего момента nMe max.
В случае установки на двигателе ограничителей скорости Ne и Me изменяются, как показано прямыми 5. Максимальная скорость nmax отличается от nN величину около 10%.
Из рис. 5.9 следует, что область, ограниченная внешней скоростной характеристикой (кривая 1) и диапазоном скоростей от nMe max до nN, является областью, в которой эксплуатируются двигатели. Для примера приводится внешняя скоростная характеристика дизеля КамАЗ-740.11 мощностью 176 кВт (рис.510).
В документации на двигатели наиболее часто указывают Ne max и nN. По параметрам этих величин можно построить внешнюю скоростную характеристику двигателя, используя формулу
Ne = Ne max (5.11)
где: n - текущие значения частот вращения вала двигателя, об/мин.
Для карбюраторных двигателей а = b = с = 1, а для дизелей а = 0,53; b = 1,56 и с = 1,09.
Приводимые в справочниках значения Ne max и nN, получены на основании стендовых испытаний. На автомобилях же она частично расходуется на привод вентилятора, компрессора, часть ее теряется в глушителе и т.д. Поэтому в расчетах эту часть энергии учитывают коэффициентом коррекции Кк. Для двухосных автомобилей Кк = 0,88, а для трехосных Кк = 0,85.
Важной характеристикой для двигателей внутреннего сгорания является величина крутящий момент. Его величина и крутизна изменения в зависимости от частоты вращения вала двигателя M = f(n) и характеризуют приспособляемость двигателя. Это способность двигателя преодолевать (без воздействия со стороны водителя) возможное увеличение сопротивления от внешней нагрузки. Она характеризуется отношениями
K = или K = (5.12)
Чем круче поднимается кривая Ме при уменьшении n, тем меньше снизится скорость автомобиля при увеличении сопротивления движению. Следовательно, можно будет преодолевать более крутые подъемы, не переходя на пониженную передачу. Следовательно, чем больше К, тем лучше тяговые качества автомобиля, выше средняя скорость движения и легче управление.
По показателю К предпочтительнее бензиновые двигатели. У них К = 1,2…1,4, а у дизелей К = 1,05…1,15. Поэтому у дизелей имеются корректоры, повышающие К. Кроме того, на автомобилях с дизелями всегда больше число ступеней скоростей в коробке передач, чем у автомобилей с карбюраторными двигателями.
На пожарных автомобилях используются двигатели различных типов и серий. Параметры основных характеристик некоторых двигателей приводятся в табл.5.4.
Таблица 5.4
№№ пп | Марка | Тип | Ne max , кВт | nN, об/мин |
1 2 3 4 5 6 7 8 | ЗИЛ-130 ЗИЛ-508.10 ЗМЗ-66 ЯМЗ-236 ЯМЗ-138 ЗИЛ-645 КамАЗ-740 КамАЗ-740.11 | К К К Д Д Д Д Д | 110 110 84,4 132 176 132 154 176 | 3200 3200 3200 2100 2100 2800 2600 2200 |
Примечание: К – карбюраторный двигатель; Д – дизель.
Режимы эксплуатации двигателей ПА характеризуются рядом особенностей.
В гаражах пожарных частей они содержатся при температурах окружающей среды, а зимой при температуре не ниже 120С. Естественно, что это и температура охлаждающей жидкости двигателя. При вызове и следовании на пожар в течение 5…10 минут двигатели работают в режиме прогрева. Так как пути следования относительно небольшие, то следует, что в транспортном режиме ПА двигатели эксплуатируются в режиме прогрева. В среднем, в течение года пробеги ПА по спидометру достигают значений 3500…4000 км.
Второй особенностью эксплуатации двигателей является продолжительный отбор мощности от него в стационарном режиме. В стационарном режиме работа на насосе достигает 100-120 часов в год. Так как один час работы двигателя в стационарном режиме эквивалентен пробегу, равному 50 км, то приведенный пробег равен 5000…6000 км в год. Это соизмеримо с продолжительностью эксплуатации в транспортном режиме.
Требованиями НПБ обусловлено, что двигатель должен обеспечить непрерывную работу насоса в течение шести часов при номинальных значениях напора и величины подачи воды. Это очень жесткие условия еще и потому, что в стационарном режиме эксплуатации отсутствует стационарный натекающий поток воздуха на радиатор, имеющий место в транспортном режиме эксплуатации. Поэтому не исключено, что в некоторых случаях произойдет перегрев двигателя. Во избежание этого неприятного явления экспериментально была установлена необходимость ограничить величину мощности, потребляемой в стационарном режиме nст = 0,7 Nmax . Во избежание большой интенсивности износа двигателей было установлено ограничение частоты вращения вала двигателя n = 0,75 nN.
Отобразим эти ограничений на внешней скоростной характеристике двигателя (рис.5.11) и из точки «К» построим частичную скоростную характеристику «ак». Ее можно построить по приведенной выше формуле, приняв координаты точки «К» за исходные. Рекомендуется также, чтобы в точке «К» был запас мощности не менее 15%, так показано на рисунке.
Ограничение режимов эксплуатации двигателя по мощности и частоте вращения вала значительно сокращает поле использования полезной его мощности. Это, естественно, требует жесткого согласования режимов работы двигателя и потребителя.
В случае, если потребляемая мощность будет превосходить мощность, соответствующую точке «К», то необходимо устройство дополнительного охлаждения двигателя. Для этого на некоторых автоцистернах установлены теплообменники (рис.5.12). Вода из системы охлаждения двигателя поступает в корпус 1 теплообменника и охлаждается водой, поступающей из пожарного насоса.
В двигателях автоцистерн изменена система выпуска отработавших газов. Перед глушителем 3 (рис.5.13) установлен газоструйный вакуумный аппарат 2. Отработавшие газы двигателя поступают к патрубкам 1. Газоструйный насос в аппарате 2 отсасывает воздух из пожарного насоса по трубке 6. В пожарном насосе создается необходимый вакуум для заполнения его водой из постороннего источника.
Из аппарата 2 отработавшие газы поступают в резонатор, соединяющий звуковые сигналы. Из глушителя отработавшие газы выходят в атмосферу по трубопроводу 4. В зимнее время они по трубопроводу 5 направляются в систему обогрева цистерны или насосного отсека с пожарным насосом.
- Пожарная техника
- Раздел 1. Пожарно-техническое вооружение…………………………
- Назначение пожарной техники. Ее классификация
- 3. Содержание пожарных автомобилей в пожарных частях
- 4. Задачи курса «Пожарная техника»
- Пожарная техника
- Введение
- Глава 1. Боевая одежда пожарных, оборудование для выполнения
- 1.1. Боевая одежда и снаряжение пожарных
- 1.3. Оборудование и инструмент для самоспасания и спасания людей
- 1.3. Таблица
- 1.4. Инструмент для выполнения первоочередных
- 1.5. Аварийно-спасательный инструмент с гидроприводом
- Глава 1.
- Глава 2. Пожарные насосы
- 2.1. Основные определения и классификация насосов
- 2.2. Объемные насосы
- 2.3. Струйные насосы
- 2.4. Пожарные центробежные насосы серии пн
- 2.5. Пожарные центробежные насосы (пцн)
- Пожарный центробежный насос высокого давления пцнв-20/200
- Пожарный центробежный насос высокого давления пцнв-4/400
- 2.6. Вакуумные системы пожарных насосов
- Газоструйные вакуумные системы. Эти системы применяются на ац и анр с насосами пн-40, пн-60 и пн-110.
- 2.7. Неисправности центробежных насосов и их обслуживание
- Неисправности насосных установок пн. Признаки возможных неисправностей, приводящих к отказам, их причины и способы устранения приводятся в табл.2.4.
- Глава 3. Пожарно-техническое вооружение
- 3.1. Пожарные рукава
- 3.2. Гидравлическое оборудование
- 3.3. Пенные пожарные стволы
- Глава 3
- Глава 4. Огнетушители
- 4.2. Газовые огнетушители
- 4.3. Порошковые огнетушители (оп)
- 4.4. Огнетушители воздушно-пенные (овп)
- 4.5. Огнетушители аэрозольные (оа)
- 4.6. Выбор, размещение и техническое обслуживание огнетушителей
- Глава 4
- Раздел 2. Основные элементы конструкций па
- Глава 5. Базовые транспортные средства па
- 5.1. Общие требования к па
- 5.2. Требования к па основного применения
- Ликвидация горения – боевое действие, при котором использование ац следует рассматривать как боевые условия эксплуатации.
- 5.4. Трансмиссии и приводы управления па
- Глава 5. Базовые транспортные средства па
- Глава 6. Элементы теории движения пожарного автомобиля
- 6.1. Тягово-скоростные свойства пожарного автомобиля
- 6.1.1. Тяговая сила ведущих колес
- 6.1.2. Сила сопротивления качению колес пожарного автомобиля
- 6.1.3. Сила сопротивления подъему пожарного автомобиля
- 6.1.4. Сила сопротивления воздуха
- 6.1.5. Сила инерции
- 6.1.6. Нормальные реакции опорной поверхности колес
- 6.1.7. Уравнение силового баланса пожарного автомобиля
- 6.1.8. Уравнение мощностного баланса пожарного автомобиля
- 6.1.9. Динамическая характеристика пожарного автомобиля
- 6.1.10. Разгон пожарного автомобиля
- 6.2. Аварийная безопасность пожарного автомобиля
- 6.2.1. Тормозные свойства пожарного автомобиля
- 6.2.2. Устойчивость и управляемость пожарного автомобиля
- 6.3. Проходимость и маневренность пожарного автомобиля
- Глава 6
- Глава 7. Насосные установки
- 7.1. Требования к насосным установкам
- 7.2. Арматура водопенных коммуникаций пожарных автоцистерн
- 7.3. Водопенные коммуникации (впк) ац
- 7.4. Согласование режимов работы двигателя па
- 7.5. Компоновка пожарных автомобилей
- 7.6. Дополнительное электрооборудование
- Глава 7. Насосные установки
- Глава 8. Основные пожарные автомобили общего применения
- 8.1. Пожарные автоцистерны и автонасосы
- 8.2. Автомобили насосно-рукавные пожарные (анр)
- 8.3. Работа на пожарных автомобилях
- 8.4. Анализ ац нового поколения
- 8.5. Автомобили первой помощи пожарные (апп)*
- 8.6. Мотопомпы
- Глава 8.
- Глава 9. Основные па целевого применения
- 9.1. Пожарные насосные станции (пнс)
- 9.2. Пожарные автомобили рукавные (ар)
- 9.3. Аэродромные пожарные автомобили
- 9.4. Пожарные автомобили воздушно-пенного тушения (апт)
- 9.6. Пожарные автомобили комбинированного тушения
- 9.7. Автомобили газового тушения (агт)
- 9.8. Автомобили газоводяного тушения (агвт)
- 9.9. Защита па от теплового излучения пожаров
- Глава 9
- Глава 10. Специальные и вспомогательные пожарные автомобили (спа)
- 10.1. Пожарные автомобили гдзс
- 10.2. Автомобили и прицепы дымоудаления
- 10.3. Аварийно-спасательные автомобили
- 10.4. Пожарные автомобили связи и освещения (асо)
- 10.5. Автомобили штабные (аш)
- 10.6. Пожарная техника на базе летательных аппаратов,
- 10.7. Техника, приспособленная для тушения пожаров
- Глава 10
- Глава 11. Пожарные автолестницы и автоподъемники коленчатые
- 11.1. Общие положения
- 11.2. Особенности устройства механизмов ал
- Линейная скорость оси колеса 3 (рис.11.9) равна
- 11.3. Управление механизмами ал и акп
- 11.4. Безопасность работы на ал
- 11.5. Обеспечение технической готовности и надежной работы ал
- 11.6. Пожарные автоподъемники (апк)
- Глава 11.
- Глава 12. Организация проектирования и изготовления пожарной техники
- 12.1. Методы правового регулирования взаимоотношения заказчика с разработчиком и производителем пожарной техники
- Глава 13. Эксплуатация пожарной техники
- 13.2. Методы оценки надежности и качества па
- 13.3. Система технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей
- 13.4. Влияние природно-климатических условий на эксплуатацию па
- 13.5. Техническое диагностирование
- Глава 14. Организация и задачи технической службы
- 14.1 Техническая служба, как система управления
- 14.3. Организация эксплуатации пожарных рукавов
- Глава 14
- Глава 13
- Глава 15. Обеспечение боевой способности пожарных частей
- 15.1. Обоснование потребности пожарной технической продукции
- 15.2. Приемка и списание пожарной техники
- 15.3. Охрана труда пожарных
- 15.4. Защита пожарной техники от коррозии
- 15.5. Техническая подготовка пожарных
- 15.6. Экологическая опасность пожарного автомобиля
- 3.1.9. Динамическая характеристика пожарного автомобиля
- 3.1.10. Разгон пожарного автомобиля
- 3.2. Аварийная безопасность пожарного автомобиля
- 3.2.1. Тормозные свойства пожарного автомобиля
- 3.2.2. Устройчивость и управляемость пожарного автомобиля
- Глава 15
- Глава 16. Основы сертификации продукции, работ и услуг
- 16.1. Методическая база сертификации
- 16.2. Организация сертификации
- 16.3. Цели сертификации. Оформление сертификата
- 16.4. Инспекционный контроль использования сертификата