logo
uchebnik pogtehnika

9.2. Пожарные автомобили рукавные (ар)

Пожарные АР специфические специальные автомобили. Они укомплектовываются большим количеством пожарных напорных рукавов диаметром 77, 110 или 150 мм. Общая длина рукавов достигает 2000…5000 м.

АР предназначены для обеспечения подачи большого количества воды на значительные расстояния, т.е. они используются только при тушении крупных пожаров. Они применяются только в комплексе с пожарными (или другими) насосными станциями или автоцистернами.

Специфика применения АР предъявляет к ним ряд особых требований. Прежде всего, они должны сооружаться на полноприводных шасси. Они позволяют прокладывать рукавные линии при движении. Их оборудуют устройствами для скатки рукавов и погрузки в кузов автомобиля. Скатанные рукава могут транспортироваться в кузове или на крыше АР. Для сохранности рукавов в кузове предусматривается специальная вентиляция под полом кузова. Возможно проветривание кузова через одно из его окон.

Общий вид АР-2(131)мод.133 представлен на рис.9.4. На бампере автомобиля установлена лебедка, предназначенная для оказания помощи машинам, застрявшим в пути и самовыталкивания. Лебедка потребляет мощность около 22 кВт. Ее привод осуществляется от коробки отбора мощности с помощью двух карданных валов и промежуточной опоры. От вала барабана лебедки осуществляется привод к специальному механизму для скатывания рукавов в скатки. Одновременно с помощью двух съемных приспособлений 8 (по обе стороны автомобиля) скатываются два рукава.

За трехместной кабиной 1 водителя установлен лафетный ствол 2. Подводящий трубопровод к нему выведен на правую сторону и закрыт заглушкой. Таким образом, после прокладки рукавной линии лафетным стволом можно тушить пожар. На некоторых АР лафетные стволы переносные.

На крыше кузова 4 откидные поручни образуют корзину 3, в которой после пожара может перевозиться часть пожарных рукавов.

Для хранения ПТВ в кузове предусмотрены ящики 6. Два ящика находятся еще в задней части кузова. Сзади кузов закрыт двухстворчатыми дверями. Двери задних ящиков в открытом положении образуют площадку для укладки рукавов и подъема внутрь кузова.

Кузов оборудован быстросъемными стойками, которые образуют вертикальные симметричные секции для укладки рукавов.

Рукава соединяют и укладывают в секции змейкой. При движении АР и открытых дверях легко осуществляется прокладка рукавных линий.

Вентиляция уложенных в кузов рукавов осуществляется через четыре специальные отверстия пола, закрываемые крышками, а также через дверной проем или люк крыши.

АР оборудован устройством 5 для загрузки скаток рукавов в кузов и газовой сиреной 7.

АР укомплектовывается различным оборудованием и инструментом. К ним относятся зажимы рукавные, прожектор, катушки к нему и тренога, лампа паяльная и другим оборудованием. Все оборудование и инструмент размещены в кабине водителя, в ящиках 6 кузова.

В настоящее время на вооружении ГПС могут быть использованы различные модели АР. Основные параметры показателей их характеристик представлены в табл.9.2.

Таблица 9.2

№№

п/п

Показатели

Размерность

Модель АР

АР-2(131)133

АР-2(43105)215

АР-2(4310)*/АР-2(43114)

1

2

3

4

5

6

7

8

Базовое шасси

Колесная формула

Мощность двигателя

Максимальная скорость

Численность боевого расчета

Длина напорных линий

d = 150 мм

d = 110 мм

d = 77 мм

Лафетный ствол

ПЛС-60КС

переносной ПЛС-20

Масса АР

-

-

кВт

км/ч

чел

м/шт

шт.

шт.

кг

ЗИЛ-131

6х6

110

80

3

1340/67

1760/88

2040/102

1

-

10425

КамАЗ-43105

6х6

155

85

3

1900/95+10

-

2800/140+10

-

2

14530

КамАЗ-4310

6х6

155

90/85

3/3

800/40

-

1200/60

1(40 л/с)

-

1200/15100

* Для модели АР-2(43114) указаны (в знаменателе) отличия от АР-2(4310).

На АР первой и второй модели осуществлена механизированная намотка рукавов в скатки и их погрузка в кузов. На третьей модели производится только механизированная намотка рукавов в скатки.

Принципиальная схема механизма намотки рукавов в скатки на АР-2(131) представлена на рис.9.5. Привод лебедки 3, установленной на АР, осуществляется от коробки отбора мощности 2, установленной на коробке передач 1. На валу с муфтой 4 закреплена ведущая звездочка 5 цепной передачи. С помощью цепи 6 приводится во вращение ведомая звездочка 7, закрепленная на валу 8. На концах вала 8 закреплены вилки 9 для намотки рукавов в скатки, их погрузка в кузов автомобиля производится с помощью специального механизма, устроенного в корме автомобиля. Он состоит из основания 4 и скалки 2 люльки (рис.9.6), шарнирно соединенной со стрелой 2. Последняя совместно с сектором 6 поворачивается на оси кронштейна 7. В положении, указанном на рисунке, скатка «а» легко смещается в кузов автомобиля. Специальным толкателем (на рисунке не показан) сектор 6 поворачивается на небольшой угол, а затем под тяжестью своей массы люлька перемещается в нижнее положение для погрузки на него скатки рукава. При включении пневмоцилиндра 1 сектор 6 будет поворачиваться тягой 8 с тросом и поднимать люльку в верхнее положение. На люльку могут укладываться две скатки диаметром 150 мм.

Пневматический цилиндр 1 двустороннего действия установлен под полом кузова, воздух к нему подводится от воздушного ресивера тормозной системы автомобиля.

Пожарный автомобиль рукавный АР-2(4310) отличается от АР-2(131) параметрами технической характеристики и особенностями конструкции механизма намотки рукавов и трансмиссии к нему.

Общий вид автомобиля представлен на рис.9.7. Внутреннее пространство кузова справа и слева оборудовано тремя продольными секциями. В них «гармошкой» уложены пожарные рукава. Они соединены между собой в одну линию в каждой секции. Часть рукавов уложены в скатках.

Боковые шторные двери (поз.2) закрывают отсеки с пожарно-техническим вооружением. На передней стенке кузова установлена откидная лестница для подъема боевого расчета к лафетному стволу 3.

Механизм намотки рукавов 4 подвешен на тележке с роликами. Он может перемещаться по направляющей, закрепленной к днищу кузова в переднем левом нижнем отсеке.

Трансмиссия на АР предназначена для привода аксиально-поршневого нерегулируемого гидронасоса, создающего рабочее давление 5±1 МПа в гидросистеме. Трансмиссия состоит из КОМ и карданного вала, который подводит мощность к гидронасосу.

Коробка отбора мощности устанавливается на правый люк коробки передач. Ее развернутая схема представлена на рис.9.8. Шестерня 3 находится в постоянном зацеплении с блоком шестерен заднего хода коробки передач и через блок шестерен 5 передает движение на вал 4. Включается КОМ электропневматическим приводом из кабины водителя. При этом подвижная шестерня 6 с вилкой перемещается по валу 7 и входит в зацепление с блоком шестерен 5. Включение производится из кабины водителя. При выключении электропневматического привода пружиной 10 валик 9 с вилкой переместит шестерню 6 вправо. Шестерня 6 выйдет из зацепления с шестерней 5. Передаточное число КОМ равно 1,19.

Гидропривод состоит из нерегулируемого гидронасоса, гидрораспределителя, маслобака, гидромотора и трубопроводов. Гидронасос с помощью карданного вала крепится к фланцу 12 КОМ.

Механизм намотки состоит из трех частей: А – гидромотора; В – планетарного механизма и С – барабана намотки в сборе (рис.9.9).

Гидромотор аксиально-поршневой. Так как гидронасос нерегулируемый, то гидромотор работает с постоянной скоростью.

Планетарный механизм – механизм с подвижными осями некоторых зубчатых колес. Передаточное отношение механизма, изображенного на рис.9.9, в общем виде записывается

, (9.1)

где: iabн - передаточное отношение от колеса а к колесу b при вращении водила Н; na и nb - частоты вращения колес а и б; nн - частота вращения водила; za и zb - числа зубьев колес а и б.

Так как колесо b заторможено, то nb = 0 и тогда,

. (9.2)

После преобразования запишем

, (9.3)

где: Db и da - диаметры начальных окружностей колес b и а.

Частота вращения водила Н, а, следовательно, и барабана в сборе будет равна

. (9.4)

Для рассматриваемого случая iabн = 4.

Барабан намотки состоит из ряда деталей. Между дисками 2 и 6 размещены два диска трения 7. Степень сжатия дисков и, следовательно, момента трения регулируется пружинами 4. При увеличении момента сопротивления на барабане больше допустимого произойдет пробуксовка в рассмотренном фрикционе и перегрузка мотора А будет предотвращена.

На барабане имеется ложемент для укладки рукавной головки.

В комплекте механизма намотки имеется специальный диск, который для формирования скатки устанавливается на барабан и крепится тремя гайками-барашками.

Включение механизма намотки может производиться либо с блока управления в кабине водителя, либо с коробки управления, расположенной в левом переднем отсеке за второй дверью.

Механизм намотки размещается на специальной тележке с роликами. Он может перемещаться по направляющей, которая прикреплена к днищу кузова в переднем левом нижнем отсеке.

Прокладка рукавных линий производится в такой последовательности:

После прокладки рукавных линий АР может использоваться для тушения пожара, подавая воду лафетным стволом. По проложенным рукавным линиям вода может подаваться в очаги горения лафетными или ручными стволами автоцистерн.

Намотка рукавов в скатки осуществляется в такой последовательности:

После формирования скатки ее снимают с барабана и укладывают в кузов.