logo
uchebnik pogtehnika

6.1.4. Сила сопротивления воздуха

Движущийся ПА часть мощности двигателя расходует на переме­щение воздуха и его трение о поверхность АТС.

Сила сопротивления воздуха Рв (Н) определяется по формуле

, (6.21)

где F лобовая площадь, м2; Кв — коэффициент обтекаемости, (Н • с24; υ— скорость автомобиля, м/с.

Лобовой площадью называют площадь проекции АТС на плоскость, перпендикулярную продольной оси автомобиля. Лобовую площадь можно определить по чертежам общего вида ПА.

При отсутствии точных размеров ПА лобовая площадь вычисляется по формуле

, (6.22)

где В — колея, м; Нr — габаритная высота ПА, м.

Коэффициент обтекаемости определяется для каждой модели АТС экспериментально, при продувке автомобиля или его модели в аэроди­намической трубе. Коэффициент Кв равен силе сопротивления воздуха, создаваемой 1 м2 лобовой площади автомобиля при его движении со скоростью 1 м/с. Для ПА на шасси грузовых автомобилей Кв = 0,5... 0,6 (Н • с2)/м4, для легковых Кв - 0,2...0,35 (Н • с24, для автобусов Кв = 0,4...0,5 (Н • с24.

При прямолинейном движении и отсутствии бокового ветра силу Рв принято направлять вдоль продольной оси АТС, проходящей через центр масс автомобиля или через геометрический центр лобовой площа­ди.

Мощность Nв (кВт), необходимая для преодоления силы сопротив­ления воздуха, определяется по формуле

, (6.23)

здесь F в м2, υ в м/с.

При υ≤ 40 км/ч сила сопротивления воздуха мала и при расчетах движения ПА на этих скоростях ее можно не учитывать.