logo
uchebnik pogtehnika

6.1. Тягово-скоростные свойства пожарного автомобиля

Тягово-скоростные свойства ПА определяются его способностью к движению под действием продольных (тяговых) сил ведущих колес. (Колесо называется ведущим, если к нему передается через трансмис­сию крутящий момент от двигателя АТС.)

Эта группа свойств состоит из тяговых свойств, позволяющих ПА преодолевать подъемы и буксировать прицепы, и скоростных свойств. позволяющих ПА двигаться с высокими скоростями, совершать раз­гон (приемистость) и двигаться по инерции (выбег).

Для предварительной оценки тягово-скоростных свойств использу­ется удельная мощность NG ПА, т.е. отношение мощности двигателя (N, кВт) к полной массе автомобиля (G, т). По НПБ 163-97 удельная мощность ПА должна быть не меньше 11 кВт/т.

У отечественных серийных ПА удельная мощность меньше рекомен­дованного НПБ значения. Увеличить NG серийных ПА можно, если устанавливать на них двигатели с большей мощнос­тью или не полностью использовать грузоподъемность базового шасси.

Оценка тягово-скоростных свойств ПА по удельной мощности мо­жет быть только предварительной, так как часто АТС с одинаковой NG имеют различную максимальную скорость и приемистость.

В нормативных документах и технической литературе нет единства в

оценочных показателях (измерителях) тягово-скоростных свойств АТС.

Общее число предлагаемых оценочных показателей более пят­надцати.

Специфика эксплуатации и движения (внезапный выезд с непрогре­тым двигателем, интенсивное движение с частыми разгонами и тормо­жениями, редкое использование выбега) позволяет выделить для оцен­ки тягово-скоростных свойств ПА четыре основных показателя:

максимальную скорость υmax ;

максимальный подъем, преодолеваемый на первой передаче с по­стоянной скоростью (угол αmax или уклон imax );

время разгона до заданной скорости tυ;

минимально устойчивую скорость υmin .

Показатели υmax, αmax, tυ и υmin определяются аналитически и экспериментально. Для аналитического определения этих показателей необходимо решить дифференциальное уравнение движения ПА, спра­ведливое для частного случая — прямолинейного движения в профи­ле и плане дороги (рис. 6.1). В системе отсчета oxyz это уравнение имеет вид

(6.1)

где G масса ПА, кг; δ > 1 - коэффициент учета вращающихся масс (колес, деталей трансмиссии) ПА; Рк — суммарная тяговая сила ведущих колес ПА, Н; ΡΣ=Pf+Pi+Pв суммарная сила со­противления движению, Н; Рf сила сопротивления качению колес ПА, Н: Рi сила сопротивления подъему ПА. Н; Рв — сила сопро­тивления воздуха. Н.

Решить уравнение (6.1) в общем виде сложно, так как неизвестны точные функциональные зависимости, связывающие основные силы (Рк,Рfi, Рв) со скоростью АТС. Поэтому уравнение (6.1) обычно решают численными методами (на ЭВМ или графически).

При определении тягово-скоростных свойств АТС численными ме­тодами наиболее часто используется метод силового баланса, метод мощностного баланса и метод динамической характеристики. Для ис­пользования этих методов необходимо знать силы, действующие на АТС при движении.