logo
uchebnik pogtehnika

6.1.5. Сила инерции

Часто движение ПА удобнее рассматривать в системе отсчета, жест­ко связанной с автомобилем. Для этого к ПА необходимо приложить инерционнные силы и моменты. В теории АТС инерционные силы и мо­менты при прямолинейном движении автомобиля без колебаний в про­дольной плоскости принято учитывать силой инерции Рj, (Н)

, (6.24)

где j — ускорение центра масс АТС, м/с2.

Сила инерции направлена параллельно дороге через центр масс АТС в сторону, противоположную ускорению. Для учета увеличения силы инерции из-за наличия у АТС вращающихся масс (колес, деталей, трансмиссии, вращающихся деталей двигателя) введем коэффициент δ. Коэффициент δ учета вращающихся масс показывает, во сколько раз энергия, затрачиваемая при разгоне вращающихся и поступательно движущихся деталей АТС, больше энергии, необходимой для разгона АТС, все детали которого движутся только поступательно.

При отсутствии точных данных коэффициент δ для ПА можно опре­делять по формуле

. (6.25)

Мощность Nj (кВт), необходимая для преодоления силы инерции, определяется по формуле

. (6.26)