logo
uchebnik pogtehnika

15.6. Экологическая опасность пожарного автомобиля

Одним из источников загрязнения окружающей среды являются автотранспортные средства. Доля пожарных автомобилей в их номенклатуре невелика. Однако специфика условий и режимов эксплуатации их двигателей оказывает большое влияние на состав отработавших газов.

Невозможность отводить отработавшие газы двигателей при проверке герметичности центробежных насосов газоструйными вакуумными аппаратами приводит к загрязнению помещений гаражей. Отработавшие газы двигателей в условиях неблагоприятного направления ветра могут поступать в зону работы водителя, управляющего насосом, при подаче воды на тушение пожара.

Особенность режимов эксплуатации двигателей пожарных автомобилей характеризуется, как указывалось раньше, следующим.

Пожарные автомобили в боевой готовности содержатся в гаражах пожарных частей при температурах окружающего воздуха, а зимой не ниже +120С. Температура окружающей жидкости их двигателей, как правило, равна температуре воздуха в гараже. В этих условиях производится запуск двигателей для проверки герметичности центробежных насосов.

В транспортном режиме при следовании по вызову на пожар двигатели работают в режиме прогрева. На боевых позициях они эксплуатируются в стационарных режимах, при температурах охлаждающей жидкости часто ниже оптимальной. В этих условиях осуществляется забор воды, подача ее на тушение пожаров.

Все это сказывается на составе различных веществ в отработавших газах двигателя.

Состав отработавших газов (ОГ) двигателей автомобилей. Общее количество различных химических соединений, входящих в состав отработавших газов достигает 200 наименований. Это в основном такие вещества, как оксид углерода (СО), окислы азота (NОх), углеводороды (СН), альдегиды (НСНО) и др.

Их количество в ОГ двигателей зависит не только от конструкции и типа двигателей, но и от ряда причин: нарушения состава рабочей смеси, ухудшения условий ее воспламенения, изменения дорожных сопротивлений при движении автомобиля и др. Однако в среднем содержание основных вредных продуктов в ОГ можно характеризовать величинами, приведенными в табл.15.3.

Таблица 15.3

Наименование веществ

Содержание в ОГ, %

дизели

карбюраторные двигатели

Оксид углерода

Углекислый газ

Углеводороды

Сернистый газ

Окислы азота

Альдегиды

Сажа, г/м3

0,2

12,0

0,10

0,03

0,50

0,002

0,25

5,0

10,0

0,5

0,008

0,30

0,025

0,05

Из этой таблицы следует, что дизели сравнительно мало содержат продуктов неполного сгорания (СО и СН). Однако содержание окислов азота и сажи в них значительно больше, чем в ОГ карбюраторных двигателей, что представляет серьезную опасность для окружающей среды.

При работе дизелей по внешней скоростной характеристике концентрация сажи в ОГ находится в пределах 0,6…1,2 мг/л, а иногда и больше. Экологическая опасность сажи заключается в том, что на поверхности ее частиц адсорбируется бензпирен (до 0,01 мг/м3), являющийся, по некоторым данным, канцерогенным веществом. Сажа, в отличие от других веществ ОГ не улетучивается в атмосферу, а осаждается на землю.

По воздействию на человека основные вредные вещества в ОГ подразделяются: ядовитые – СО и соединения свинца (в этилированных бензинах), канцерогенные – бензпирен, раздражающие – Nох, серные соединения, альдегиды; надоедающие – сажа и акролеин (СН2СН СНО).

Нормативы и методы измерения оксида углерода, углеводородов в ОГ карбюраторных двигателей и сажи в ОГ дизелей.

В ОГ карбюраторных двигателей определяют содержание оксида углерода и углеводороды Государственным стандартом (ГОСТ 17.2.2.03-87) установлены нормы их содержания в ОГ (табл.15.4).

Таблица 15.4

Частота вращения

Предельно допустимое содержание СО, %

Предельно допустимое содержание СН3 в объемных долях, млн-1

Для двигателей с числом цилиндров

До 4

Более 4

nmin

nпов

1,5

2,0

1200

600

3000

1000

Примечание: 1. При контрольных проверках автомобилей в эксплуатации допускается содержание СО до 30% при nmin.

2. nпов в диапазоне от 2000 … 0,8 n ном, об/мин

Перед определением содержания СО в ОГ двигатель должен быть прогрет до tож= 800С. Пробоотборный зонд устанавливают в выпускную трубу автомобиля на глубину не менее 300 мм от ее среза. Запустив двигатель, следует увеличить частоту вращения вала двигателя до nпов и проработать на этом режиме более 15 с. Затем, установив nmin, через 20 с измерить содержание СО и СН3 в ОГ.

Определение весовой концентрации СО определяют по формуле

GCO = , (15.14)

где: ν - содержание СО в ОГ, %; М – молекулярный вес СО (28).

Легко определить, что при содержании в выпускной трубе СО в ОГ равному 2% весовое содержание его равно 24976 мг/м3. Предельно допустимая концентрация (ПДК) СО равна 20 мг/м3, следовательно, в выпускной трубе концентрация СО превышает ПДК в 12488 раз.

В ОГ дизелей оценивается содержание сажи (С). Его определяют специальными дымомерами по степени ослабления светового потока или по затемнению стекла, на котором осаждается сажа. Такая оценка относительная, поэтому дымность определяют в процентах.

Содержание С определяют на режимах внешней скоростной характеристики и свободного выбега, т.е. при разгоне при полностью выжатой педали топлива. Предельное содержание сажи в ОГ дизеля указаны в табл.15.5.

Таблица 15.5

Режим испытаний

Предельно допустимые нормы дымности ОГ Кдоп %, не более

Режим скоростной характеристики

Режим разгона для дизеля

  • без наддува

  • с наддувом

45

40

50

Для измерений разработана специальная процедура, однако, она не распространяется на дизели, находящиеся в эксплуатации.

Зависимость величин выбросов СО и С ПТ режимов работы двигателей ПА.

По количеству СО в ОГ и дымности один ПА эквивалентен трем грузовым автомобилям (одинаковой грузоподъемности). Это соотношение обусловлено, главным образом, специфическими режимами работы двигателей ПА в стационарных условиях.

Холостой ход реализуется при ЕТО и кратковременных остановках ПА. Содержание СО и С в ОГ двигателей ниже, указанных в табл.15.5, нормативов.

Проверка ПН на герметичность производится при ЕТО в гаражах. Содержание СО и С ОГ двигателей зависит от температуры охлаждающей жидкости двигателя и частоты вращения его коленчатого вала. При проверке герметичности насоса ПН-40 на АЦ-40(130)63Б содержание СО в ОГ может определяться по формуле:

, (15.15)

где: tож - температура охлаждающей жидкости, 0С; n - частота вращения вала двигателя, об/мин.

При tож = 200С и n = 3000 об/мин количество СО = 11,45%, а при tож = 400С – СО = 11,2%. Это более чем в 5 раз больше нормативов, указанных в табл.15.4.

При такой концентрации оксида углерода в выпускной трубе двигателя его концентрация в атмосфере гаража значительно превысит ПДК, равное 20мг/м3. Так, при объеме гаража V = 2000 м3 и проверке 4 насосов ПН-УВ концентрация СО в гараже достигает значений 0,3 г/м3, что в 15 раз превышает ПДК.

Содержание сажи в ОГ некоторых дизелей оценивается дымностью в %. Она достигает значений 60…70%, что 1,3…1,5 раза превышает нормативные значения.

Транспортный режим. При следовании на пожар содержание СО в ОГ карбюраторных двигателей и сажи в ОГ дизелей на 10-20% выше, чем у грузовых автомобилей в первые минуты движения. Их количество в ОГ двигателей тем меньше, чем выше температура охлаждающей жидкости в двигателях, скорость движения и передача, на которой оно совершается.

Забор воды производится из водоемов при отсутствии пожарных водопроводных сетей. В отработавших газах содержание СО будет зависеть не только от факторов, рассмотренных при проверке герметичности насосов. Окажет влияние и глубина забора воды.

При заборе воды из водоемов температура охлаждающей жидкости двигателя может находиться в пределах 60…800С. Это приводит к уменьшению содержания СО в ОГ, но добавляется влияние глубины всасывания.

Количество диоксида углерода определяется по формуле

,%, (15.16)

где: tож - температура охлаждающей жидкости в двигателе 0С; n – частота вращения вала двигателя, об/мин; h - глубина забора воды, м.

При заборе воды насосом ПН-40УВ, установленном на АЦ-40(130)63Б при tож = 600С содержание диоксида углерода достигало (при n = 2000 и n = 3000 об/мин) значений 11 и 11,5%. При tож = 800С содержание СО уменьшилось до 10,5…11,2%.

Дымность от дизелей находилась в пределах 57…61% при tож = 600С и 55…59% при tож = 800С. Эти величины незначительно превышали нормативные величины.

Работа двигателя на привод пожарного насоса производится при tож > 600С в широком интервале времени от нескольких минут до 6 часов. Основными факторами, влияющими на содержание СО в ОГ двигателей (кроме tож) являются величины напоров, развиваемые насосами и их подачи.

,%, (15.17)

где: Н – напор, развиваемый насосом, м вод.ст.; Q - подача насоса, л/с.

В поле работы насоса о содержании оксида углерода при различных скоростях вращения вала насоса и температурах tож можно судить по результатам, представленным на рис.15.11. Из их рассмотрения следует, что содержание оксида углерода (%) тем меньше, чем больше расходы и напоры, характеризующие работу насоса. Следовательно, для уменьшения выбросов СО в атмосферу целесообразно при высоких tож возможно больше загружать насос.

Согласование режимов работы двигателя с пожарным насосом оказывает большое влияние на величины выбросов СО с отработавшими газами. Так, в двигателе ЗИЛ-130 часовые выбросы СО (рис.15.12) представлены в виде изолиний. Цифры у каждой из них характеризуют величину выброса СО в км/час.

Чем меньше величина крутящего момента, развиваемого двигателем и ниже частота вращения его вала, тем больше СО содержится в ОГ. Однако с их увеличением значительно возрастают часовые расходы топлива. Поэтому с увеличением крутящего момента и частоты вращения вала двигателя сильно повышается расход топлива и, следовательно, выброс ОГ и содержащегося в них оксида углерода. Как следует из рис.15.11 его величина измеряется в поле режимов работы двигателя от 0,5 до 25 кг/час. О величинах выбросов СО в ОГ при работе двигателя на привод пожарного насоса можно судить по координатам его поля крутящих моментов (площадь А). Количество различных веществ, содержащихся в ОГ, может быть во много раз больше допускаемых при неисправной топливной арматуре, приборах зажигания и т.д.

Поэтому для их уменьшения следует содержать ПА в надлежащем техническом состоянии, а двигатель эксплуатировать при температуре охлаждающей жидкости дизелей к оптимальной эксплуатационной.

Таблица 3.2

Дорожное покрытие

Состояние покрытия

Давление в шине

высокое

низкое

регулиремое

Асфальт, бетон

Сухое

Мокрое

0,5—0,7 0,35—0,45

0,7—0,8 0,45—0,55

0,7—0,8

0,5—0,6

Щебеночное

Сухое

Мокрое

0,5—0,6

0,3—0,4

0,6—0,7

0,4—0,5

0,6—0,7

0,4—0,55

Грунтовое (кроме суглинка)

Сухое Увлажненное Мокрое

0,4—0,5

0,2—0,4

0,15—0,25

0,5—0,6

0,3—0,45 0,25—0,35

0,5—0,6 0,35—0,5 0,2—0,3

Песок

Сухое

Влажное

0,2—0,3 0,35—0,4

0,22—0,4 0,4—0,5

0,2—0,3

0,4—0,5

Суглинок

Сухое

В пластическом состоянии

0,4—0,5

0,2—0,4

0,4—0,55 0,25—0,4

0,4—0,5

0,3—0,45

Снег

Рыхлое Укатанное

0,2—0,3 0,15—0,2

0,2—0,4

0,2—0,25

0,2—0,4

0,3—0,5

Любое

Обледенелое

0,08—0,15

0,1—0,2

0,05—0,1

Таблица 3.3

Тип дороги или покрытия

Состояние дороги или покрытия

Значение f

Дорога с асфальто-бетонным покрытием

Сухая, в хорошем состоянии Сухая, в удовлетворительном состоянии

0,015—0.018 0,018—0,020

Дорога с гравийным покрытием в хорошем состоянии

Сухая

0,020—0,025

Булыжное шоссе

Сухое, в хорошем состоянии Сухое, с выбоинами

0,025—0,030 0,035—0,050

Грунтовая дорога

Сухая, укатанная

Влажная (после дождя)

В период распутицы

0,025—0,035 0.050-0,15 0,10—0,25

Песок

Сухой

Сырой

0,10—0,30 0,060—0,150

Суглинистая и глинистая целина

Сухая

В пластическом состоянии

В текучем состоянии

0,040—0,060 0,100—0,200 0,20—0,30

Обледенелая дорога или лед

0,015—0,03

Укатанная снежная дорога

0,03—0,05