logo
uchebnik pogtehnika

15.5. Техническая подготовка пожарных

Общие положения. Цель изучения пожарной техники сводится к тому, чтобы пожарные знали:

– технические возможности пожарной техники и умели наиболее рационально ее использовать;

Руководство боевой и технической подготовкой возлагается на УПО-ОПО. Непосредственными ее руководителями в пожарных частях являются их начальники, они обязаны лично проводить занятия с личным составом своей части. Начальники караулов обучают боевые расчеты своего караула, а командиры отделения занимаются со своими отделениями.

Занятия проводятся по тематике, регламентированной Программой подготовки личного состава частей и гарнизонов пожарной охраны. Темами занятий должно быть изучение новой пожарной техники, поступающей на оснащение пожарной охраны. Могут назначаться темы занятий, определяемых на основании обобщения опыта использования техники на пожарах.

Для реализации поставленных целей обучения целесообразно использовать две формы занятий: классно-групповые и практические.

Классно-групповые занятия являются основой подготовки к практическим занятиям. Они проводятся в специально оборудованных классах. Кроме плакатов по устройству агрегатов пожарной техники, таблиц и схем, в нем желательно иметь образцы механизмов, макеты, отдельные виды ПТВ, оборудование классов должно обеспечивать наглядность обучения.

Практические занятия проводятся непосредственно на пожарных автомобилях с использованием мотопомп, пожарно-технического вооружения.

В зависимости от специальности пожарных и целей занятия они могут проводиться в гаражах или на открытых площадках, а также в подразделениях пожарных частей технической службы.

Подготовка руководителя к занятиям. Подготовка к занятию и его проведение – творческий процесс. Проводимое занятие должно вызывать профессиональный интерес. Основная цель занятий – повышение квалификации специалистов, воспитание у них патриотизма, верности служебному долгу, исполнительности. Безупречным исполнителем своих функциональных обязанностей может быть только высококвалифицированный специалист. Вот поэтому каждое занятие необходимо тщательно готовить.

Готовиться к занятиям следует в определенной последовательности.

  1. Изучить по программе содержание предстоящей темы занятия, значимость занятия для практики.

  2. Уяснить цель предстоящего занятия.

  3. Обосновать какие пособия или оборудование может быть использовано при подготовке и проведении занятий.

  4. Продумать вопросы техники безопасности особенно при проведении практических занятий.

  5. Начать работу над конспектом.

Определению целей занятия должно быть уделено особое внимание. В результате их формирования следует определить, что обучаемые должны усвоить на занятии, практическую значимость этих знаний. При подготовке практических занятий должно быть определено, какие приемы работы следует отработать, установить задачи предстоящих тренировок. Этим будет во многом определяться метод проведения занятий.

При проведении классных групповых занятий широко используются такие методы, как рассказ и беседа.

Рассказ представляет собой систематизированное последовательное изложение материала руководителем занятий. Рассказывая, объясняют принципы и закономерности работы механизмов, сообщают данные технических характеристик и т.д.

Беседа – это целенаправленный вопросно-ответный способ обучения. Он обеспечивает активное участие обучаемых в процессе занятия. Этот метод целесообразно использовать при закреплении и при повторении ранее полученных знаний. Рассказ и беседа могут дополнять друг друга.

Беседа более трудная форма занятий. Предлагаемые руководителем вопросы, должны быть четко сформулированными, ответы на них должны быть однозначными.

Иногда целесообразно рассказ и беседу сопровождать показом каких-либо действий с изучаемым оборудованием.

При проведении практических занятий целесообразно сочетать рассказ с показом приемов выполнения каких-либо работ. На основании практических умений должны формироваться навыки, т.е. способность автоматически выполнять какие-либо работы.

Руководитель практических занятий при их подготовке должен хорошо знать материал, предшествующих теоретических занятий, инструкции и руководство по эксплуатации ПА и ПТВ. Он сам должен уметь использовать ПТВ и личным примером учить пожарных приемам его применения.

В качестве помощников или руководителей занятий следует привлекать автомехаников и старших водителей (бригадиров). Они должны знать тему занятий, уметь демонстрировать использование ПТВ, последовательность выполнения работ.

При подготовке к занятиям руководитель должен тщательно продумать вопросы техники безопасности. Они должны быть обсуждены с лицами, привлекаемыми к проведению занятий. Первое условие безопасного проведения любых работ – это отличное знание их проведения. Второе условие – деловая обстановка при проведении работ.

План-конспект занятия должен отражать три части любого занятия: вводной, основной и заключительной.

Примерная схема плана занятий приводится ниже.

Вводная часть. В ней сообщается тема и цель занятия и осуществляется контроль подготовки к занятию.

В основной части излагается содержание основных вопросов, как указано в примерном плане. Разрабатывая вопросы, необходимо учитывать, что продолжительность изучения вопроса не должна превышать 15…20 минут. Ее увеличение приводит к утомляемости обучаемых, потере интереса к занятию, ухудшению его усвоения. Таким образом, на 2-х часовом занятии можно рассматривать 3-4 вопроса. Если объем материала большой, то целесообразно разделить его на два самостоятельных вопроса.

Заключительная часть любого занятия предназначена для подведения его итогов.

Оформление плана-конспекта – заключительная часть подготовки занятия. Он является, по существу, единственным методическим пособием на занятии и поэтому его следует четко разделить по частям занятия и рассматриваемым вопросам. Текст в нем должен быть лаконичным. Даже при хорошо составленном плане-конспекте, успех занятия определяется глубоким знанием сущности излагаемых вопросов.

Методика проведения занятия. Каждый руководитель занятий должен начинать с установления контакта с обучаемыми. Прежде всего, он должен извлечь максимум выгоды из своего внешнего вида, а для этого он обязан быть подтянутым и стоять прямо.

Занятие начинается сразу после того, как руководитель займет свое место. Говорить следует так, чтобы каждый слышал его слово без малейшего напряжения. Задав вопрос для контроля усвоения пройденного материала, не называйте фамилию, пока все обучаемые мысленно не ответят на вопрос. В обсуждение стремитесь вовлечь всех, для этого целесообразно, спрашивая одного обучаемого, предлагать дополнить ответы другим. Можно спросить мнение об ответе. Такая беседа должна заставить обучаемых мыслить, возбудить их активность.

Обучаемые должны уяснить, чем им предстоит заниматься. Поэтому руководитель сообщает им тему занятия, его цели, основные вопросы, а также порядок проведения занятия.

Утверждаю

Начальник ВПЧ

________________

(звание)

________________

(фамилия, имя, отчество)

«___»___________200__г.

План-конспект

проведения классно-группового (практического) занятия

Тема: ________________________________________________________

_________________________________________________________

Отводимое время: ________ час.

Учебные пособия и материальное обеспечение _____________________

(указать литературу, наставления, плакаты, ТСО, машины, пожарное оборудование, необходимое на занятии)

Цель занятия: 1 __________ 2 __________ 3 __________

(сформулировать, что обучаемые в результате занятия должны знать или уметь, какие навыки совершенствовать, воспитательные цели).

№№

План занятия. Учебные вопросы

Отводимое время

Краткое содержание и методические особенности изложения материала

1

2

3

4

1

2

Введение

Первый вопрос

Второй вопрос

Заключение

10-15

15

20

5-15

Контрольные вопросы. (Записать вопросы для проверки усвоения пройденного материала).

Иногда можно заранее записать фамилии обучаемых для опроса.

Сообщить тему и цель занятия. Указать какие вопросы будут изучаться. (Тему и цели не записывать, доложить по плану-конспекту).

Сообщить правила техники безопасности.

Изложить план или краткую запись сообщаемого материала. Записать цифровые данные. Указать пособия (например: Рассказать по плакату……….. или «Показать на макете», или «Изучить по образцу………» и т.д.).

В ряде случаев возможна зарисовка простых схем. Подчеркиванием выделить главное в сообщаемом материале.

Записать вопросы для проверки понимания изучаемого материала.

Второй и последующие вопросы разрабатываются, как указано выше.

Контрольные вопросы. (Записываются 2-3 вопроса по изучаемой теме только в случае, если предусматривается контроль) оценить усвоение материала.

Руководитель занятия

_______________________

(должность, звание)

_______________________

(фамилия, имя, отчество)

«___» ___________200__г.

Классно-групповое занятие. Последовательность занятия, изложенная в плане, должна четко выдерживаться. Прежде всего, необходимо четко разграничивать вопросы занятия, для этого указываются их наименования. Для достижения поставленной цели необходимо выделять наиболее существенные и важные положения, характерные признаки и особенность процессов, явлений и т.д. На классно-групповом занятии должно быть изучено и усвоено то, что необходимо на практике. Полученные знания должны будут стать основой умений. Руководитель должен быть уверен, что все обучаемые его правильно поняли и усвоили основное содержание изучаемого вопроса. Для этого необходимо не только задать вопросы с целью проверки правильного понимания и усвоения материала, но и спросить, имеются ли вопросы у обучаемых.

Задаваемые вопросы могут выходить за рамки подготовительного материала. Учитывая возможность постановки таких вопросов, руководитель занятия должен готовить материал в большем объеме, что предусмотрено программой и отражено в плане-конспекте. Может случиться, что у руководителя нет ответа на внезапно возникший вопрос. Появление таких вопросов практически невозможно предусмотреть. В таких случаях следует сказать, что вы не готовы ответить на этот вопрос и подготовите ответ к следующему занятию. На следующем занятии необходимо ответить на такой вопрос. Иногда ответ может дать кто-либо из обучаемых. Этим пренебрегать не следует.

Переход ко второму вопросу следует осуществлять, только убедившись в том, что все правильно поняли изучаемый вопрос.

При ведении обучаемыми записей следует добиваться, чтобы они делались осмысленно. Поэтому необходимо пояснить содержание изложенного вопроса и затем дать время для записи его содержания. Не рекомендуется злоупотреблять диктованием. В этом случае обучаемые большей частью механически записывают то, что им диктуют. Если записи делаются самостоятельно, то их формулировки обучаемые осмысливают. Это способствует развитию мышления и улучшению усвоения изучаемого материала.

Исключительно важное значение имеет использование на занятиях доски. Все записи, схемы или чертежи должны быть аккуратно выполнены. Изображая что-либо на доске, руководитель должен соблюдать логическую последовательность. Ему следует занимать такое положение у доски, чтобы обучаемые видели доску и все изображаемое на ней.

Во время занятий нередко приходится демонстрировать плакаты, схемы, диафильмы и т.д. Любая демонстрация всегда приводит к изменению условий обстановки. При этом переключается внимание обучаемых, что способствует снижению усталости, кроме того, сообщается новая информация и она активнее воспринимается. Вот поэтому необходимо этим процессом четко управлять. Руководитель занятия должен обратить внимание обучаемых на самое главное, самое существенное в излагаемом или демонстрируемом материале. По окончании показа необходимо сделать вывод из виденного.

При изложении учебного материала не следует все время непрерывно пользоваться конспектом. Это приводит к потере связи с обучаемыми, снижает их активность, занятие не достигает своей цели. К плану-конспекту необходимо обращаться для контроля последовательности изложенных учебных вопросов и распределения времени, а также для приведения точных формулировок, цифрового материала и т.д. По мере накопления опыта преподавания отпадает надобность в использовании конспекта. Однако составлять его всегда необходимо, всегда также следует отмечать в конспекте, что было изложено недостаточно ясно и четко. Используя накопленный опыт, становится возможным рационально совершенствовать методику обучения.

Практическое занятие. Необходимо изложить обучаемым цель предстоящего занятия, какие приемы работы будут отрабатываться, какие машины или оборудование планируется использовать.

На основании знаний должна формироваться способность, умение выполнять какую-либо работу или приемы использования пожарных машин, пожарно-технического вооружения.

Методика формирования умений включает три элемента.

Во-первых, следует убедиться, что обучаемые знают значимость предстоящей работы или отрабатываемых приемов. Знание порядка выполнения работы является основой умения. Во-вторых, руководитель должен показать, как, в какой последовательности выполняется работа. В-третьих, все обучаемые должны выполнить работу или повторить отрабатываемый прием.

Контролируя выполнение работы, руководитель должен обращать внимание на правильность и последовательность выполнения операций или приемов. Для активизации занятия рационально поручить контроль обучаемым, которые уже выполнили эту работу или спрашивать их мнение об успешности освоения отрабатываемых вопросов. Допускаемые ошибки должны обсуждаться и устраняться.

Убедившись, что обучаемые приобрели необходимые умения можно переходить к формированию навыков выполнения работ или приемов использования оборудования.

Заключительная часть занятия предназначена для подведения итогов. В этой части необходимо, прежде всего, убедиться в том, что основные положения занятия усвоены. Если какой-либо из вопросов не усвоен достаточно четко, то руководителю следует добиться правильного его понимания.

По заранее подготовленным вопросам контроль проводится так же, как во вводной части занятия.

На основании результатов контроля указать как обучаемые усвоили материал темы.

В заключительной части практического занятия необходимо оценить качество выполнения изучаемых операций и работ, а также указать на типичные недостатки, которые допускались обучаемыми на занятиях и высказать рекомендации по их устранению.

Руководителю следует помнить, что качество проводимых им занятий определяется уровнем его профессиональной подготовки и качеством подготовки к занятиям.