Глава 9
Рис.9.1. Общий вид станции ПНС-110(131)мод.131А
1 – шасси ЗИЛ-131; 2 – установка оборудования; 3 – система охлаждения; 4 – дизель; 5 – система выхлопа; 6 – кузов; 7 – система воздухопуска; 8 – дополнительное оборудование; 9 –насос; 10 – система управления; 11 – насосная рама; 12 – механизм крепления запасного колеса; 1 3- топливная система; 14 – рама; 15 – система смазки; 16 – вакуумная система.
Рис.9.2. Гидравлическая характеристика ПН-110.
Рис.9.3. Насос пожарный ПН-110
1 – заглушка; 2 – манжет уплотнительный; 3 – патрубок всасывающий; 4 – щуп; 5 – шариковый подшипник №50313; 6 – фланец; 7 – крышка; 8 – сальник; 9 – вал; 10 – роликовый подшипник сферический №3516; 11 – стакан уплотнительный с каркасными сальниками АСК-80; 12 – кран сливной; 13 – корпус насоса; 14- колесо рабочее; 15- кольцо резиновое; 16 – крышка насоса; 17 – кольцо уплотнительное.
Рис.9.4. Автомобиль пожарный рукавный АР-2(131)мод.133
1 – кабина; 2 – лафетный ствол; 3 – корзина; 4 – кузов; 5 – механизм погрузки скаток рукавов; 6 – отсеки с ПТВ; 7 – газовая сирена; 8 – механизм скатки рукавов.
Рис.9.5. Механизм скатки рукавов
1 – коробка передач; 2 – коробка отбора мощности; 3 – лебедка; 4 – муфта; 5 и 7 – ведущая и ведомая звездочки; 6 – цепь; 8 – вал; 9 – вилки для намотки рукавов.
Рис.9.6. Механизм погрузки скаток рукавов
1 – пневмоцилиндр; 2 и 4 - скалки и основание люльки; 3 – стрела; 5 – упор основания люльки; 6 – сектор; 7 – кронштейн; 8 – тяга.
Рис.9.7. Автомобиль пожарный рукавный АР-2(4310) ПМ-538
- шасси; 2 – отсек ПТВ; 3 – лафетный ствол; 4 – механизм намотки рукавов; 5 – кузов.
Рис.9.8. Коробка отбора мощности
1 – корпус; 2 – ось; 3 – зубчатое колесо; 4 – вал; 5 – блок шестерен; 6 – подвижная шестерня включения; 7 – вал; 8 – шпонка; 9 – валик; 10 – пружина; 11 – поршень; 12 – муфта
Рис.9.9. Механизм намотки
А – гидромотор; В – планетарный механизм
а – солнечная шестерня; д – сателлит; в – шестерня с внутренним зацеплением; Н – водило; с – барабан в сборе:
1 – вал; 2, 6 – наружные и внутренние диски; 3 – регулировочная гайка; 4 – пружина; 5 – барабан; 7 – диски трения.
Рис.9.10. Распределение аварий с самолетами
Рис.9.11. Пожарный насос
1 – муфта фланца; 2 – вал; 3 – червяк привода спидометра; 4 – кольцо; 5 - проставка корпуса; 6, 8 – подшипник; 7 – щуп; 9 – штуцер; 10 – шланг; 11 – рабочее колесо; 12 – направляющий аппарат; 13 – корпус; 14 – корпус крышки насоса; 15,16,20,23 – уплотнительное кольцо; 17 – предвключенное кольцо; 8 – стопорная шайба; 19 – гайка; 21 – сливной краник; 22 – прокладка; 24 – манжета; 25 – уплотнительный стакан; 26 – кольцо стопорное; 27 – ведомая шестерня привода тахометра; 28 – направляющая втулка; 29 – крышка; 30 – сальник.
Рис.9.12. Автомобиль аэродромный пожарный АА-60(7310) мод 160.01
1 – лафетный ствол; 2 – отсек для двигателя шасси; 3 – ящик для ЗИП; 4 – подогреватель; 5 – ящик ЗИП; 6 – цистерна для воды; 7 – бак пенообразователя; 8 – ящик ЗИП шасси; 9, 10 – отсек моторно-насосного агрегата; 11 – радиатор обогрева насосного отсека; 12 – подножка откидная; 13 – система выпуска газов; 14 – щит электрооборудования; 15 – отсек ПТВ; 16- шасси МАЗ-7310.
Рис.9.13. Водопенные коммуникации
1 – насос ПН-40Б; 2 – пеносмеситель; 3 – штуцер; 4 – клапан Ду-5-; 5 – клапан Ду-32; 6 – пенобак; 7 – напорные задвижки; 8 – вакуумный кран; 9 – лафетный ствол; 10 – клапан Ду-125; 11 – клапан Ду-90; 12 – цистерна; 13 – задвижка коллектора; 14 – клапан Ду-150.
Рис.9.14. Система пневмопривода
1,2 – цилиндр управления лафетным стволом; 3-14 – электропневматический вентиль; 15 – цилиндр управления сцеплением; 16 – регулятор давления; 17 – компрессор;18 - кран отбора воздуха; 19 – воздушный баллон; 20 – клапан-ограничитель; 21 – клапан Ду-32; 22 – клапан Ду-90; 23 – клапан Ду-125; 24 – клапан Ду-150; 25 – клапан Ду-50.
Рис.9.15. Принципиальная схема гидропровода лафетного ствола
1 – бак для масла; 2 – кран разобщительный; 3 – насос; 4 – предохранительный клапан; 5 – золотник; 6 – цилиндр поворота ствола; 7 – цилиндр подъема ствола; 8 – ручной насос; 9 – трубопровод дренажный; 10 – фильтр; 11 – трубопровод сливной.
Рис.9.16. Общий вид АА-7,2/55(4310)
1 – шасси; 2 – площадка ПТВ; 3 – передний отсек, двигатель ЯМЗ-238; 4 – лафетный ствол; 5 – цистерна; 6 – ПТВ; 7 – задний отсек, центробежный насос ПН-60 и ПТВ; 8 – установка покрытия ВПП пеной; 9 – углекислотная установка; 10 – установка тушения пожара самолета УТПС-3.
Рис.9.17. Установка УТПС и лафетного ствола
1 – установка УТПС; 2 – передний отсек; 3 – кран управления УТПС; 4 – упор; 5 – пневмопривод включения крана; 6 – лафетный ствол; 7 – кран управления лафетным стволом; 8 – цистерна; 9 – насос.
Рис.9.18. Установки тушения пожаров самолета
1 – ствол-распылитель; 2 – пеногенератор; 3 – гидроцилиндр поворота; 4 –коллектор; 5 – подводящая магистраль; 6 – маслопроводы; 7 – гидропанель гидрораспределителей; 8 – насос масляный; 9 – бак масляный; 10 – гидроцииндр подъема; 11 – фиксатор подъема; 12 – фиксатор поворота; 13 – турбина.
Рис.9.19. Водопенные коммуникации АА-7,2/55(4310)
1 – установка тушения пожара самолета (УТПС); 2, 5, 20 – краны Ду-100; 3,11 – краны Ду-150; 4 – лафетный ствол ЛСПК-60; 6 – цистерна; 7 – уровнемер; 8 – пожарный насос ПН-60; 9 – вентиль Ду-100; 10 – кран сливной; 12 – труба с соединительными головками Ду-50; 13 – всасывающий патрубок насоса; 14 – пеносмесители; 15 0 головка-заглушка всасывания Ду-50; 16,17 – кран Ду-40; 18 – пенобак; 19 – головка-заглушка напорная Ду-80; 21 – затвор вакуумный.
Рис.9.20. Кран вакуумный
1 – коллектор насоса; 2 – прокладки; 3 – втулка прозрачная; 4 – фланец; 5 – кран головки 1/2"; 6 – патрубок подводящий; 7 – дренажный винт.
Рис.9.21. Пожарный аэродромный автомобиль АА-8,0/60-50/3 (43118)
1 – шасси; 2 – проблесковый маячок; 3 – рукав; 4 – лафетный ствол; 5 – цистерна с пенобаком; 6 – кузов; 7 – пожарно-техническое вооружение; 8 – насосная установка; 9 – установка для покрытия ВПП пеной.
Рис.9.22. Установка стойки
1 – стойка; 2,5 – кронштейны; 3 – кран; 4 – рукав; 6 – гидроцилиндр; 7 – тяга.
Рис.9.23. Водопенные коммуникации АА-8/60-50/3 (43118)-549
1 – цистерна; 2 – пенобак; 3 – вентиль Ду-25; 4 – пеносмеситель; 5 – клапан Ду-125; 6 – всасывающий патрубок; 7 – насос ПН-60; 8 – коллектор насоса; 9 – рукав напорный диаметром 77 мм; 10 – установка для покрытия пеной ВПП; 11 – вакуумный кран; 12- задвижка; 13 – задвижка; 14 – лафетный ствол; 15 – гидроцилиндр подъема лафетного ствола; 16 – шаровой кран; 17 – задвижка; 18 – вентиль Ду-25.
Рис.9.24. Водопенные коммуникации АВ-40(5557) ПМ 557А
1 – насос; 2 – напорная задвижка Ду-70; 3 – вакуумный кран; 4 – задвижка Ду-80; 5 – лафетный ствол; 6 – цистерна; 7 – вентиль Ду-50; 8 – задвижка Ду-100; 9 – вентиль Ду-25; 10 – всасывающий патрубок; 11 – головка-заглушка ГЗ-50У; 12 – пеносмеситель ПС-5.
Рис.9.25. Схема дозатора-смесителя
а) 1 – труба; 2 – штуцер; 3 – соединительная головка;
б) включение дозатора-смесителя
Рис.9.26. Схема пожарного насоса ПН-1200
1 – корпус; 2 – ведущий вал; 3 – муфта; 4 – ведомый вал; 5,8 – ведущее и ведомое зубчатое колесо; 6 – колесо центробежное; 7 – всасывающий патрубок.
Рис.9.27. Система обогрева емкостей с пенообразователем
1,8 - цистерны №1 и №3; 2 – приемная труба; 3 – газоструйный вакуумный аппарат; 4 – заслонка; 5 – глушитель; 6 – выпускная труба; 7 – нагреватель пенообразователя; 9 – соединительные патрубка; 10 – обогрев насосного отсека; 11 – выхлопная труба.
Рис.9.28. Водопенные коммуникации АВ-20(53213)ПМ 525
1 – насос; 2 – вентиль Ду-50; 3 - головка напорная ГМ-50; 4 – пеносмеситель АВ-20; 5 – вентиль Ду-50; 6 – вентиль Ду-25; 7 – цистерна; 8 – вентиль Ду-65; 9 – вентиль Ду-25; 10 – головка-заглушка ГЗ-100; 11 – всасывающий патрубок.
АА-7,2/55(4310).
Рис. 9.29. Схема порошковой установки с псевдоожижением порошка и непрерывной подачей сжатого газа в сосуд через пористый элемент:
1-баллоны со сжатым газом;
2-вентиль;3-редуктор;4-коллектор;5-обратный клапан;6-сосуд для порошка;7-аэроднище;8-сифон;9-шаровой кран;10-шарнир лафетного ствола;11-обратный клапан;12-крышка сосуда.
Рис. 9.30. Схема порошковой установки с установки с псевдоожижением порошка и непрерывной подачей сжатого газа в сосуд через форсунки:
1-баллоны со сжатым газом;
2-вентиль;3-редуктор;4-коллектор;5-обратный клапан;6-сосуд для порошка;7-форсунки;8-сифон;9-шаровой кран;10-шарнир лафетного ствола;11-обратный клапан;12-крышка сосуда.
Рис. 9.31. Схема порошковой установки с совместным хранением сжатого газа и порошка в сосуде (установка закачного типа):
1-малогабаритный компрессор; 2-оратный клапан;3-сосуд; 4-сифон; 5-шаровой кран; 6-лафетный ствол; 7-горловина; 8-блок автоматики; 9-датчик давления.
Рис. 9.32. Зависимость концентрации газо-порошковой смеси от абсолютного давления в сосуде порошковой установки при различных условиях транспортировки:
1 – сплошной поток (установка 3-го типа); 2 – средняя концентрация (установка 1-ого типа); 3 – то же (установка 2-ого типа).
Рис. 9.33. Принципиальная схема порошковой установки пожарного автомобиля порошкового тушения. АП- 5000-40(53213)ПМ-567:
1- батарея баллонов коллектором; 2- кран для зарядки баллонов сжатым газом; 3-кран для выпуска сжатого газа; 4- манометры; 5- фильтры; 6- предохранительный клапан; 7-кран для подачи порошка к пожарному стволу; 8- лафетный ствол; 9- сосуд; 10- краны подачи порошка к ручным стволам; 11- рукавные катушки с рукавами; 12- ручные стволы; 13- форсунки; 14- кран продувки линий лафетного и ручных стволов; 15- кран подачи сжатого газа в сосуд; 16- кран для выпуска сжатого газа из сосуда; 17- редуктор; 18- кран подачи газа к редуктору.
Рис. 9.34. Пожарный автомобиль комбинированного тушения АКТ 1/1(4320)
Рис. 9.35. Пожарный автомобиль комбинированного тушения АКТ 6/1000-80/20(53229)
1-шасси; 2-дополнительная кабина для боевого рсчета; 3-порошковая установка 4-порошковый лафетный ствол;5-водо-пенный лафетный ствол;6-водо-пенная установка.
Рис.9.36. Принципиальная схема углекислотной установки
1 – баллон; 2 – вентиль; 3 –коллектор; 4 – вентиль; 5 – катушка; 6 – вентиль; 7 – раструб.
Рис.9.37. Принципиальная схема углекислотной установки АГТ-0,6 (3309)
1 – секция баллонов; 2,4,5 – вентили; 3 – пусковое устройство; 4 – лом-пробойник; 6 – катушка; 7 – рабочий коллектор.
Рис.9.38. Общий вид АГТ-0,6(3309)
шасси; 2 – кабина боевого расчета; 3,5 – отсеки с катушками; 4 – отсек с баллонами.
Рис.9.39. График изменения скорости отработавшего газа:
1 – без воды; 2 – при подаче воды с расходом 60 л/с.
Рис.9.40. Графики изменения температуры отработавшего газа:
1 – без воды; 2 – при подаче воды с расходом 60 л/с.
Рис.9.41. АГВТ-150(43114)
1 – шасси; 2 – кабина; 3 – система орошения; 4 – цистерна для топлива; 5 – лафетный ствол; 6 – ТРД; 7 – подъемно-поворотное устройство; 8 – гидроцилиндр подъема; 9 – механизм блокировки рессор; 10 – бак для воды.
Рис.9.42. Гидравлическая схема привода
1 – бак; 2 – коробка отбора мощности; 3 – насос; 4 – насос от двигателя; 5 – блок обратных клапанов; 6 – манометр; 7 – блок клапанов; 8 – гидромотор поворота двигателя; 9 – гидроцилиндры подъема двигателя; 10 – блокировка рессор; 11 – насосный агрегат системы орошения; 12 – бак для воды; 13 – гидрораспределители; 14 – предохранитель; 15 – щуп; 16 – фильтр; 17 – ручной насос; 18 – дренажная линия.
Рис.9.43. Силы, действующие на АГВТ
Рис.9.44. Величины поверхностной плотности лучистого потока в различных расстояниях от фронта пламени
1 – распыленный нефтяной фонтан с дебитом 2·106 м3/сутки; 2 – штабель дров высотой 12 м; 3 – факел сжиженного газа с расходом 10 кг/с; 4 – штабель лесоматериалов 6х6х6 м.
Рис.9.45. Кинематика нагрева вертикальных поверхностей непрозрачного ограждения
---- - наружные поверхности; - - - - внутренние поверхности
1,5 - 25 кВт/м2; 2 – 19 кВт/м2; 3 – 11 кВт/м2; 4,6 – 7 кВт/м2; 7 – безопасная зона в кабине боевого расчета.
Рис.9.46. Области безопасной работы боевого расчета по микроклиматическим параметрам в кабине-салоне
А – без средств защиты; Б – с теплозащитным покрытием
1 – 6 – по потоку теплового излучения; 2 – 4 – по температуре внутренней поверхности; 3 – 5 – по температуре воздуха.
Рис.9.47. Принципиальная схема защиты ПА от тепловых излучений
1,2 – всасывающие патрубки насоса; 3 – лафетный ствол; 4,5 – нагнетающие патрубки насоса; 6 – 9 – оросители крыши; 1 – 14 – оросители колес.
Рис.9.48. Насадок для получения веерообразных струй.
- Пожарная техника
- Раздел 1. Пожарно-техническое вооружение…………………………
- Назначение пожарной техники. Ее классификация
- 3. Содержание пожарных автомобилей в пожарных частях
- 4. Задачи курса «Пожарная техника»
- Пожарная техника
- Введение
- Глава 1. Боевая одежда пожарных, оборудование для выполнения
- 1.1. Боевая одежда и снаряжение пожарных
- 1.3. Оборудование и инструмент для самоспасания и спасания людей
- 1.3. Таблица
- 1.4. Инструмент для выполнения первоочередных
- 1.5. Аварийно-спасательный инструмент с гидроприводом
- Глава 1.
- Глава 2. Пожарные насосы
- 2.1. Основные определения и классификация насосов
- 2.2. Объемные насосы
- 2.3. Струйные насосы
- 2.4. Пожарные центробежные насосы серии пн
- 2.5. Пожарные центробежные насосы (пцн)
- Пожарный центробежный насос высокого давления пцнв-20/200
- Пожарный центробежный насос высокого давления пцнв-4/400
- 2.6. Вакуумные системы пожарных насосов
- Газоструйные вакуумные системы. Эти системы применяются на ац и анр с насосами пн-40, пн-60 и пн-110.
- 2.7. Неисправности центробежных насосов и их обслуживание
- Неисправности насосных установок пн. Признаки возможных неисправностей, приводящих к отказам, их причины и способы устранения приводятся в табл.2.4.
- Глава 3. Пожарно-техническое вооружение
- 3.1. Пожарные рукава
- 3.2. Гидравлическое оборудование
- 3.3. Пенные пожарные стволы
- Глава 3
- Глава 4. Огнетушители
- 4.2. Газовые огнетушители
- 4.3. Порошковые огнетушители (оп)
- 4.4. Огнетушители воздушно-пенные (овп)
- 4.5. Огнетушители аэрозольные (оа)
- 4.6. Выбор, размещение и техническое обслуживание огнетушителей
- Глава 4
- Раздел 2. Основные элементы конструкций па
- Глава 5. Базовые транспортные средства па
- 5.1. Общие требования к па
- 5.2. Требования к па основного применения
- Ликвидация горения – боевое действие, при котором использование ац следует рассматривать как боевые условия эксплуатации.
- 5.4. Трансмиссии и приводы управления па
- Глава 5. Базовые транспортные средства па
- Глава 6. Элементы теории движения пожарного автомобиля
- 6.1. Тягово-скоростные свойства пожарного автомобиля
- 6.1.1. Тяговая сила ведущих колес
- 6.1.2. Сила сопротивления качению колес пожарного автомобиля
- 6.1.3. Сила сопротивления подъему пожарного автомобиля
- 6.1.4. Сила сопротивления воздуха
- 6.1.5. Сила инерции
- 6.1.6. Нормальные реакции опорной поверхности колес
- 6.1.7. Уравнение силового баланса пожарного автомобиля
- 6.1.8. Уравнение мощностного баланса пожарного автомобиля
- 6.1.9. Динамическая характеристика пожарного автомобиля
- 6.1.10. Разгон пожарного автомобиля
- 6.2. Аварийная безопасность пожарного автомобиля
- 6.2.1. Тормозные свойства пожарного автомобиля
- 6.2.2. Устойчивость и управляемость пожарного автомобиля
- 6.3. Проходимость и маневренность пожарного автомобиля
- Глава 6
- Глава 7. Насосные установки
- 7.1. Требования к насосным установкам
- 7.2. Арматура водопенных коммуникаций пожарных автоцистерн
- 7.3. Водопенные коммуникации (впк) ац
- 7.4. Согласование режимов работы двигателя па
- 7.5. Компоновка пожарных автомобилей
- 7.6. Дополнительное электрооборудование
- Глава 7. Насосные установки
- Глава 8. Основные пожарные автомобили общего применения
- 8.1. Пожарные автоцистерны и автонасосы
- 8.2. Автомобили насосно-рукавные пожарные (анр)
- 8.3. Работа на пожарных автомобилях
- 8.4. Анализ ац нового поколения
- 8.5. Автомобили первой помощи пожарные (апп)*
- 8.6. Мотопомпы
- Глава 8.
- Глава 9. Основные па целевого применения
- 9.1. Пожарные насосные станции (пнс)
- 9.2. Пожарные автомобили рукавные (ар)
- 9.3. Аэродромные пожарные автомобили
- 9.4. Пожарные автомобили воздушно-пенного тушения (апт)
- 9.6. Пожарные автомобили комбинированного тушения
- 9.7. Автомобили газового тушения (агт)
- 9.8. Автомобили газоводяного тушения (агвт)
- 9.9. Защита па от теплового излучения пожаров
- Глава 9
- Глава 10. Специальные и вспомогательные пожарные автомобили (спа)
- 10.1. Пожарные автомобили гдзс
- 10.2. Автомобили и прицепы дымоудаления
- 10.3. Аварийно-спасательные автомобили
- 10.4. Пожарные автомобили связи и освещения (асо)
- 10.5. Автомобили штабные (аш)
- 10.6. Пожарная техника на базе летательных аппаратов,
- 10.7. Техника, приспособленная для тушения пожаров
- Глава 10
- Глава 11. Пожарные автолестницы и автоподъемники коленчатые
- 11.1. Общие положения
- 11.2. Особенности устройства механизмов ал
- Линейная скорость оси колеса 3 (рис.11.9) равна
- 11.3. Управление механизмами ал и акп
- 11.4. Безопасность работы на ал
- 11.5. Обеспечение технической готовности и надежной работы ал
- 11.6. Пожарные автоподъемники (апк)
- Глава 11.
- Глава 12. Организация проектирования и изготовления пожарной техники
- 12.1. Методы правового регулирования взаимоотношения заказчика с разработчиком и производителем пожарной техники
- Глава 13. Эксплуатация пожарной техники
- 13.2. Методы оценки надежности и качества па
- 13.3. Система технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей
- 13.4. Влияние природно-климатических условий на эксплуатацию па
- 13.5. Техническое диагностирование
- Глава 14. Организация и задачи технической службы
- 14.1 Техническая служба, как система управления
- 14.3. Организация эксплуатации пожарных рукавов
- Глава 14
- Глава 13
- Глава 15. Обеспечение боевой способности пожарных частей
- 15.1. Обоснование потребности пожарной технической продукции
- 15.2. Приемка и списание пожарной техники
- 15.3. Охрана труда пожарных
- 15.4. Защита пожарной техники от коррозии
- 15.5. Техническая подготовка пожарных
- 15.6. Экологическая опасность пожарного автомобиля
- 3.1.9. Динамическая характеристика пожарного автомобиля
- 3.1.10. Разгон пожарного автомобиля
- 3.2. Аварийная безопасность пожарного автомобиля
- 3.2.1. Тормозные свойства пожарного автомобиля
- 3.2.2. Устройчивость и управляемость пожарного автомобиля
- Глава 15
- Глава 16. Основы сертификации продукции, работ и услуг
- 16.1. Методическая база сертификации
- 16.2. Организация сертификации
- 16.3. Цели сертификации. Оформление сертификата
- 16.4. Инспекционный контроль использования сертификата