15.3. Охрана труда пожарных
Отличительной особенностью профессиональной деятельности пожарных является то, что она осуществляется в трех различных сферах.
Во-первых, пожарные в стационарных условиях пожарных частей обеспечивают и поддерживают техническую готовность пожарных машин. Для этого они осуществляют техническое их обслуживание и ремонт.
Во-вторых, они – участники транспортно-уличных потоков с преимущественным правом движения. Необходимость следования на пожар с высокими скоростями пожарные машины и их боевые расчеты могут являться принципиально опасными в возникновении дорожно-транспортных происшествий.
В-третьих, они используют пожарную технику в нестандартной и непредсказуемой обстановке, подвергаясь всем опасным факторам пожара.
Эти сферы деятельности пожарных могут являться источниками разного уровня опасности для них. Так, установлено, что во всех указанных выше сферах деятельности пожарных их гибель распределяется, как указано на рис.15.2. Естественно, что наибольшее количество погибающих имеет место на пожарах и в дорожно-транспортных происшествиях.
Профессия пожарных не только трудна, но и является одной из самых опасных. По данным США почти 40000 случаев смерти пожарных 42% произошло вследствие сосудисто-сердечных заболеваний, 29% - от обрушения конструкции, 8% - от ожогов, остальные – по другим причинам. На 100 тыс. жителей смерть наступила от сердечно-сосудистых заболеваний у 68 пожарных, 56 – шахтеров и 35 полицейских.
Изложенные особенности обусловливают строгую регламентацию – правил охраны труда (ОТ), а также организации их четкого и безусловного исполнения. Эти требования подчеркиваются и тем, что согласно данным международной статистики, главным возникновением несчастных случаев является, как правило, не техника, не организация труда, а сам работающий человек, который по тем или иным причинам не соблюдал правил техники безопасности, нарушал нормальное течение трудового процесса, не использовал предусмотренные средства защиты и т.п.
Для изучения регламентаций правил охраны труда следует дать четкие определения основных понятий.
В процессе трудовой деятельности на человека воздействуют опасные и вредные производственные факторы.
Опасный производственный фактор – фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме или к внезапному резкому ухудшению здоровья.
Воздействие на человека опасного фактора при выполнении им служебных обязанностей приводит к несчастному случаю.
Вредный производственный фактор – то же, но приводит к заболеваниям или снижению работоспособности.
Техника безопасности (ТБ) – система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих воздействие на работающих опасных производственных факторов.
Охрана труда (ОТ) – система законодательных актов, социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособность человека в процессе труда.
Обеспечение ОТ осуществляется организацией техники безопасности, а также воспитанием и обучением пожарных.
Техника безопасности в ГПС обеспечивается:
созданием пожарных машин и ПТВ с минимальной опасностью для личного состава;
разработкой средств защиты от опасностей (заграждения, водяные завесы, дублирование приводов и т.д.);
обоснованием мероприятий по безопасности труда.
Организация ОТ. Охрана труда и здоровья граждан страны гарантируется Конституцией. В ГПС право на здоровье и безопасность труда пожарных обеспечивается мероприятиями, проводимыми МЧС и ГУГПС, а также в гарнизонах ГПС и пожарных частях.
К ОТ предъявляются общие требования, регламентируемые системой государственных стандартов безопасности труда (ССБТ).
ССБТ – комплекс взаимосвязанных стандартов, направленных на обеспечение безопасности труда. Этому комплексу присвоен класс 12. Поэтому структуру ССБТ можно представить, как показано на рис.15.3.
Классификационная группировка 0 устанавливает стандарты, определяющие задачи ССБТ, общую терминологию понятий по ОТ, дает определение опасных и вредных производственных факторов, их группировку.
Классификационная группировка 1 включает стандарты на нормы и требования по видам опасных и вредных производственных факторов, их допустимые значения, а также методы их измерения.
Классификационная группировка 2 охватывает стандарты на требования безопасности к производственному оборудованию, к его конструкции, методы контроля требований.
Классификационная группировка 3 сосредотачивает стандарты по требованию безопасности к размещению технологического оборудования, режимам его работы, средствам защиты работающих.
Классификационная группировка 4 содержит стандарты, устанавливающие требования к средствам защиты органов дыхания, пожарной технике и т.д.
ССБТ являются основой для обоснования нормативной документации по охране труда в различных отраслях промышленности. В ГПС таким документом являются «Правила по охране труда в ГПС МВД России». Ряд требований по ОТ изложены в НПБ, Наставлении по технической службе.
В Правилах по ОТ сформулированы требования безопасности к:
пожарной технике, ПТВ и объектам ГПС;
несению караульной службы;
выполнению боевых действий;
проведению пожарно-технических исследований;
испытанию ПТВ.
Техническая служба ГПС по вопросам ОТ:
обеспечивает общую организацию безопасности труда при эксплуатации ПТ;
обосновывает требования безопасности к ПТ и ПТВ;
организует обучение безопасной работе, выполнению правил безопасного труда, контролирует готовность ПТ и боевых расчетов к безопасной работе;
осуществляет воспитание личного состава ГПС и пропаганду безопасной работы.
Требования безопасности к ПТ сводятся к следующему:
конструкция ПМ не должна снижать показателей безопасности базовых шасси;
обеспечивать безопасность работ при всех видах боевых действий пожарных;
общие требования к ПА дополняются требованиями информативности, кабине боевого расчета, ПТВ, техническому обслуживанию;
ПА, предназначенные для работы в зонах высоких тепловых потоков должны иметь тепловую защиту.
Для создания условий безопасной работы личного состава ГПС должностные лица органов управления обязаны проводить ряд мероприятий.
Во-первых, в установленном порядке проводить инструктажи по выполнению Правил по ОТ.
Во-вторых, принимать меры к максимальному облегчению условий труда и механизации трудоемких процессов.
В-третьих, вести непрерывное наблюдение лично, через подчиненных начальников за действиями личного состава подразделений, разрабатывать мероприятия и принимать меры по исключению несчастных случаев.
И, наконец, в-четвертых, при затяжных пожарах своевременно производить подмену работающих, их питание, обеспечение водой.
Обучение пожарных в ГПС регламентировано Правилами ОТ. В них важны три положения.
Люди, поступающие в ГПС, допускаются к несению службы и работе на пожарах после прохождения курса обучения и сдачи зачета по ОТ. Правила охраны труда изучаются во всех темах программы курса начальной подготовки. Начальствующий состав изучает Правила ОТ самостоятельно.
Младший начальствующий и рядовой состав ГПС изучают правила техники безопасности на всех видах занятий и при оперативно-тактическом изучении объектов в районе дислокации пожарной части.
По изучению отдельных вопросов техники безопасности решением руководителей УГПС, ОГПС могут проводиться специальные занятия.
В обеспечении ОТ в ГПС уделяется большое внимание организации инструктажей пожарных. Они различаются по характеру и времени проведения.
Вводный инструктаж проводится со всем личным составом, поступающим на службу.
Первичный - на рабочих местах проводится со всем личным составом индивидуально с практическим показом безопасных приемов труда.
Повторный инструктаж со всем личным составом повторяется один раз в год со сдачей экзаменов по знанию Правил ОТ.
Внеплановый инструктаж осуществляется при замене оборудования или изменении нормативных документов.
Целевой инструктаж организуется руководителями в случае проведения разовых работ.
Руководство и ответственность за обеспечение ОТ, техники безопасности и обучение личного состава в ГПС возлагается:
в УПО, ОПО на руководство этих аппаратов;
в учебных заведениях, на различных сборах – на начальников этих заведений и сборов;
в пожарных частях, караулах и отделениях – на их начальников;
при проведении занятий, учений, соревнований и на пожарах – на руководителей этих мероприятий и лиц начальствующего состава, обеспечивающих выполнение работ на порученном участке.
При возникновении несчастных случаев должностные лица должны: оказать помощь пострадавшим, доложить о нем старшему начальнику, комитету профсоюза, если пострадавший работает по найму, организовать и провести служебное расследование и составить акт; утвердить акт и принять меры к устранению причин несчастных случаев. Акт составляют, если потеря трудоспособности была более одних суток.
Если причиной несчастного случая явились конструктивные недостатки ПА или ПТВ, то УГПС направляет акт-рекламацию заводу-изготовителю, ГУПС МЧС страны (республики) и местному комитету профсоюза.
О групповых, смертельных и тяжелых несчастных случаях начальник части немедленно сообщает начальнику УГПС (ОГПС) и местному комитету профсоюза. Представители УГПС (ОГПС) проводят расследование с медицинской и технической экспертизами. При гибели людей расследование проводит начальник УГПС (ОГПС).
Акт составляется в течение не более 7 дней со дня происшествия. При групповых случаях акт составляется на каждого пострадавшего.
Происшествия с ПА могут служить причинами дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с тяжелыми последствиями: гибелью и травмами людей.
ДТП могут происходить по различным причинам. Основными из них являются несоблюдение правил дорожного движения, низкая квалификация водителей и их недисциплинированность. Несомненно, большую роль играют внезапно возникающие непредвиденные ситуации в транспортном потоке. Причиной их могут быть и водители ПА в стремлении реализовать высокие скорости при следовании на пожар. Так, установлено, что средний уровень опасности перевозок грузовыми автомобилями характеризуется 0,305 ДТП/млн. км. В ГПС эта величина равна 1,63 ДТП/млн. км, т.е. в 5 раз больше.
Последствия ДТП могут быть самыми разнообразными: наезды на пешеходов, столкновения и опрокидывания ПА.
Для предотвращения ДТП и анализа их причин рассмотрим некоторые особенности зависимости тормозного пути, условий заноса и опрокидывания ПА при поворотах.
Тормозной путь Sт определяется по формуле
, (15.9)
где: υ - скорость в начале торможения, м/с; φ - коэффициент сцепления колеса с покрытием дороги; g - ускорение земного притяжения, м/с2; Kэ - коэффициент, учитывающий соотношение нормальной реакции колес и их тормозных усилий: К = 1,4…1,6.
Для безопасного поворота без заноса необходимо соблюдать условие
, (15.10)
где: υ- скорость на повороте, м/с; R - минимальный радиус поворота, м.
При повороте не произойдет опрокидывания при условии, если скорость ПА будет равна или меньше
, (15.11)
где: В – ширина колеи ПА, м; Н – высота центра массы ПА. М.
Отношение В/2Н = К называют коэффициентом устойчивости против опрокидывания.
Все величины, входящие в формулы, известны. Поэтому, зная пути следования на пожар, можно заранее определить безопасные скорости поворотов ПТ и величины тормозных путей. Кроме того, зная фактические величины R и υ, возможно оценивать причины заносов и опрокидывания ПА.
Причинами ДТП могут быть нарушение Правил дорожного движения, недисциплинированности водителей и т.д. По каждому случаю ДТП проводится служебное расследование. В случае травм людей привлекаются представители УГПС, руководители подразделений ГПС. Учет ДТП ведется в специальном журнале УГПС, ОГПС и в формуляре ПА.
В ГПС разработана четкая система мероприятий по предотвращению ДТП, представленных в Наставлении по технической службе. Они являются основой для формирования мероприятий отделами пожарной техники и входят отдельным разделом в план работы УГПС, ОПГП.
Основные мероприятия можно разделить на ряд групп:
обучение и воспитание водительского состава;
организация кабинетов безопасности движения;
изучение маршрутов следования на пожары;
изучение и обобщение положительного опыта эксплуатации ПА.
- Пожарная техника
- Раздел 1. Пожарно-техническое вооружение…………………………
- Назначение пожарной техники. Ее классификация
- 3. Содержание пожарных автомобилей в пожарных частях
- 4. Задачи курса «Пожарная техника»
- Пожарная техника
- Введение
- Глава 1. Боевая одежда пожарных, оборудование для выполнения
- 1.1. Боевая одежда и снаряжение пожарных
- 1.3. Оборудование и инструмент для самоспасания и спасания людей
- 1.3. Таблица
- 1.4. Инструмент для выполнения первоочередных
- 1.5. Аварийно-спасательный инструмент с гидроприводом
- Глава 1.
- Глава 2. Пожарные насосы
- 2.1. Основные определения и классификация насосов
- 2.2. Объемные насосы
- 2.3. Струйные насосы
- 2.4. Пожарные центробежные насосы серии пн
- 2.5. Пожарные центробежные насосы (пцн)
- Пожарный центробежный насос высокого давления пцнв-20/200
- Пожарный центробежный насос высокого давления пцнв-4/400
- 2.6. Вакуумные системы пожарных насосов
- Газоструйные вакуумные системы. Эти системы применяются на ац и анр с насосами пн-40, пн-60 и пн-110.
- 2.7. Неисправности центробежных насосов и их обслуживание
- Неисправности насосных установок пн. Признаки возможных неисправностей, приводящих к отказам, их причины и способы устранения приводятся в табл.2.4.
- Глава 3. Пожарно-техническое вооружение
- 3.1. Пожарные рукава
- 3.2. Гидравлическое оборудование
- 3.3. Пенные пожарные стволы
- Глава 3
- Глава 4. Огнетушители
- 4.2. Газовые огнетушители
- 4.3. Порошковые огнетушители (оп)
- 4.4. Огнетушители воздушно-пенные (овп)
- 4.5. Огнетушители аэрозольные (оа)
- 4.6. Выбор, размещение и техническое обслуживание огнетушителей
- Глава 4
- Раздел 2. Основные элементы конструкций па
- Глава 5. Базовые транспортные средства па
- 5.1. Общие требования к па
- 5.2. Требования к па основного применения
- Ликвидация горения – боевое действие, при котором использование ац следует рассматривать как боевые условия эксплуатации.
- 5.4. Трансмиссии и приводы управления па
- Глава 5. Базовые транспортные средства па
- Глава 6. Элементы теории движения пожарного автомобиля
- 6.1. Тягово-скоростные свойства пожарного автомобиля
- 6.1.1. Тяговая сила ведущих колес
- 6.1.2. Сила сопротивления качению колес пожарного автомобиля
- 6.1.3. Сила сопротивления подъему пожарного автомобиля
- 6.1.4. Сила сопротивления воздуха
- 6.1.5. Сила инерции
- 6.1.6. Нормальные реакции опорной поверхности колес
- 6.1.7. Уравнение силового баланса пожарного автомобиля
- 6.1.8. Уравнение мощностного баланса пожарного автомобиля
- 6.1.9. Динамическая характеристика пожарного автомобиля
- 6.1.10. Разгон пожарного автомобиля
- 6.2. Аварийная безопасность пожарного автомобиля
- 6.2.1. Тормозные свойства пожарного автомобиля
- 6.2.2. Устойчивость и управляемость пожарного автомобиля
- 6.3. Проходимость и маневренность пожарного автомобиля
- Глава 6
- Глава 7. Насосные установки
- 7.1. Требования к насосным установкам
- 7.2. Арматура водопенных коммуникаций пожарных автоцистерн
- 7.3. Водопенные коммуникации (впк) ац
- 7.4. Согласование режимов работы двигателя па
- 7.5. Компоновка пожарных автомобилей
- 7.6. Дополнительное электрооборудование
- Глава 7. Насосные установки
- Глава 8. Основные пожарные автомобили общего применения
- 8.1. Пожарные автоцистерны и автонасосы
- 8.2. Автомобили насосно-рукавные пожарные (анр)
- 8.3. Работа на пожарных автомобилях
- 8.4. Анализ ац нового поколения
- 8.5. Автомобили первой помощи пожарные (апп)*
- 8.6. Мотопомпы
- Глава 8.
- Глава 9. Основные па целевого применения
- 9.1. Пожарные насосные станции (пнс)
- 9.2. Пожарные автомобили рукавные (ар)
- 9.3. Аэродромные пожарные автомобили
- 9.4. Пожарные автомобили воздушно-пенного тушения (апт)
- 9.6. Пожарные автомобили комбинированного тушения
- 9.7. Автомобили газового тушения (агт)
- 9.8. Автомобили газоводяного тушения (агвт)
- 9.9. Защита па от теплового излучения пожаров
- Глава 9
- Глава 10. Специальные и вспомогательные пожарные автомобили (спа)
- 10.1. Пожарные автомобили гдзс
- 10.2. Автомобили и прицепы дымоудаления
- 10.3. Аварийно-спасательные автомобили
- 10.4. Пожарные автомобили связи и освещения (асо)
- 10.5. Автомобили штабные (аш)
- 10.6. Пожарная техника на базе летательных аппаратов,
- 10.7. Техника, приспособленная для тушения пожаров
- Глава 10
- Глава 11. Пожарные автолестницы и автоподъемники коленчатые
- 11.1. Общие положения
- 11.2. Особенности устройства механизмов ал
- Линейная скорость оси колеса 3 (рис.11.9) равна
- 11.3. Управление механизмами ал и акп
- 11.4. Безопасность работы на ал
- 11.5. Обеспечение технической готовности и надежной работы ал
- 11.6. Пожарные автоподъемники (апк)
- Глава 11.
- Глава 12. Организация проектирования и изготовления пожарной техники
- 12.1. Методы правового регулирования взаимоотношения заказчика с разработчиком и производителем пожарной техники
- Глава 13. Эксплуатация пожарной техники
- 13.2. Методы оценки надежности и качества па
- 13.3. Система технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей
- 13.4. Влияние природно-климатических условий на эксплуатацию па
- 13.5. Техническое диагностирование
- Глава 14. Организация и задачи технической службы
- 14.1 Техническая служба, как система управления
- 14.3. Организация эксплуатации пожарных рукавов
- Глава 14
- Глава 13
- Глава 15. Обеспечение боевой способности пожарных частей
- 15.1. Обоснование потребности пожарной технической продукции
- 15.2. Приемка и списание пожарной техники
- 15.3. Охрана труда пожарных
- 15.4. Защита пожарной техники от коррозии
- 15.5. Техническая подготовка пожарных
- 15.6. Экологическая опасность пожарного автомобиля
- 3.1.9. Динамическая характеристика пожарного автомобиля
- 3.1.10. Разгон пожарного автомобиля
- 3.2. Аварийная безопасность пожарного автомобиля
- 3.2.1. Тормозные свойства пожарного автомобиля
- 3.2.2. Устройчивость и управляемость пожарного автомобиля
- Глава 15
- Глава 16. Основы сертификации продукции, работ и услуг
- 16.1. Методическая база сертификации
- 16.2. Организация сертификации
- 16.3. Цели сертификации. Оформление сертификата
- 16.4. Инспекционный контроль использования сертификата