logo
Talipov_VSYo отредоктированная 4 колонки

9. Газотурбинный привод

Наибольшее распространение имеют газотурбинные КС с приводом ЦН от стационарных ГТУ или конвертированных транспортных газотурбинных двигателей (ГТД). На КС нашли применение стационарные ГТУ с регенерацией теплоты, стационарные ГТУ без регенерации теплоты; конвертированные авиационные и

судовые ГТД; комбинированные ГТУ, состоящие из авиационного газогенератора и стационарной силовой турбины. Для ГТУ которые начали выпускаться в 60-е годы, были приняты следующие обозначения: ГТ-700-4, ГТ-750-6, ГТ-500-5 (ГТ – газовая турбина, 700, 750, 500 – температура газа перед входом в ТВД, 0С; 4,6,5 – мощность ГТУ, МВт). Для ГПА со стационарными газовыми турбинами мощностью 10,16 и 25 тыс. кВт: ГТК-10, ГТН-16, ГТН-25 (ГТ – газовая турбина, К – для привода компрессора, Н – привода нагнетателя). ГТК-10-3, ГТК-10-4 (вторые цифры – номер модификации). Для ГПА с приводом от авиационных газовых турбин

принято обозначать: ГПА-Ц-63 и ГПА-Ц-16 (цифры – мощность газовых турбин МВт). Для ГПА с приводом от судовых газовых турбин принято обозначать ГПУ-10 (ГПУ – газоперекачивающая установка, цифра – мощность газовой турбины МВт). Преимущества: низкая стоимость установленного киловатта при компактности агрегата; высокая быстроходность; простота регулирования нагрузки за счет переменной частоты вращения; способность заметно увеличивать располагаемую мощность в холодные времена года; простая автоматизация обслуживания. Недостатки: умеренная экономичность старых и некоторых выпускаемых ГТУ; потребность в организации снабжения запасными частями для узлов; ограниченный срок службы; трудоемкость ремонт.