logo
петруша / УМК ЭнЭфф / диск УМК ЭнЭф / 3

2.7. Информационный обмен

Общая характеристика

Информационный обмен (коммуникации) является важным инструментом формирования мотивации, который может использоваться современными компаниями для достижения самых разных целей. Следует информировать персонал о вопросах энергоэффективности, а также побуждать и поощрять его вносить вклад в ее повышение посредством энергосбережения, предотвращения избыточного энергопотребления и эффективной работы (см. разделы 2.5 и 2.6). Надлежащий подход к этой области позволяет организовать эффективный двусторонний обмен информацией по вопросам энергоэффективности, в частности, позволяющий персоналу сообщать о своих наблюдениях и предложениях, внося таким образом вклад в достижение общих целей.

Средства информирования должны использоваться для получения сотрудниками обратной связи относительно результативности компании (и/или их подразделения), а также в качестве инструмента признания и поощрения достижений. Хорошо организованная система информирования обеспечивает поток информации как о целях и задачах, так и о достигнутых результатах.

Существуют различные средства информационного обмена или распространения информации – бюллетени, газеты, информационные листки, плакаты, стенды, групповые инструктажи, собрания или совещания по конкретным вопросам и т.д. В частности, возможно использование существующих корпоративных каналов информирования для распространения сведений об энергоэффективности. Распространяемые сведения должны включать конкретные данные об энергопотреблении (за день, неделю, месяц и/или год), а также динамику этих данных во времени или информацию об их корреляции со значимыми параметрами, например, объемом производства или погодными условиями (см. разделы 1.4 и 1.5.1). Эта информация может дополняться периодической публикацией примеров успешного опыта в сфере энергоэффективности. Очень эффективным способом представления информации являются графические материалы, включая различные типы схем, графиков и диаграмм. В частности, в такой форме могут быть представлены данные о повышении энергоэффективности с течением времени, сравнительной результативности различных подразделений или предприятий и т.д. (см., в частности, раздел

2.2.1).

Важна организация информационного обмена не только «по вертикали» – между руководством, заинтересованным в достижении определенных целей, и сотрудниками, непосредственно работающими над их достижением, но и «по горизонтали» – между различными группами специалистов внутри компании. Это могут быть, например, группы, ответственные за менеджмент энергоэффективности, проектирование, эксплуатацию, планирование и финансы (см. раздел 2.2.1). В разделе 2.7.1 приведен пример эффективного метода графического представления потоков энергии.

Различные средства могут использоваться и для организации диалога с другими компаниями, обмена идеями и передовым опытом и т.д..

Задачи в сфере информационного обмена и укрепления мотивации могут включать, в частности:

вовлечение всего персонала отдельной компании;

организация взаимодействия нескольких компаний одной отрасли или подразделений одной компании с целью обмена опытом (рабочие группы, сетевое взаимодействие). Такие механизмы оказываются наиболее эффективными, если участвующие в них компании находятся примерно на одинаковом уровне внедрения менеджмента энергоэффективности. Сетевое взаимодействие особенно полезно при преодолении типичных трудностей, возникающих, например, при разработке показателей