logo
Лекции Т

17.1. Основные требования к корпусным деталям

Корпусные детали машин являются базовыми деталями, на которых устанавливается большая часть агрегатов машины, точность относительного положения которых должна обеспечиваться как в статике, так и в процессе работы агрегата под нагрузкой. В соответствии с изложенным, корпусные детали долж-ны иметь требуемую точность, обладать необходимой жёсткостью и виброусто-йчивостью, что обеспечивает требуемое относительное положение соединяемых деталей и узлов, правильность работы механизмов и отсутствие вибраций.

Конструктивное исполнение корпусных деталей, материал и необходимые параметры точности определяются, исходя из служебного назначения деталей, требований к работе механизмов и условий их эксплуатации. При этом учитываются технологические возможности получения изделий заданной геометрии и размеров, конфигурации, возможности обработки резанием и др.

Корпусные детали машин можно разделить на группы (рис. 17.1). детали

Рис. 17.1. Группы корпусных деталей:

а) коробчатого типа – цельные и разъёмные; б) с гладкими внутренними

цилиндрическими поверхностями; в) корпус сложной пространственной формы; г) детали с направляющими поверхностями; д) детали типа кронштейнов, угольников

этих групп обладают определенной общностью служебного назначения, что означает наличие совокупности одинаковых поверхностей и идентичное по форме конструктивное исполнение. Это , в свою очередь, определяет особенности технологических решений, обеспечивающих достижение требуемых параметров точности при изготовлении деталей каждой группы.

Первая группа – детали коробчатой формы в виде параллелепипеда, габариты которых имеют одинаковый порядок. В большинстве случаев основными базами таких корпусов являются плоские поверхности, а вспомогательными – главные отверстия и торцы, предназначенные для базирования валов и шпинделей.

Конструкцию и размеры корпусов определяют условия размещения в них необходимых деталей и механизмов. Они оснащены рёбрами и перегородками, обеспечивающими их жёсткость. С этой же целью бобышки и приливы , на которых расположены главные отверсстия. Корпуса коробчатой формы могут быть цельными или разъёмными; плоскость разъёма может проходить по осям главных отверстий.

Вторая группа – детали с гладкими внутренними цилиндрическими поверхностями, протяжённость которых превышает их диаметральные размеры. К этой группе относятся блоки цилиндров двигателей и компрессоров, корпуса золотников, пневмо- и гидроаппаратуры и др. В соответствии со служебным назначением к внутренним цилиндрическим поверхностям предъявляются повышенные требования к точности диаметральных размеров и точности геометрической формы. Эти поверхности обычно работают на износ. Поэтому к ним предъявляются высокие требования по шероховатости и износостойкости.

Третья группа – корпусные детали сложной пространственной геометрической формы. Это корпуса газовых и паровых турбин, центробежных насосов, коллекторов, тройников, вентилей и др.

Четвёртая группа – корпусные детали с направляющими поверхностями – столы, каретки, салазки, суппорты, ползуны, планшайбы и др. В процессе работы эти детали совершают возвратно-поступательное или вращательное движение по направляющим поверхностям, обеспечивая точное относительное перемещение обрабатываемых заготовок и инструмента.

Пятая группа – корпусные детали типа кронштейнов, угольников, стоек, плит и крышек. Эти детали объединяют наиболее простые по конструкции изделия, выполняющими функции дополнительных опор для обеспечения требу-емой точности относительного положения отдельных механизмов, валов, зубчатых колёс.

Основными базами, с помощью которых корпусные детали присоединяются к станинам, рамам или др. корпусам, в большинстве случаев являются плоские поверхности или сочетание плоской поверхности и одного или двух базовых отверстий. При этом чаще всего реализуются схемы базирования по трём плоскостям или по плоскости и двум отверстиям. Вспомогательными базами корпусных деталей являются главные отверстия, а также плоские поверхности и их сочетания, которые определяют положение различных присоединя-емых узлов и деталей – крышек, фланцев и др.

У большинства корпусных деталей имеются различные мелкие и резьбовые крепёжные отверстия.