19.1. Способы обработки металлов давлением
К основным способам обработки металлов давлением относятся:
- калибровка отверстий шариком и оправкой;
- раскатка;
- обработка поверхностей гладкими роликами;
- выдавливание;
- накатывание рифлений;
- накатывание зубчатых колёс;
- наклёпывание поверхностей шариками;
- дробеструйный наклёп.
Калибровка шариком и оправкой (рис. 19.1) подвергают гладкие цилиндрические отверстия, а также отверстия с фасонным поперечным сечением. Короткие отверстия калибруют на прессах, проталкивая шарик или гладкую оправку через обрабатываемое отверстие (рис. 19.1 а, б, в). При калибровке возникает пластическая деформация металла, в результате которой незначительно увеличивается диаметр обрабатываемого отверстия, а также повышается твёрдость обрабатываемой поверхности.
Рис. 19.1. Способы калибровки шариком и оправкой:
а) шариком; б) оправкой; в) фасонной оправкой; г) оп-
равкой, перемещаемой протяжным станком; д) оп-
равкой, совершающей возвратно-поступательное
движение
Длинные отверстия калибруют оправкой на протяжном станке (рис. 19.1. г).
Если оправке придать вращательное или возвратно-поступательное движение, то можно калибровать участки отверстия, имеющие винтовую форму или глухие отверстия (рис. 19.1 д).
Калибровка повышает точность диаметра отверстия на 30…50 %, а также исправляет геометрию отверстия в продольном и поперечном направлениях.
Отверстие перед калибровкой растачивается или развёртывается.
Используемые для калибровки шарики имеют существенные преимущества перед оправками, из-за более высокой продолжительности использования.
Формообразование деталей методом обжатия или вытягивания заготовок обладает значительными преимуществами перед токарной и щлифовальной обработками, позволяет увеличить производительность обработки в 5…6 раз, сэкономить обрабатываемый материал и увеличить качество обработанной поверхности (рис. 19.2).
Рис. 19.2. Приспособление для обжатия и вытягивания
профиля заготовки
Раскатка внутренних поверхностей рассмотрена на примере обработки муфты стартёра (бендикс) автомобиля (рис. 19.3).
На внутренней поверхности этой детали имеется участок с эвольвентными спиральными шлицами, участок с калиброванным отверстием под подшипник и участок с четырьмя профильными впадинами.
Метод обработки раскаткой состоит в том, что внутрь полой заготовки
вводят оправку соответствующей формы, после чего заготовку обжимают бы-
стровибрирующими профильными кулачками (рис.19.4).
Рис. 19.3. Муфта стартера автомобиля
Рис. 19.4. Схемы элементов технологии раскатки:
а) оправка; б) схема устройства кулачков
Обработка поверхностей гладкими роликами заключается в прижатии вращающихся роликов к обрабатываемой поверхности и снятии ими микронеровностей с одновременным наклёпом обрабатываемой поверхности (рис. 19.5).
При обкатывании роликами наружных поверхностей их диаметр уменьшается, а при раскатывании отверстий – увеличивается. Поверхности жёстких деталей обрабатываются односторонними роликовыми оправками, а менее жёстких – многороликовыми устройствами, которые уравновешивают действующие силы давления.
Обработку роликами выполняют на универсальных станках. Основное условие получения заданной точности и шероховатости – создание соответствующего давления на ролик, изготовленный из износостойкого материала с высокой твёрдостью. Так, при ширине рабочей части ролика 3 мм и диаметре ролика не более 100 мм, усилие на ролик колеблется от 0,5 до 2,0 кН.
В качестве материала для ролика используются инструментальные углеродистые стали типа ХВГ, 5ХНМ и др., закалённые до 58 – 65.
Выдавливание используется для изготовления фасонных деталей из листового материала (рис. 19.6).
При выдавливании металл подвергается сильному наклёпу, поэтому гото-
вые детали необходимо подвергать отжигу. Поверхность выдаленной детали
Рис. 19.5. Обработка поверхностей гладкими роликами:
а, б) многороликовое обкатывание цилиндрических поверхностей;
в, г) обкатывание канавки и галтели; е, з) многороликовое раска-
тывание сферических и конических поверхностей; ж) раскатыва-
ние отверстия; и) обкатывание наружной сферической поверхно-
сти; к) обкатывание дна шлицев
может иметь следы инструмента и обладает шероховатость = 2,50 – 1,25 мкм. Для уменьшения шероховатости обработанную поверхность подвергают шабрению, снимая 0,05 – 0,10 мм.
Накатывание зубчатых колёс повышает производительность труда в 15 –
|
|
1) | 2) |
Рис. 19.6. Схемы обработки выдавливанием:
- Лекция № 1
- Производственный и технологический процесс
- Определения и основные понятия
- 2.1. Основные термины и определения
- 2.2. Дифференциация и концентрация технологических процессов
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендации по практическому использованию изложенного материала
- Лекция № 3
- 3.1. Факторы, определяющие точность обработки
- 3.2. Жёсткость технологической системы
- 3.3. Влияние на точность обработки температуры обработки и дру- гих факторов
- 3.4. Отклонение формы и расположения поверхностей
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендации по практическому использованию изложенного материала
- Лекция № 4
- 4.1. Определения и основные понятия
- 4.2. Параметры шероховатости поверхности
- Разновидности направлений неровностей
- 4.3. Влияние качества поверхности на эксплуатационные свойства
- Соотношение параметров шероховатости и
- 4.4. Зависимость шероховатости и точности поверхностей от видов обработки
- Шероховатость поверхности и точность обработки
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендации по практическому использованию изложенного материала
- Лекция № 5
- 5.1. Понятие о базах, их классификация и назначение
- 5.2. Основные схемы базирования
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендации по практическому использованию изложенного материала
- Лекция № 6
- 6.1. Виды и способы изготовления заготовок
- Технологические характеристики способов получения поковок и штамповок
- 6.2. Основные требования к заготовкам
- 6.3. Предварительная обработка заготовок
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендации по практическому использованию изложенного материала
- Лекция № 7
- 7.1. Определения и основные понятия
- 7.2. Факторы, влияющие на размер припуска
- 7.3. Межоперационные припуски и допуски
- Вопросы для самопроверки
- Изложенного материала
- Лекция № 8
- 8.1. Основы организации и управления процессом технологической подготовки производства (тпп)
- 8.2. Единая система технологической документации
- 8.3. Исходные данные для проектирования технологического процес- са механической обработки
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендации по практическому использованию изложенного материала
- Лекция № 9
- 9.1. Понятие о технологичности и правила обработки проектируемой детали (изделия) на технологичность
- 9.2. Технологическая рациональность конструктивных решений
- 9.3. Преемственность конструкций и конструктивных решений
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендации по практическому использованию изложенного материала
- Лекция № 10
- 10.1. Исходные данные и последовательность технологических ра-
- 10.2. Выбор технологической схемы обработки
- Технологическая схема обработки фланцевой втулки
- 11.1. Виды приспособлений
- 11.2. Установочные элементы приспособлений
- 11.3. Виды установочных элементов
- 11.4. Направляющие элементы приспособлений
- Вопросы для самопроверки
- Изложенного материала
- Лекция № 12
- 12.1. Обработка наружных поверхностей тел вращения
- 12.2. Обработка шлифованием
- 12.3. Шлифовальные станки
- 12.4. Отделочные виды обработки
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендации по практическому использованию изложенного материала
- Лекция № 13
- 13.1. Выбор метода обработки плоских поверхностей
- 13.2. Обработка на фрезерных станках
- 13.3. Обработка плоскостей на шлифовальных станках
- 13.4. Обработка плоскостей на протяжных станках
- 14.1. Виды отверстий и способы их обработки
- 14.2. Обработка на сверлильных станках
- 14.3. Обработка на расточных станках
- 14.4. Обработка на шлифовальных станках
- 14.5. Обработка на протяжных станках
- 14.6. Отделочные виды обработки отверстий
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендации по практическому использованию изложенного материала
- Лекция № 15
- 15.1. Виды сложных поверхностей.
- 15.2. Методы обработки сложных поверхностей.
- 16.1. Виды зубчатых колес, их назначение и характеристики
- Нормы размера пятна контакта (%%) для цилиндрических колёс
- 16.2. Основные методы обработки зубьев цилиндрических и конических колёс.
- 17.1. Основные требования к корпусным деталям
- 17.2. Технические требования к корпусным деталям
- 17.3. Механическая обработка корпусных деталей
- 17.4. Обработка корпуса редуктора
- Технологическая схема обработки корпуса редуктора
- 17.3. Материалы и технические требования к заготовкам
- 17.4. Методы получения заготовок.
- 17.5. Выбор технологических баз и последовательность механической обработки
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендации по практическому использованию изложенного материала
- Лекция № 18
- 18.1. Виды и назначение шлицевых соединений
- 18.2. Методы обработки шлицевых валов и втулок
- 19.1. Способы обработки металлов давлением
- Обработка давильником с шаровой головкой;
- Обработка на давильных станках
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендации по практическому использовании изложенного материала
- Лекция № 20
- 20.1. Виды резьб, их назначение и классификация
- 20.2. Нарезание наружных резьб
- 20.3. Нарезание внутренних резьб
- 20.4. Фрезерование наружных и внутренних резьб
- 20.5. Накатывание резьб
- 21.1. Электрохимические методы обработки
- 21.2. Анодно-механическая обработка деталей
- 21.3. Электротермический метод обработки
- 21.4. Электроэрозионный метод обработки
- 21.5. Электрогидравлический метод обработки
- 21.6. Ультразвуковая обработка
- 21.7. Электронно-лучевая обработка
- 21.8. Светолучевая обработка
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендации по практическому использованию изложенного материала
- Лекция № 22
- 22.1. Понятия о сборочных процессах
- 22.2. Технологическая организация процессов сборки
- 22.3. Методы сборки
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендации по практическому использованию изложенного материала