6.1 Конденсаторы и теплообменники
КОНДЕНСАТОРЫ
Конденсатором называют теплообменный аппарат, в котором происходят охлаждение и конденсация паров холодильного агента вследствие отвода теплоты охлаждающей водой или воздухом.
Теплопередача в конденсаторах. Интенсивность теплопередачи в конденсаторе определяется удельным тепловым потоком (Bт/м2), который равен количеству теплоты, отведенной от паров холодильного агента через 1 м2 поверхности конденсатора за единицу времени.
Удельный тепловой поток определяют по формуле:
,
где —коэффициент теплопередачи конденсатора, Вт/(м2·К); — средняя логарифмическая разность температур конденсирующего пара и охлаждающей воды или воздуха (может быть принята 5—8°С).
Для большинства конденсаторов коэффициент теплопередачи равен 700—900 Вт/(м2·К). Величину коэффициента теплопередачи можно определить по формуле
,
где , — коэффициенты теплоотдачи соответственно со стороны холодильного агента и воды (воздуха): для воды =3500÷7000 Вт/(м2·К), воздуха = 23÷93 при скорости воздуха=3÷8 м/с, аммиака= 2300÷5800, хладона-12= 1200÷2300, хладона-22= 1500÷2900 Вт/(м2·К);
, —диаметры труб соответственно со стороны воды и холодильного агента, м;
, ,— толщина стенки соответственно трубы, масла, водяного камня, м;
, ,—теплопроводность соответственно материала стенки трубы, масла, водяного камня, Вт/(м·К).
Коэффициент теплопередачи увеличивается, с увеличением скорости движения пара, при отсутствии в паре воздуха и неконденсирующих газов, при хорошем отводе образующегося конденсата, при отсутствии загрязнения труб конденсатора смазочным маслом и водяным камнем.
Среднелогарифмическую разность температур можно определить по формуле
,
где , — температура воды (воздуха) на входе в конденсатор и на выходе из конденсатора, °С;
— температура конденсации, °С.
Конструкции судовых конденсаторов. Конденсаторы холодильных машин делят на конденсаторы с водяным
охлаждением и конденсаторы с воздушным охлаждением. Конденсаторы с водяным охлаждением, в которых вся теплота от холодильного агента отводится нагреванием воды, называют проточными. Конденсаторы, в которых теплота отводится нагреванием воды и частичным испарением, называют оросительными. Конденсаторы, в которых теплота отводится испарением воды, называют испарительными.
Конденсаторы с водяным охлаждением изготовляют нескольких конструкций: горизонтальный кожухотрубный, кожухозмеевиковый, элементный, вертикальный кожухотрубный.
В судовых холодильных машинах применяют преимущественно горизонтальные кожухотрубные и кожухо-змеевиковые конденсаторы.
Горизонтальный кожухотрубный конденсатор (рисунок 6.1) представляет собой стальной горизонтальный цилиндрический кожух с приваренными к нему трубными решетками 2, в которых развальцованы трубки 4. В аммиачных конденсаторах трубы гладкие, стальные, цельнотянутые, в фреоновых — медные или латунные, преимущественно оребренные со стороны хладона. Малая теплота парообразования хладона и большая вязкость обусловливают меньшие значения коэффициента теплоотдачи со стороны хладона, чем со стороны воды. Поэтому наружную поверхность труб оребряют методом накатки или насадки ребер. На рисунке 6.1 (б) показан профиль накатки труб.
Рисунок 6.1 – Конденсатор горизонтальный кожухотрубный хладоновый:
а – конструкция конденсатора; б – профиль накатки труб
Применение медных труб обеспечивает чистоту теплопередающей поверхности, отсутствие ее коррозии, однако повышает стоимость аппарата. Для уменьшения коррозии стальных трубных решеток на ее поверхности (со стороны морской воды) наносят слой меди, покрытие из эпоксидной смолы или ставят протектор. С торцов кожух закрыт крышками 3 с перегородками для создания нескольких ходов воды. Одна из крышек имеет патрубки для подачи воды и для ее отвода из конденсатора.
Пар холодильного агента подают сверху в межтрубное пространство. Соприкасаясь с холодной поверхностью труб, по которым проходит вода, пар конденсируется, и жидкость стекает в сборник жидкого холодильного агента - ресивер 5, снабженный спускным клапаном 6 и патрубком для отвода жидкого хладона. В фреоновых конденсаторах нижняя часть его цилиндрического кожуха иногда выполняется без труб и служит ресивером. В верхней части кожуха конденсатора установлен предохранительный клапан 7, выхлопную трубу от которого выводят в атмосферу (во фреоновых конденсаторах) и в забортную воду со стороны, противоположной забору воды (в аммиачных конденсаторах). В аммиачных конденсаторах и конденсаторах, работающих на хладоне-22, предохранительный клапан должен открываться при избыточном давлении паров холодильного агента 2,0 МПа, работающих на хладоне -12 при избыточном давлении 1,4 МПа.
Конденсаторы имеют штуцера для присоединения манометра, для уравнительной трубки, соединяющей конденсатор с ресивером, и трубки, по которой отводится паровоздушная смесь. Аммиачные конденсаторы в нижней части кожуха имеют маслоотстойник, из которого периодически удаляется масло. Удельный тепловой поток кожухотрубного аммиачного конденсатора c гладкими трубами = 3000÷6000 Вт/м2, фреонового с оребренными трубами - до 6000-8000 Вт/м2 при =5÷6°С. Кожухотрубные конденсаторы небольшие по габаритам и удобны в эксплуатации.
Кожухозмеевиковые конденсаторы (рисунок 6.2) применяют во фреоновых холодильных установках небольшой холодопроизводительиости при наличии чистой охлаждающей воды. В кожухе конденсатора в одной трубной решетке 3 укреплен змеевик 2, по которому проходит вода, поступающая через патрубок в крышке 4. В межтрубном пространстве конденсируется холодильные агент и собирается в сборник 5. Трубы могут быть гладкими или оребренными.
Рисунок 6.2 – Конденсатор кожухозмеевиковый хладоновый с отъемной крышкой
Конденсаторы с воздушным охлаждением применяют в малых фреоновых холодильных установках для упрощения монтажа. Конденсатор состоит из нескольких рядов змеевиков, выполненных из оребренных труб, объединенных вверху общим паровым коллектором, а внизу — общим жидкостным коллектором. Змеевики обдуваются воздухом, который нагнетается вентилятором. Удельный тепловой поток конденсатора с воздушным охлаждением составляет примерно 175 Вт/м2. Разность температур между средней температурой воздуха и температурой конденсации составляет 10-20 °С.
Расчет конденсатора.
Он заключается в определении площади теплопередающей поверхности конденсаторапо формуле:
,
(VI—4)S
где — тепловая нагрузка конденсатора, Вт;— удельный тепловой потокВт/м2.
Расход воды для охлаждения конденсатора определяют по формуле:
,
где — теплоемкость воды, Дж/(кг К);
—плотность воды, кг/м3;
— разность температур воды, уходящей и поступающей на конденсатор (в судовых конденсаторах принимается 2 —4° С).
Фактическая площадь теплопередающей поверхности должна превышать расчетную примерно на 10%, чтобы при выходе некоторого количества труб из строя можно было заглушить их без ущерба для работы.
Трубы конденсаторов подвергаются сильной коррозии от действия морской воды, что приводит к образованию на стенках труб слоя ржавчины. Слой продуктов коррозии увеличивает их тепловое сопротивление уменьшается коэффициент теплопередачи k, повышается давление конденсации, увеличивается расход электроэнергии). Цель борьбы с коррозией — сохранить металл и увеличить коэффициент теплопередачи, однако очистка от продуктов коррозии ускоряет износ труб. Поэтому в конструкции желательно использовать коррозийно-стойкие материалы (латунь, нержавеющую сталь), металлические коррозийно-стойкие покрытия и протекторы.
Металл протектора должен быть более активным, чем металл основной конструкции. Например, для защиты железных и алюминиевых конструкций применяют цинковые, для бронзовых, латунных, медных — цинковые и железные протекторы. Протектор и металл основной конструкции образуют в морской воде (электролите) гальваническую пару. Протектор, являясь анодом, разрушается, а металл основной конструкций сохраняется. Протектор представляет собой небольшой лист металла, плотно прижатый болтами основной конструкции. Зона действия протектора в морской воде для труб 100—200мм,для плоских конструкций 3—5м.Периодически поверхности протектора следует очищать от_ продуктов коррозии, а при полном разъедании заменять.
ТЕПЛООБМЕННИКИ
Теплообменники бывают кожухозмеевиковые (рисунок 6.3) или кожухотрубные. По змеевику или по трубам проходит жидкий хладон, а в межтрубном пространстве навстречу жидкости — пар. Теплообменник служит для переохлаждения жидкого хладона, поступающего из конденсатора к регулирующему вентилю, парами хладона, которые отсасываются из испарителя компрессором.
Рисунок 6.3 – Теплообменник хладоновый
Теплообменники подбирают по площади теплопередающей поверхности змеевика (в м2), которую находят по формуле
,
где — тепловой поток теплообменника, Вт.
Значение энтальпий определяют по s—Т или i—lg р-диаграмме.
Обозначение точек цикла соответствует рисунку 6.4; — коэффициент теплопередачи, теплообменника, равный 230 - 290 Вт/(м2·К) — разность средних температур жидкого и парообразного холодильного агента в теплообменнике, °С;
— масса холодильного агента, проходящего через теплообменник, кг/а
Рисунок 6.4 – Паровая холодильная машина с регенеративным теплообменником:
а – принципиальная схема; б – цикл в диаграмме S - Т; в – цикл в диаграмме l – lg p
ИСПАРИТЕЛИ
Теплопередача в испарителе. Различают кипение пузырчатое и пленочное. В первом случае образованные при кипении пузырьки пара открываются от поверхности трубы и смешиваются с жидкостью, отсутствие пара у поверхности трубы способствует интенсификации процесса теплообмена. Во .втором случае на поверхности труб образуется слой парообразного холодильного агента, который задерживает передачу теплоты от охлаждаемой среды к холодильному агенту. В испарителях холодильных установок происходит пузырчатое кипение.
Удельный тепловой поток испарителя определяют по формуле
,
где - коэффициент теплопередачи конденсатора, Вт/(м2·К);
- средняя логарифмическая разность температур между кипящим холодильным агентом и охлаждаемым рассолом или воздухом; примерно для рассольных испарителей составляет 4 - 6° С; при охлаждении воздуха с естественной циркуляцией для аммиачных батарей непосредственного охлаждения8÷12° С, для фреоновых батарей12÷16° С; при принудительной циркуляции воздуха (для воздухоохладителей) 6÷18°С.
Теплопередача в испарителе зависит от скорости движения рассола или воздуха, чистоты теплопередающих поверхностей, конструкции испарителя (происходит кипение на вертикальных или горизонтальных поверхностях) и т. д.
Величина коэффициента теплопередачи может быть принята: для горизонтального кожухотрубного испарителя 46÷700 Вт/(м2·К); для гладкотрубных батарей непосредственного охлаждения 6÷3; для оребренных батарей3,5÷5,8 Вт/(м2·К).
Конструкция испарителей. По назначению испарители подразделяют на испарители для охлаждения жидких хладоносителей и испарители для охлаждения воздуха. Испарители для охлаждения воздуха называют батареями непосредственного охлаждения при естественной его циркуляции и воздухоохладителями при принудительной циркуляции.
Испарители для охлаждения жидких хладоносителей. По конструктивному исполнению они бывают вертикальнотрубные, листотрубные, кожухотрубные и кожухозмеевиковые. В судовых холодильных установках промысловых судов применяются кожухотрубные испарители с кипением холодильного агента в межтрубном пространстве (хладоноситель охлаждается в трубах), кожухотрубные и кожухозмеевиковые испарители с внутритрубным кипением холодильного агента (хладоноситель проходит в межтрубном пространстве).
Кожухотрубный испаритель с межтрубным кипением холодильного агента (рисунок 6.4) представляет собой горизонтальный кожухотрубный аппарат, по трубам которого проходит рассол, а в межтрубном пространстве кипит жидкий холодильный агент. Трубы в аммиачных испарителях стальные, в фреоновых — преимущественно медные, оребренные.
Рисунок 6.5 – Кожухотрубный испаритель с межтрубным кипением
холодильного агента
Жидкий холодильный агент заполняет межтрубное пространство аммиачного испарителя на высоту примерно 0,8 диаметра, фреонового испарителя — на уровень 0,5-0,7 диаметра. При таком заполнении верхние 1-2 ряда труб остаются незатопленными.
В аммиачных испарителях жидкий холодильный агент подается в кожух снизу, в фреоновых — снизу или сверху по трубе, заведенной внутрь кожуха и снабженной отверстиями. Благодаря этому жидкий хладон сверху орошает трубы, что способствует лучшему теплообмену i между холодильным агентом и хладоносителем. Для уменьшения движения холодильного агента при качке в кожухе обычно ставят поперечные демпфирующие перегородки.
В верхней части кожуха имеются один или два сухопарника, в которых происходит отделение капель жидкости унесенных паром; жидкость возвращается в кожух, а пар отсасывается компрессором, сухопарник может выполнять роль теплообменника. В этом случае в сухопарнике устанавливают змеевик, в котором переохлаждается жидкость перед регулирующим вентилем и одновременно перегревается пар, поступающий из испарителя в компрессор.
Кожухотрубный испаритель компактен, рассол находится под давлением, не соприкаса- ется с воздухом. Это уменьшает коррозию, сокращает расход соли для поддержания постоянной концентрации, уменьшает затрату энергии на работу рассольных насосов. Недостатки кожухо-трубных испарителей с межтрубным кипением холодильного агента - возможность аварии в случае замерзания рассола в трубках, наличие статического столба жидкого холодильного агента, большая емкость по холодильному агенту.
Испаритель с внутритрубным кипением холодильного агента (хладона-22) (рисунок 6.6, (а) представляет собой кожухотрубный аппарат, в межтрубном пространстве которого проходит хладоноситель, а внутри труб кипит холодильный агент. Одна крышка испарителя имеет эллиптическое днище и разделена поперечной горизонтальной перегородкой на две равные части. В нижней части крышки размещена камера смешения 1, из которой парожидкостная смесь хладона подается в трубки испарителя, в верхней находится камера отбора паров 2. Вторая крышка глухая имеет плоское днище и обеспечивает изменение направления холодильного агента.
Рисунок 6.6 – Кожухотрубный испаритель с внутритрубным кипением
холодильного агента:
а – конструкция испарителя; б – труба с внутренним оребрением: – наружная труба
биметаллическая медно-никелевая диаметром 22 х 1 мм, внутренняя – алюминиевая диаметром
20 х 1 мм.
Равномерное распределение парожидкостной смеси. по трубам пучка обеспечивается подачей в смесительную камеру холодильного агента через две форсунки и оптимальными размерами проходного сечения глухой крышки, обеспечивающего требуемые массовые скорости потока.
Для повышения интенсивности теплообмена со стороны хладоносителя установлены специальные перегородки 3. Трубный пучок испарителя изготовлен медно-алюминиевых труб 4 с внутренним оребрением (рисунок 6.6, б). Внутреннее оребрение выполнено при помощи вставленного алюминиевого сердечника с последующей наружной опрессовкой труб, чем обеспечивается хороший контакт между трубой и сердечником.
Внутреннее оребрение позволяет увеличить коэффициент теплопередачи за счет уменьшения теплового противления со стороны кипящего холодильного агента и уменьшить необходимое количество холодильного агента в системе в 2—3 раза.
Кожухозмеевиковый испаритель (рисунок 6.7) имеет кожух, внутри которого в одной трубной решетке укреплен змеевик.
По змеевику проходит холодильный агент, имеющий параметры ,в межтрубном пространстве охлаждается рассол. Преимущество кожухозмеевикового испарителя перед кожухотрубным заключается в отсутствии термических напряжений в трубах.
На испарителях для охлаждения хладоносителей устанавливают предохранительные клапаны. Их регулируют на избыточное давление открытия 1,6 МПа при работе на аммиаке и хладоне-22 и избыточное давление 1,0 МПа при работе на хладоне-12.
Рисунок 6.7 - Кожухозмеевиковый испаритель
Удельный тепловой поток кожухотрубного аммиачного испарителя с гладкими трубами составляет 2320—2600 Вт/м2, фреонового испарителя с медными оребренными трубами — около 5000—9000 Вт/м2 (dо внутренней поверхности) при 5оС.
Расчет испарителя. Он состоит в определении площади теплопередающей поверхности (в м2) по формуле
,
где - холодопроизводительность испарителя, Вт;
- удельный тепловой поток испарителя, Вт/м2.
Объем теплоносителя, циркулирующего через испаритель, (в м3/с)
,
где - теплоемкость рассола, Дж/(кг К);
-плотность рассола, кг/м3;
,— температура рассола начальная и конечная, °С.
Испарители для охлаждения воздуха. Батареи непосредственного охлаждения устанавливают в охлаждаемом помещении: трюме, провизионной камере, шкафу. Выбор типа и размеров батарей зависит от назначения охлаждаемого помещения, его размеров и формы. В батареи подают жидкий холодильный агент (параметры ,). Жидкость кипит, отбирая тепло от охлаждаемой среды, образующийся пар отсасывается компрессором. В зависимости от места установки батарей в охлаждаемом помещении различают бортовые и подволочные батареи/
Фреоновые батареи (рисунок 6.8) изготавливают в виде змеевика из оребренных красно-медных труб. Такие батареи называют ИРСН — испаритель ребристый сухой настенный. Жидкий хладон в батареи подается сверху, пар отсасывается снизу, чтобы вместе с паром был обеспечен возврат масла из батареи в картер компрессора. Масса подаваемого жидкого холодильного агента должна быть рассчитана таким образом, чтобы из батареи выходил сухой пар.
Рисунок 6.8 – Фреоновая ребристая батарея непосредственного охлаждения
Аммиачные батареи изготовляют из оребренных или гладких стальных труб диаметром 57×3,5 или 38×3мм. Конструктивное выполнение их различно. Применение аммиачных батарей для охлаждения трюмов запрещено Правилами морского Регистра.
Расчет батарей заключается в определении площади теплопередающей поверхности (в м2) по формуле
,
где - тепловой поток батареи, Вт;
- коэффициент теплопередачи, принимаемый для оребренных труб (при коэффициенте оребрения от 5 до 10) равным 3,5— 5,8 Вт/(м2·К).
Коэффициентом оребрения называют отношение оребренной поверхности трубы к гладкой; — средняя разность температур охлаждаемого воздуха и кипения холодильного агента в батарее, равная для аммиачных батарей 8—12° С, для фреоновых —12—16° С,
Воздухоохладители — теплообменные аппараты, пре назначенные для охлаждения воздуха при условии принудительной циркуляции с помощью вентилятор Воздухоохладители применяют для охлаждения трюме в охлаждающих и замораживающих устройствах, а также в установках кондиционирования воздуха.
В зависимости от способа охлаждения воздуха воздухоохладители бывают сухие, мокрые и смешанные.
В сухих воздухоохладителях передача тепла от охлаждаемого воздуха к холодильному агенту хладоносителю, проходящему внутри труб, происходит через стенку трубы; в мокрых - тепло передается в результате непосредственного контакта воздуха и хладоносителя; в смешанных - охлаждение воздуха происходит вследствие соприкосновения с холодной поверхностью змеевиков и поверхностью хладоносителя.
В зависимости от того, что подается в змеевики воздухоохладителя (холодильный агент или рассол), различают воздухоохладители непосредственного охлаждения и рассольные. Воздухоохладители выполняют гладкотрубными или ребристыми.
Преимуществом воздухоохладителей, особенно ребристых, являются высокий удельный тепловой поток единицы длины трубы, компактность, малая масса. На рыбопромысловых судах применяют сухие воздухоохладители непосредственного охлаждения и рассольные.
При расчете определяют площадь теплопередающе поверхности (в м2). воздухоохладителя по формуле
или
,
где - холодопроизводительность воздухоохладителя, Вт;
- удельный тепловой поток, Вт/м2;
- коэффициент теплопередачи воздухоохладителя, Вт/(м2·К)
- средняя разность температур между циркулирующим воздухом и кипящим холодильным агентом или рассолом, °С.
Значение коэффициента теплопередачи принимают для гладкоотрубных аммиачных воздухоохладителей поперёчным движением воздуха при скорости его 3 -5 м/с примерно 30-50 Вт/ ( м2·К) при движении воздуха вдоль труб 17-20, для фреоновых с ребристыми трубами 17,5-23 при. коэффициенте оребрения 10-15, для аммиачных с ребристыми трубами 11,6-17,5 Вт/( м2·К). принимают 12-18° при=0°С, 6 - 10°С — при= - 40 °С.
Воздух в воздухоохладителе охлаждается на 2-5°С при низких температурах и на 10-15°С при умеренно низких; хладоноситель в змеевиках воздухоохладителя нагревается на 2-4°С. По найденной теплопередающей поверхности подбирают воздухоохладитель по каталогу или определяют размеры его расчетным путем.
Объем V (в м3/с) циркулирующего через воздухоохладитель воздуха определяют по формуле
,
где —плотность воздуха при средней температуре, кг/м3 (находят по i—d-диаграмме для воздуха или по психометрической таблице);
,—энтальпия воздуха на входе и выходе из воздухоохладителя, Дж/кг (по i—d-диаграмме).
- Судовая холодильная техника (холодильная техника) Конспект лекций
- 6.050503 «Машиностроение», 6.051701 «Пищевые технологии и инженерия»
- Примерный тематический план
- Введение
- Раздел 1 судовые холодильные машины и установки
- Глава 1 основы теории холодильных машин
- 1. 1 Физические основы получения искусственного холода
- 1.2 Термодинамические основы холодильных машин
- Глава 2 холодильные агенты и хладоносители
- 2.1 Холодильные агенты
- 2.2 Хладоносители
- Глава 3 сложные циклы холодильных машин
- Глава 4 компрессоры холодильных машин
- 4.1 Классификация компрессоров
- 4.2 Судовые поршневые бескрейцкопфные компрессоры
- 4.3 Ротационные, центробежные и винтовые компрессоры
- Глава 5 вспомогательное оборудование, арматура и трубопроводы
- 5.1 Маслоотделители и маслосборники
- 5.2 Отделитель жидкости, ресиверы, промежуточный сосуд
- 5.3 Воздухоотделители
- 5.4 Фильтры и осушители
- 5.5 Арматура и трубопроводы
- Глава 6 теплообменные аппараты холодильных машин
- 6.1 Конденсаторы и теплообменники
- Глава 7 холодильные машины, работающие с затратой тепловой энергии
- 7.1 Абсорбционные холодильные машины
- Глава 8 автоматика судовых холодильных установок
- 8.1 Классификация приборов автоматики
- Глава 9 изоляция судовых охлаждаемых помешений
- 9.1 Судовые изоляционные материалы и конструкции
- Глава 10 охлаждение грузовых помещений на судах
- 10.1 Способы охлаждения
- Раздел 2 технологическое оборудование промысловых
- 11.2 Оборудование для замораживания рыбы
- 11.3 Замораживание при контакте рыбы с холодными поверхностями
- Глазировочные машины
- Судовые льдогенераторы
- Список использованной литературы Основная
- Дополнительная
- 6.050503 «Машиностроение», 6.051701 «Пищевые технологии и инженерия»
- 98309 Г. Керчь, ул.Орджоникидзе, 82.