9.1 Судовые изоляционные материалы и конструкции
Изоляционные материалы. Для уменьшения теплопритока в грузовые охлаждаемые помещения ограждения их покрывают изоляционными материалами, имеющими малую теплопроводность λ [в Вт/(мּК)]. Лучшим изоляционным материалом является сухой неподвижный воздух [λ = 0,023 Вт/(мּК)]. Изолирующие свойства других материалов определяются количеством воздуха, содержащегося в материале, и величиной воздушных ячеек. Чем больше воздушных ячеек и чем они мельче, тем меньше коэффициент теплопроводности материала.
Изоляционные материалы характеризуются малой теплопроводностью [примерно 0,035-0,175 Вт/(мּК)], малой плотностью (q = 15÷600 кг/м3), незначительной гигроскопичностью и влагоемкостью, отсутствием запаха и способности к впитыванию посторонних запахов, морозоустойчивостью, огнестойкостью, стойкостью против поражения грибками и против грызунов, долгим сроком службы, небольшой стоимостью.
Применяемые на практике в холодильной промышленности изоляционные материалы не отвечают всем предъявляемым требованиям. Многие из них способны увлажняться. При увлажнении воздушные ячейки, имеющиеся в изоляционном материале, заполняются водой, которая при низких температурах замерзает, и изоляционный материал теряет изолирующие свойства. Это объясняется тем, что λ воды равна 0,58 Вт/( мּК)., а λ льда равна 2,2 Вт/( мּК).
Увлажняется изоляция не только при попадании в нее капельной влаги, но и при эксплуатации изоляционной конструкции. Парциальное давление водяных паров зависит от температуры воздуха и будет тем больше, чем выше температура воздуха. Перепад температуры по обеим сторонам ограждений охлаждаемого помещения обусловливает разность парциальных давлений водяного пара и, следовательно, диффузию водяных паров через ограждение. Теплоизоляционные материалы служат защитой от увлажнения.
Большое значение имеет правильный выбор места установки; гидроизоляционного слоя в конструкции. Он должен быть расположен по ходу влажностного потока перед зоной возможного увлажнения, т.е. с теплой стороны изоляции. В большинстве случаев температура наружного воздуха выше температуры воздуха в трюме и поток пара направлен снаружи в помещение. Однако для судов, плавающих в северных широтах, наружная температура бывает ниже температуры в охлаждаемом трюме и поток влаги будет иметь обратное направление. В таких случаях требуется ставить парозащитный слой с внутренней стороны ограждения охлаждаемого помещения.
Роль гидрозащитного покрытия может выполнять внутренняя металлическая зашивка трюма, которая одновременно предохранит изоляционный материал от механических повреждений, грызунов, свободной влаги, а также улучшит санитарное состояние трюма и позволит обрабатывать трюм паром. Выбор теплоизоляционного материала определяется конкретными условиямиработы, типом судне и размерами рефрижераторного трюма.
Теплоизоляционные материалы подразделяют на группы по степени эффективности: на высокоэффективные [λ< 0,047 Вт/( мּК)], эффективные [λ=0,047÷0,0815 Вт/( мּК)], средней эффективности [λ=0,0815÷0,175 Вт/( мּК)]; по происхождению: органического происхождения и неорганического происхождения; по виду изготовления: штучные жесткие изделия (плиточные, блочные, фасонные), штучные гибкие (маты, рулонные материалы, изоляционный шнур), засыпные изоляционные материалы (шлак, опилки, пробковая крошка).
Материалы органического происхождения. К ним относятся: пробка, применяемая в виде плит, фасонных изделий и крошки; экспанзит — пробковая крошка, обладающая хорошими теплоизолирующими свойствами; торфоплиты; изделия из древесины и др. Эти материалы, за исключением пробки и экспанзита, недостаточно механически прочны, гниют, горят, увлажняются, способствуют разведению грибков и грызунов. Применение их вызвано малой теплопроводностью, небольшой объемной массой, дешевизной.
Особую группу образуют материалы из синтетического сырья, главным образом из пластической массы на полистирольной, .мочевиноформальдегидной, фенолформальдегидной и полиуретановой основах и резины. Газонаполненные массы подразделяют на поропласты и пенопласты. Поропласты состоят из сообщающихся между собой ячеек, заполненных газом, а пенопласты — из несообщающихся ячеек. Оболочка ячеек образована тончайшей пленкой полимера. Ячеистые материалы на основе полистирола называют пенополистиролами. Они имеют высокие теплоизолирующие: свойства, высокую водоустойчивость, морозостойкость, малую влаго- и паропроницаемость, не поражаются грибками, грызунами, не гниют. В СССР наиболее распространены пенопласты марок ПС-Б и ПС-БС.
В судовых установках также находит применение воздушно-пленочная изоляция, в которой используются теплозащитные свойства воздуха, заключенного в полостях склеенных гофрированных пленок. К таким материалам относится винидур, представляющий собой 6 - 10 склеенных гофрированных плёнок толщиной 0,2 мм полученных пластификацией полихлорвиниловых смол, и изофлекс, изготовленный из ацетилцеллюлозной пленки.
Изоляционные материалы минерального происхождения. К ним относятся различные ячеистые камни естественного происхождения, например туф, пемза, ракушечник, известняки (в судовых условиях они не применяются), а также материалы, полученные искусственным путем, — минеральная и стеклянная вата и изделия из них в виде полотнищ (минеральный войлок, стеклянный войлок) и плит (минеральная пробка), блоки пенобетона, пеностекла, пеносиликата, котельный и доменный шлак. Эти материалы обладают малой гигроскопичностью, не горят, не гниют, не поражаются грибками. Многие из них имеют коэффициент теплопроводности и объемную массу значительно выше, чем у материалов органического происхождения.
Альфоль относится к группе материалов, в которых используется способность гладких блестящих поверхностей отражать лучистую тепловую энергию, а также малая теплопроводность воздушных прослоек, заключенных между листами алюминиевой фольги толщиной 0,07—0,1 мм. Фольгу применяют в мятом виде или гладкую, которую натягивают между фиксаторами.
Пароизоляционные материалы. В качестве таких материалов используют битум, битумные эмульсии и мастики, специальные клеи (идитоловый клей, изолит и др.), а также рулонные материалы — рубероид, пергамин, металлоизол, гидроизол и др.
Битум бывает естественный и искусственный. Искусственный битум — смолистое вещество, получаемое как конечный продукт при перегонке нефти. В зависимости от температуры размягчения различают 5 марок битума.
Битум марок I, II, III имеет температуру размягчения ниже 50° С, марок IV и V — соответственно 70 и 90° С. Для изоляции холодильных сооружений применяют их сплавы. Битум служит одновременно пароизоляционным и склеивающим материалом, но пароизоляционные свойства его при большой разности температур недостаточны, и он плохо пристает к холодным и влажным поверхностям.
Битумная эмульсия состоит из частиц битума, взвешенных в воде, и эмульгатора, препятствующего слипанию частиц битума. Битумную эмульсию можно наносить на холодную и влажную поверхность.
Рубероид и пергамин представляют собой кровельный картон, пропитанный и покрытый битумом.
Гидроизол — асбестовая бумага, пропитанная битумом. Металлоизол — алюминиевая фольга с двусторонним покрытием битумом. Гидроизол и металлоизол не подвержены загниванию.
Изоляционные конструкции. Судовые изоляционные конструкции должны обеспечивать минимальные теплопритоки в охлаждаемые помещения (трюмы, морозильные устройства, провизионные камеры), защиту теплоизоляционного слоя от увлажнения, грызунов и занимать минимальный объем грузового помещения. Судовые изоляционные конструкции бывают четырех типов: не содержащие металлических включений; с воздушной прослойкой; так называемые нормальные; с высадкой.
Конструкция, не содержащая металлических включений (рисунок 9.1, а). Она состоит из деревянных брусков и изоляционного материала. Такой тип изоляционной конструкции применяется для изоляции настила второго дна судна и переборок с гладкой стороны.
Конструкция с воздушной прослойкой (рисунок 9.1, б). Такая конструкция позволяет уменьшить влияние тепловых мостиков (материал набора), но сокращает полезный объем трюма, так как изоляционный слой выносят за профиль набора и укладывают так, чтобы между обшивкой борта и наружным слоем досок ограждения трюма образовалась воздушная прослойка.
В воздушной прослойке появляются конвективные токи, способствующие увеличению теплообмена, а контакт изоляции с воздухом способствует ее увлажнению. Изоляционную конструкцию с воздушной прослойкой применяют для- изоляции двойного дна, отделяющего охлаждаемые помещения от отсеков, в которых хранятся нефтепродукты. В остальных случаях она не рекомендуется.
Конструкция, называемая нормальной (рисунок 9.1, в). Она состоит из стального набора, наружной и внутренней обшивок и изоляционного материала, заполняющего пространство между обшивками.
Такую конструкцию применяют для изоляции бортов, палуб, переборок, подволоков. Уменьшение влияния тепловых мостиков достигается включением в конструкцию деревянных брусков. При нормальной конструкции изоляции полезный грузовой объем меньше сокращается, чем при изоляционной конструкции с воздушной прослойкой, и уменьшается возможность увлажнения изоляции.
Конструкцию с высадками или с обходом набора (рисунок 9.1, г) применяют при высоком профиле набора, главным образом на речных рефрижераторах.
Пиллерсы и мачты, находящиеся в охлаждаемых трюмах, изолируют на всю высоту или частично. В последнем случае среднюю часть не изолируют, а части, примыкающие к палубе и подволоку, покрывают изоляцией. Промежуточные палубы и переборки, отделяющие одно охлаждаемое помещение от другого, изолируют со стороны набора полностью, с другой стороны — частично, полосой шириной 1—1,5 м, называемой риббандом.
Увеличение ширины риббанда свыше 1,5 м нецелесообразно, так как значение коэффициента теплопередачи при этом уменьшается незначительно. Устройство риббандов снижает массу изоляции и уменьшает потери полезной кубатуры трюмов.
Изолируют также трубопроводы холодильного агента и хладоносителя, проходящие вне охлаждаемого помещения, испарители, промежуточные сосуды, отделители жидкости и др.
На рисунке 9.1, д показана изоляционная конструкция трубопровода. Расчет изоляционной конструкции. Он состоит в определении необходимой толщины основного изоляционного материала, при этом коэффициент теплопередачи k и схема изоляционной конструкции должны быть заданы. Расчёт может быть произведен другим методом: заданы все размеры изоляционной конструкции, в том числе и толщина изоляционного слоя, а следует определить коэффициент теплопередачи конструкции k.
Трудность расчета судовой изоляции заключается в пересеченности изоляционного материала металлическим набором, который создает тепловые мостики. Имеется несколько методов расчета коэффициента теплопередачи, но все они дают только приближенное значение k.
Значение коэффициента теплопередачи судовых изоляционных конструкций колеблется в пределах 0,45-0,7 Вт/(м2ּК) для трюмов с плюсовыми и близкими к 00С температурами и 0,35-0,40 Вт/(м2ּК) – для низкотемпературных трюмов.
Рисунок 9.1 – Судовые изоляционные конструкции:
а – не содержащие металлических включений; б – с воздушной прослойкой; в – нормальная; г – с высадками или обходом набора; д – изоляционная конструкция трубопровода сегментами; 1 – трубопровод; 2 – изоляционные сегменты; 3 – битум; 4 – гидроизол; 5 – проволока; 6 – сетка металлическая; 7 – штукатурка; 8 – покраска.
- Судовая холодильная техника (холодильная техника) Конспект лекций
- 6.050503 «Машиностроение», 6.051701 «Пищевые технологии и инженерия»
- Примерный тематический план
- Введение
- Раздел 1 судовые холодильные машины и установки
- Глава 1 основы теории холодильных машин
- 1. 1 Физические основы получения искусственного холода
- 1.2 Термодинамические основы холодильных машин
- Глава 2 холодильные агенты и хладоносители
- 2.1 Холодильные агенты
- 2.2 Хладоносители
- Глава 3 сложные циклы холодильных машин
- Глава 4 компрессоры холодильных машин
- 4.1 Классификация компрессоров
- 4.2 Судовые поршневые бескрейцкопфные компрессоры
- 4.3 Ротационные, центробежные и винтовые компрессоры
- Глава 5 вспомогательное оборудование, арматура и трубопроводы
- 5.1 Маслоотделители и маслосборники
- 5.2 Отделитель жидкости, ресиверы, промежуточный сосуд
- 5.3 Воздухоотделители
- 5.4 Фильтры и осушители
- 5.5 Арматура и трубопроводы
- Глава 6 теплообменные аппараты холодильных машин
- 6.1 Конденсаторы и теплообменники
- Глава 7 холодильные машины, работающие с затратой тепловой энергии
- 7.1 Абсорбционные холодильные машины
- Глава 8 автоматика судовых холодильных установок
- 8.1 Классификация приборов автоматики
- Глава 9 изоляция судовых охлаждаемых помешений
- 9.1 Судовые изоляционные материалы и конструкции
- Глава 10 охлаждение грузовых помещений на судах
- 10.1 Способы охлаждения
- Раздел 2 технологическое оборудование промысловых
- 11.2 Оборудование для замораживания рыбы
- 11.3 Замораживание при контакте рыбы с холодными поверхностями
- Глазировочные машины
- Судовые льдогенераторы
- Список использованной литературы Основная
- Дополнительная
- 6.050503 «Машиностроение», 6.051701 «Пищевые технологии и инженерия»
- 98309 Г. Керчь, ул.Орджоникидзе, 82.