logo
Холодильники лекции

4.1 Классификация компрессоров

По конструктивному исполнению различают компрессы поршневые, ротационные, центробежные, или турбокомпрессоры, и винтовые.

В зависимости от применяемого холодильного агента компрессоры бывают аммиачные, фреоновые, углекислотные др. В настоящее время промышленность переходит к выпуску унифицированных холодильных компрессоров, которые могут работать на различных холодильных агентах.

По холодопроизводительности при стандартных условиях различают компрессоры мелкие, малые, средние, крупные. По числу ступеней сжатия различают одно-, двух- и трехступенчатые компрессоры.

По степени герметичности компрессоры бывают открытые или сальниковые, бессальниковые полугерметичные (со встроенным двигателем и разъемным корпусом) и бессальниковые герметичные (со встроенным двигателем в запаянном кожухе).

На рисунке 4.1 приведены области применения холодильных компрессоров различных типов, а в приложении 1 дана характеристика некоторых компрессоров.

Рисунок 4.1 – Области применения холодильных компрессоров различных типов:

1 — поршневые герметичные; 2 — поршневые бессальниковые; 3 — поршневые сальниковые; 4 — поршневые поджимающие в двухступенчатых схемах; 5 — поршневые для низкой ступени каскадных машин; 6 — ротационные поджимающие в двухступенчатых схемах; 7 — винтовые одноступенчатые; 8 — винтовые СНД в двухступенчатых схемах; 9 — винтовые для низкой ступени каскадных машин; 10 — центробежные; 11 — воздушные турбохолодильные.

Поршневые компрессоры классифицируют:

по направлению оси цилиндра — на горизонтальные, вертикальные, V-образные, W-образные, веерообразные, радиальные;

по направлению движения холодильного агента в цилиндре — на прямоточные (с движением пара в одномнаправлении) и непрямоточные (в которых пар изменяет свое направление в цилиндре компрессора);

по устройству кривошипно-шатунного механизма и числу полостей сжатия — на бескрейцкопфные простого действия (сжатие производится по одну сторону от поршня) и крейцкопфные двойного действия (сжатие: пара происходит по обе стороны поршня);

по количеству цилиндров – одно-, двух- и многоцилиндровые;

по конструктивному выполнению — на блок-картерные и с раздельным выполнением картера и цилиндров.

К компрессорам в судовом исполнении предъявляют повышенные требования: компрессоры должны иметь небольшие массу и габариты, обеспечивать полное урав­новешивание сил инерции возвратно-поступательно движущихся масс, увеличенную частоту вращения, повышенную надежность и безопасность работы.

На судах флота рыбной промышленности применяют преимущественно поршневые бескрейцкопфные компрессоры, работающие на хладоне-12, хладоне-22 и аммиаке, а также ротационные и винтовые. Горизонтальные компрессоры, имеющие большие холодопроизводительность, массу, металлоемкость и габариты, в судовых установках не применяют. Наиболее широко используют быстроходные бескрейцкопфные блок-картерные многоцилиндровые компрессоры с V- и веерообразным расположением цилиндров, так как они компактны, занимают мало места, обладают сравнительно малой массой.