11.2 Оборудование для замораживания рыбы
Рисунок 11.3 - Конвейерная системаохлаждения рыбы
в холоднойморской воде.
Замораживание рыбы осуществляют в воздухе, в результате контакта с холодными металлическими поверхностями, в жидких средах. Замораживание в воздухе - наиболее распространенный способ, используемый на промысловых судах в настоящее время. Постепенно он вытесняется замораживанием в плиточных морозильных аппаратах. Замораживание в жидких средах перспективно, но применяют его в настоящее время на судах только для замораживания тунца.
Воздушное охлаждение. Морозилки воздушного охлаждения бывают стеллажные и туннельные.
Стеллажные морозилки. В них замораживаемый продукт размещается на стеллажных батареях (змеевики образуют полки). Выполнены они в виде шкафа со стеллажами, на которые ставят противни с рыбой или подвешивают крупную рыбу; применяют на мелких рыбопромысловых судах. Они просты, но не допускают механизации обслуживания и не обеспечивают равномерного замораживания рыбы.
Туннельные морозилки. Они состоят из грузового отсека, в котором помещен замораживаемый продукт, и отсека для воздухоохладителей.
В зависимости от способа перемещения замораживаемого продукта туннельные морозилки подразделяют на тележечные, конвейерные и гравитационные (груз движется по направляющим с помощью толкающего механизма).
В тележечных морозилках механизировано только перемещение тележек вдоль туннеля, а загружают и выгружают рыбу вручную.
В настоящее время наибольшее применение на промысловых судах находят морозилки воздушного охлаждения с конвейерным и гравитационным перемещением продукта.
Автоматизированный скороморозильный аппарат типа АСМА. На рисунке 11.5 показано конвейерное устройство этого аппарата. Производительность аппарата 25 т рыбы за 22 ч работы.
Замораживается рыба в этих аппаратах в закрытых блок-формах с крышками, что снижает усушку продукта.
Рисунок 11.4 - Система предварительного охлаждения рыбы на транспортере:
а - сетчатом: 1- поддон; 2 - транспортер выгрузки охлажденной рыбы; 3, 1,9 - сетчатые транспортеры; 4 - загрузочный бункер; 5 - оросительные трубопроводы;
6, 8 - перепускные лотки;
б - шаговом: 1 - оросительные трубопроводы; 2—.шаговый транспортер.
Рисунок 11.5 – Конвейерное устройство автоматизированного скороморозильного
аппарата АСМА:
1 – бункер-накопитель; 2 – весы; 3 – главный приводной вал; 4 – цепь тяговая; 5 –блок-форма; 6 –устройство для принудительного перехода блок-форм (кормовое); 7 – вал с переводным устройством; 8 – устройство для принудительного перехода блок-форм (носовое);
9 - конвейер в морозильной камере; 10 – гидродвигатель; 11 – редуктор; 12 – загрузочно-разгрузочная часть с приводом; 13 – бункер загрузочный; 14 – бункер для взвешивания;
15 – устройство для открытия крышек блок-форм; 16 – цепь приводная.
Скороморозильный аппарат состоит из грузового конвейера, воздухоохладителя и вентилятора, помещенных в изолированный кожух.
Две параллельные цепи конвейера, изменяя с помощью звездочек направление, образуют 16 горизонтальных участков. Специальное устройство переводит блок-формы с одного яруса на другой, сохраняя их горизонтальное положение. Сбоку от грузового конвейера расположены воздухоохладитель и вентилятор.
К аппарату монтируют бункерные веса, распределительный бункер, элеватор для подъема блок форм, оттаивательное устройство, ленточный транспортер для замороженных блоков, глазуровочный аппарат и транспорт тер для глазурованных блоков.
Из моечной машины рыба поступает в загрузочные бункерные весы, откуда — в распределительный бункер, из которого высыпается в блок-форму. Рыбу разравнивают, закрывают блок-форму крышкой, и элеватор поднимает загруженные блок-формы на верхний ряд грузового конвейера, перемещающий их в камеру скороморозильного аппарата.
В зависимости от скорости движения цепей продолжительность нахождения блок-форм может колебаться от 1 ч 40 мин до 3 ч 44 мин.
Выходя из аппарата, блок-формы, только одной стороной шарнирно связанные с цепью, переворачиваются вниз крышкой, орошаются подогретой забортной водой, крышка отстегивается и оттаявший блок рыбы падает на транспортер последний подает блоки на глазуровку иупаковку.
Освобожденные блок-формы перевертываются и возвращаются к месту загрузки.
Воздух охлаждается аммиачным воздухоохладителем из оребренных труб с поверхностью охлаждения 1950 м2. Для циркуляции воздуха установлен центробежный вентилятор с двусторонним всасыванием производительностью 60 000 м3/ч.
Автоматизированный скороморозильный аппарат с конвейерным перемещением продукта LBH-25-1 (предприятия «Кюльаутомат», ГДР) производительностью 22,5 т за 22 часа (рисунок 11.6). Выполнен аппарат в виде изолированного грузового туннеля, внутри которого установлены воздухоохладители и грузовой конвейер, несущий блок-формы.
Передвижение конвейера осуществляется с помощью гидропривода давлением масла. Загрузка- и выгрузка блок-форм происходит вне туннеля. Рыба из двух весовых бункеров поступает в блок-формы, блок-формы закрываются крышками, посредством гидравлических рычагов вставляются в захваты цепи конвейера и поступают на заморозку. В процессе продвижения по конвейеру блок-формы обдуваются поперечным потоком холодного воздуха.
Воздухоохладитель и грузовой конвейер разделены на четыре секции, отделенные одна от другой переборками с лабиринтным уплотнением. В первой и четвертой секциях вентиляторы установлены по одну сторону от конвейера, во второй и третьей — с противоположной стороны. Направление потока холодного воздуха соответственно изменяется, что обеспечивает более равномерное замораживание блоков рыбы. Змеевики первой секции воздухоохладителя выполнены из гладких труб, и возможно оттаивание снеговой шубы первой секции без остановки конвейера, трубы последующих секций изготовлены из оребренных труб. Блок-формы с замороженной рыбой извлекаются из захватов конвейера и поступают в камеру оттаивания, затем блок-формы опрокидываются, и блоки рыбы выпадают из блок-формы.Продолжительность одного цикла замораживания рыбы от 10 до - 22° С 3,8 ч. Скороморозильный аппаратобслуживается одним рабочим, все основные процессы автоматизированы
Рисунок 11.6 - Автоматизированный скороморозильный аппарат с конвейерным
перемещением продукта LBH-25-1 (предприятия «Кюльаутомат», ГДР)
1- загрузочно-разгрузочное устройство; 2 - щит управления; 3 - приводная станция и вертикально-трубный испаритель; 4 - конвейерная цепь; 5 - испарительная секция; 6 - изолированный корпус туннеля; 7 - ребристый испаритель; 8 - поворотное устройство; 9 - вентилятор; 10 - блок-форма; 11 - двери в туннеле; 12 - устройство оттаивания.
Механизированный туннельный скороморозильный аппарат фирмы «Линде» (ФРГ) с гравитационным перемещением груза (рисунок 11.7). Производительность его 50 т за 22 ч работы.
Блоки рыбы массой 10 - 11 кг замораживаются оребренных блок-формах из алюминиево-магние сплава с закрывающимися крышками при температуре воздуха -30 ÷ -35°C. В грузовом туннеле установлены рельсы двумя параллельными рядами в 14 ярусов высоте с расстоянием 170 мм. По рельсам движутся блок-формы, скользящие по специальным вставкам из нестирающегося материала, проталкивая друг друга торцевыми буферами. На конце каждого ряда блок-формы с помощью механизма вертикального перемещения спускаются на рельсы нижележащего ряда и т. д., а по самому нижнему ряду рельсов выходят из изолированного контура.
Блок-формы с замороженной рыбой при выходе из аппарата переворачиваются крышками вниз и поступают под оттаивательное устройство, в котором орошаются забортной водой с температурой 35—40° С. Крышки автоматически отстегиваются, а замороженные блоки выпадают на транспортер, доставляющий их на глазуровку. После глазуровки блоки упаковывают в картонную тару и передают в трюм на хранение.
Рисунок 11.7 – Бесконвейерный скороморозильный аппарат фирмы
«Линде» (ФРГ):
а – продольный разрез; б – поперечный разрез; 1 – блок-формы; 2 – теплоизоляционный контур;
3 – механизм передвижения по вертикали и горизонтали; 4 – транспортер для брикетов рыбы;
5 – моечное устройство; 6 – глазировочный аппарат; 7 – подъемное и поворотное устройство;
8 – камера оттаивания; 9 – весы; 10 – подающий транспортер; 11 – подъемное устройство;
12 – воздухоохладители; 13 – вентилятор; 14 - электродвигатель
- Судовая холодильная техника (холодильная техника) Конспект лекций
- 6.050503 «Машиностроение», 6.051701 «Пищевые технологии и инженерия»
- Примерный тематический план
- Введение
- Раздел 1 судовые холодильные машины и установки
- Глава 1 основы теории холодильных машин
- 1. 1 Физические основы получения искусственного холода
- 1.2 Термодинамические основы холодильных машин
- Глава 2 холодильные агенты и хладоносители
- 2.1 Холодильные агенты
- 2.2 Хладоносители
- Глава 3 сложные циклы холодильных машин
- Глава 4 компрессоры холодильных машин
- 4.1 Классификация компрессоров
- 4.2 Судовые поршневые бескрейцкопфные компрессоры
- 4.3 Ротационные, центробежные и винтовые компрессоры
- Глава 5 вспомогательное оборудование, арматура и трубопроводы
- 5.1 Маслоотделители и маслосборники
- 5.2 Отделитель жидкости, ресиверы, промежуточный сосуд
- 5.3 Воздухоотделители
- 5.4 Фильтры и осушители
- 5.5 Арматура и трубопроводы
- Глава 6 теплообменные аппараты холодильных машин
- 6.1 Конденсаторы и теплообменники
- Глава 7 холодильные машины, работающие с затратой тепловой энергии
- 7.1 Абсорбционные холодильные машины
- Глава 8 автоматика судовых холодильных установок
- 8.1 Классификация приборов автоматики
- Глава 9 изоляция судовых охлаждаемых помешений
- 9.1 Судовые изоляционные материалы и конструкции
- Глава 10 охлаждение грузовых помещений на судах
- 10.1 Способы охлаждения
- Раздел 2 технологическое оборудование промысловых
- 11.2 Оборудование для замораживания рыбы
- 11.3 Замораживание при контакте рыбы с холодными поверхностями
- Глазировочные машины
- Судовые льдогенераторы
- Список использованной литературы Основная
- Дополнительная
- 6.050503 «Машиностроение», 6.051701 «Пищевые технологии и инженерия»
- 98309 Г. Керчь, ул.Орджоникидзе, 82.