logo
Краткий конспект лекций

Санкт-Петербург

2011

УДК 621.565

ББК 38.762.3

Рецензент:

кандидат технических наук, профессор

А.С.Пряхин

А.Г.Колесов.

Судовые холодильные установки и системы кондиционирования воздуха Конспект лекций. - СПб.: СПГУВК, 2011. – 106 с.

В конспекте лекций изложены основы теории судовых холодильных установок. Рассмотрены вопросы их технической эксплуатации, настройки приборов автоматики, технического обслуживания и регулирования. Приведены теоретические основы кондиционирования воздуха.

Предназначен для студентов всех форм обучения по специальностям: 180403 Эксплуатация судовых энергетических установок,

190502 Эксплуатация транспортных энергетических установок (на водном транспорте), изучающих дисциплину «Судовые холодильные установки и системы кондиционирования воздуха»

УДК 621.565

ББК 38.762.3

 Санкт-Петербургский государственный

университет водных коммуникаций, 2011

ВВЕДЕНИЕ

При хранении и перевозке продуктов на судах морского и речного флота широкое применение находит искусственный холод, получаемый с помощью холодильных установок.

Холодильные установки транспортных рефрижераторных судов предназначены для сохранения скоропортящихся грузов, перевозимых в рефрижераторных трюмах. Холодильные установки про­мысловых рефрижераторных судов служат для хранения, охлаж­дения и замораживания улова (в рыбоморозильных аппаратах). При доставке скоропортящихся продуктов на большие расстояния различными видами транспорта наиболее эффективно перевозить их в большегрузных холодильных контейнерах. На речном флоте для перевозки контейнеров используются грузовые суда или специ­альные контейнеровозы. На судах всех типов устанавливаются ма­лые холодильные машины, охлаждающие провизионные камеры, в которых хранят запас продуктов для пассажиров и экипажа. Кроме того, холодильные машины применяются для охлаждения сжиженных газов с целью понижения их давления при перевозке на специальных судах-газовозах, охлаждения и осушения инертных газов на танкерах, опреснения морской воды методом вымораживания кри­сталлов льда и их последующего отделения, охлаждения наддувочного воздуха, чтобы увеличить мощность дизелей и газотурбинных установок, для закаливания сталей, осуществления холодных поса­док, осушения воздуха в системах пневмоавтоматики и др.

Установки кондиционирования воздуха в настоящее время используются практически на всех судах, они создают искусственный микроклимат в помещениях и улучшающими условия жизни на судах. Эти установки в летний период охлаждают и осушают воздух, а в зимний период нагревают и увлажняют его. Установки кондиционирования воздуха содержат комплекс устройств, которые принимают воздух, обрабатывают его и распределяют по помещениям. В их состав, в том числе, входят и холодильные машины.

Существуют различные способы получения холода: с помощью водного и углекислотного (сухого) льда, жидкого азота, льдосоляных и других охлаждающих смесей, холодильных машин и пр. Для отвода теплоты от охлаждаемой среды используются процессы фазо­вых переходов рабочих веществ из одного агрегатного состояния в другое (плавление водного льда, сублимация сухого льда, испаре­ние сжиженного газа, растворение соли, кипение), а также изобарные процессы нагревания охлаждающих сред. На судах внутреннего плавания применяют только машинное охлаждение.