6.2.3. Централизованно-местная одноканальная прямоточная высокоскоростная система.
В таких системах (рис. 26) воздух подвергается двухступенчатой обработке, частично в центральном кондиционере и окончательно в местных кондиционерах. Наружный воздух через приемник всасывается в центральный кондиционер высоко-напорным вентилятором и нагнетается им по воздухопроводам в сопла местных кондиционеров (доводочных воздухораспределителей), размещенных в каютах.
Рис. 26 Схема централизованно-местной одноканальной прямоточной высокоскоростной системы кондиционирования воздуха:
КМ(ДВР) — местный кондиционер (доводочный воздухораспределитель); ВО - ВН — воздухоохладитель-воздухонагреватель; С — сопло; ЗК—запорный клапан.
В прямоточных системах центральным кондиционером обрабатывается только наружный воздух. В местном кондиционере, имеющем вид небольшого пристенного шкафа, обрабатывается воздух, рециркулирующий внутри каюты. Для этого в него встроен совмещенный тепло-обменный аппарат (воздухоохладитель-воздухонагреватель), по сребренным трубкам которого прокачивается холодная или горячая вода. Чтобы обеспечить двойное эжектирование воздуха из каюты и всасывание его через воздухоохладитель-воздухонагреватель, требуются большие скорости истечения воздуха из сопел (10 ... 25 м/с) и высоконапорные вентиляторы. Поэтому системы с концевыми доводчиками высокоскоростные. Тогда выходящая из сопла струя приточного воздуха эжектирует в камеру смешения сквозь жалюзийную решетку воздухоохладителя-воздухонагревателя рециркуляционный воздух непосредственно из помещения. Из местного кондиционера смесь наружного и рециркуляционного воздуха поступает в каюту через верхнюю решетку местного кондиционера. На выходе из доводочного воздухораспределителя струя смешанного воздуха имеет скорость, достаточно высокую для вторичного эжектирования внутрикаютного воздуха, которое улучшает воздухораспределение и способствует выравниванию температуры в каюте. Влага, выпавшая из рециркуляционного воздуха при его охлаждении, отводится из поддона воздухоохладителя-воздухонагревателя по дренажной трубе.
В местных кондиционерах, в отличие от центральных, не используются непосредственные воздухоохладители, так как это привело бы к большой протяженности и разветвленности хладоновых трубопроводов на судне и повышенным утечкам хладона через неплотности. В совмещенные охладители и нагреватели воздуха местных и центральных кондиционеров целесообразно подавать один и тот же хладо- и теплоноситель (воду). В переходные периоды года забортная вода (tз.в.< 10°С) используется без охлаждения. Воздухонагреватели центральных кондиционеров в централизованно-местных системах работают на горячей воде, нагреваемой до 70 ... 85°С в водогрейном котле или паровом водоподогревателе. Когда в центральном кондиционере устанавливается один воздухонагреватель, то воздух увлажняется после подогрева. Для ограничения распространения аэродинамического шума по воздухопроводам в помещения за кондиционерами в магистралях и ответвлениях от них перед помещениями устанавливаются путевые шумоглушители ШГ, содержащие звукоизоляционный материал.
Централизованно-местные системы позволяют производить одновременно количественное и качественное индивидуальное регулирование параметров воздуха в помещениях. Количественное регулирование осуществляется изменением расхода вытекающего из сопла приточного воздуха поворотом регулировочной заслонки, а качественное — изменением степени открытия запорного клапана на трубопроводе, подводящем воду к воздухоохладителю-воздухонагревателю и, следовательно, температуры рециркуляционного воздуха, эжектируемого из помещения.
Для упрощения систем на некоторых речных судах, к примеру на пассажирских теплоходах типа «Владимир Ильич», «Валериан Куйбышев и др. применены централизованно-местные одноканальные низко-, средне- и высокоскоростные СКВ только с водяными и главным образом с регулируемыми (трехступенчатыми) электрическими нагревателями эжектируемого воздуха в концевых доводчиках. Энергетически невыгодное, но простое электрическое нагревание воздуха используется при невозможности прокладки водяных трубопроводов в помещения и резерве электроэнергии на судне.
- А.Г. Колесов
- Санкт-Петербург
- Часть 1. Судовые холодильные установки. Глава 1. Теоретические основы работы холодильных машин
- Классификация холодильных машин
- Холодильные агенты (хладагенты)
- Термодинамические диаграммы состояния холодильных агентов
- Обратный цикл Карно
- Анализ теоретических циклов пкхм
- Индикаторные диаграммы и характеристики поршневого компрессора
- Тепловые насосы
- Системы охлаждения судовых помещений
- Глава 2. Тепловая изоляция судовых помещений
- 2.1. Изоляционные материалы
- Глава 3. Автоматизация судовых холодильных установок
- 3.1. Задачи автоматизации судовых холодильных установок
- 3.2 Основные приборы автоматики холодильных установок
- 3.2. Способы автоматического регулирования температуры в охлаждаемых помещениях
- Глава 4. Эксплуатация судовых холодильных установок
- 4.1. Подготовка и пуск холодильной установки
- 4.2. Заполнение системы холодильной машины маслом
- 4.3. Удаление хладона из системы холодильной машины
- 4.4. Обслуживание холодильной машины.
- 4.5. Регулирование автоматизированной холодильной машины судовых провизионных камер
- 4.6. Остановка холодильной машины и ее консервация
- 4.7. Проверка герметичности системы
- 4.8. Удаление воздуха из системы холодильной машины
- 4.9. Оттаивание с охлаждающих аппаратов
- Часть 2. Системы кондиционирования воздуха
- Глава 5. Влажный воздух
- 5.1. Основные свойства и параметры влажного воздуха
- 5.2. Диаграмма d-I
- 5.3. Основные процессы изменения состояния воздуха на диаграмме d-I.
- 5.4. Построение процессов тепловлажностной обработки воздуха в диаграмме d-I и определение тепловой нагрузки на установку.
- Глава 6. Судовые системы кондиционирования воздуха.
- 6.1. Назначение и классификация систем кондиционировании воздуха
- 6.2. Основные типы судовых систем комфортного кондиционировании воздуха.
- 6.2.1. Централизованная одноканальная рециркуляционная система.
- 6.2.2. Централизованная двухканальная рециркуляционная система.
- 6.2.3. Централизованно-местная одноканальная прямоточная высокоскоростная система.
- 6.2.4. Автономная система.
- 6.2.5. Сравнение систем.
- Литература
- Оглавление
- Часть 1. Судовые холодильные установки…………………………………… 4
- Глава 1. Теоретические основы работы холодильных машин……………… 4
- Глава 2. Тепловая изоляция судовых помещений……………………………..43
- Глава 3. Автоматизация судовых холодильных установок………… 48
- Глава 4. Эксплуатация судовых холодильных установок………………...…62
- Часть 2. Системы кондиционирования воздуха……………………….............80
- Глава 5. Влажный воздух……………………………………………………….80
- Глава 6. Судовые системы кондиционирования воздуха……………………. 91
- Колесов Александр Григорьевич
- Конспект лекций