logo
Краткий конспект лекций

6.2.3. Централизованно-местная одноканальная прямоточная высоко­скоростная система.

В таких системах (рис. 26) воздух подвергает­ся двухступенчатой обработке, частично в центральном кондиционе­ре и окончательно в местных кондиционерах. Наружный воздух через приемник всасывается в центральный кондиционер высоко-напорным вентилятором и нагнетается им по воздухопроводам в сопла местных кондиционеров (доводочных воздухораспре­делителей), размещенных в каютах.

Рис. 26 Схема централизованно-местной одноканальной прямоточной высоко­скоростной системы кондиционирования воздуха:

КМ(ДВР) — местный кондиционер (доводочный воздухораспределитель); ВО - ВН — воздухоохладитель-воздухонагреватель; С — сопло; ЗК—запорный клапан.

В прямоточных системах центральным кондиционером обрабатывается только наружный воздух. В местном кондиционере, имеющем вид небольшого пристенного шкафа, обрабатывается воздух, рециркулирующий внутри каюты. Для этого в него встроен совмещенный тепло-обменный аппарат (воздухоохладитель-воздухонагреватель), по сребренным трубкам которого прокачивается холодная или горя­чая вода. Чтобы обеспечить двойное эжектирование воздуха из каюты и всасывание его через воздухоохладитель-воздухонагрева­тель, требуются большие скорости истечения воздуха из сопел (10 ... 25 м/с) и высоконапорные вентиляторы. Поэтому систе­мы с концевыми доводчиками высокоскоростные. Тогда выходящая из сопла струя приточного воздуха эжектирует в камеру смешения сквозь жалюзийную решетку воздухоохладителя-воздухонагревате­ля рециркуляционный воздух непосредственно из помещения. Из местного кондиционера смесь наружного и рециркуляционного воздуха поступает в каюту через верхнюю решетку местного конди­ционера. На выходе из доводочного воздухораспределителя струя смешанного воздуха имеет скорость, достаточно высокую для вто­ричного эжектирования внутрикаютного воздуха, которое улучшает воздухораспределение и способствует выравниванию температуры в каюте. Влага, выпавшая из рециркуляционного воздуха при его охлаждении, отводится из поддона воздухоохладителя-воздухонагре­вателя по дренажной трубе.

В местных кондиционерах, в отличие от центральных, не исполь­зуются непосредственные воздухоохладители, так как это привело бы к большой протяженности и разветвленности хладоновых трубо­проводов на судне и повышенным утечкам хладона через неплотности. В совмещенные охладители и нагреватели воздуха местных и центральных кондиционеров целесообразно подавать один и тот же хладо- и теплоноситель (воду). В переходные периоды года забортная вода (tз.в.< 10°С) используется без охлаждения. Воздухонагрева­тели центральных кондиционеров в централизованно-местных си­стемах работают на горячей воде, нагреваемой до 70 ... 85°С в водо­грейном котле или паровом водоподогревателе. Когда в централь­ном кондиционере устанавливается один воздухонагреватель, то воздух увлажняется после подогрева. Для ограниче­ния распространения аэродинамического шума по воздухопроводам в помещения за кондиционерами в магистралях и ответвлениях от них перед помещениями устанавливаются путевые шумоглушители ШГ, содержащие звукоизоляцион­ный материал.

Централизованно-местные системы позволяют производить одно­временно количественное и качественное индивидуальное регули­рование параметров воздуха в помещениях. Количественное регули­рование осуществляется изменением расхода вытекающего из сопла приточного воздуха поворотом регулировочной заслонки, а ка­чественное — изменением степени открытия запорного клапана на трубопроводе, подводящем воду к воздухоохладителю-воздухонагре­вателю и, следовательно, температуры рециркуляционного воздуха, эжектируемого из помещения.

Для упрощения систем на некоторых речных судах, к примеру на пасса­жирских теплоходах типа «Владимир Ильич», «Валериан Куйбышев и др. применены централизованно-местные одноканальные низ­ко-, средне- и высокоскоростные СКВ только с водяными и главным образом с регулируемыми (трехступенчатыми) электрическими на­гревателями эжектируемого воздуха в концевых доводчиках. Энергетически невыгодное, но простое электрическое нагревание воздуха используется при невозможности прокладки водяных трубопроводов в помещения и резерве электроэнергии на судне.