Обратный цикл Карно
Наиболее совершенным в термодинамическом отношении циклом холодильной машины, осуществляемым с минимальной затратой работы, является обратный цикл Карно. Он состоит из двух изотерм и двух адиабат.
Для выполнения цикла Карно необходимо иметь два источника теплоты постоянной температуры, один теплоотдатчик с низкой температурой То и один теплоприемник с высокой температурой Т. Цикл Карно состоит из обратимых процессов, поскольку только в этом случае будут отсутствовать потери энергии, сопутствующие всякому необратимому процессу.
Обратный цикл Карно может быть осуществлен в паровой компрессорной холодильной машине, работающей на парах легкокипящих веществ. Цикл такой холодильной машины в координатах Ts приведены на рис. 2.
Рис. 2. Обратный цикл Карно
Влажный пар хладагента, находящийся в начальном состоянии при давлении и температуре , с помощью компрессора адиабатно сжимается до давления и температуры (процесс 1-2), в результате чего он становится сухим насыщенным. На сжатие пара в компрессоре затрачивается работа ℓ. В конденсаторе при постоянной температуре происходит конденсация паров хладагента и во внешнюю среду отводится теплота (процесс 2-3). .
После конденсатора жидкий хладагент поступает в расширительный цилиндр, где он адиабатно расширяется и частично испаряется с понижением давления до и температуры до (процесс 3-4). При этом хладагент производит работу ℓ .
Из расширительного цилиндра влажный пар хладагента направляется в испаритель. В испарителе, вследствие кипения хладагента при температуре и давлении (процесс 4-1), происходит отвод теплоты от охлаждаемой среды. Образовавшиеся пары хладагента снова всасываются компрессором и цикл повторяется.
Работа, затраченная в рассмотренном цикле ℓ, равна разности работ, затраченной в компрессоре и полученной в расширительном цилиндре,
Тепловой баланс такой холодильной машины
Величина называется удельной массовой холодопроизводительностью 1 кг хладагента. Она равна количеству теплоты, отведенной 1 кг хладагента от охлаждаемой среды в испарителе.
Графически на рис. 2 работа цикла ℓ изображена площадью 1-2-3-4, удельные количества теплоты — площадью 5-4-1-6 и — площадью 5-3-2-6.
Обратный цикл Карно неосуществим на практике, так как реальные процессы, протекающие в холодильных машинах, не являются изотермическими и адиабатными и выполнить их практически невозможно. Несмотря на это, значение обратного цикла Карно очень велико, поскольку его холодильный коэффициент служит пределом для данного интервала температур. Чем ближе при одинаковом перепаде температур хладагента холодильный коэффициент рассматриваемого цикла холодильной машины к холодильному коэффициенту обратного цикла Карно, тем совершеннее холодильная машина.
Схема и цикл одноступенчатой паровой компрессионной холодильной машины (ПКХМ)
Схема и теоретический цикл одноступенчатой ПКХМ представ- лены на рисунках 3 и 4. Здесь и далее характерные состояния хладагента в циклах машин и на их схемах отмечены одними и теми же цифрами.
Рис.3 Схема одноступенчатой ПКХМ
Для параметров хладагента используются следующие обозначения:
— соответственно температура и давление кипения;
— соответственно температура и давление конденсации;
— температура переохлаждения конденсата;
и — температура пара соответственно всасываемого (1) и нагнетаемого (2) компрессором.
В теоретических циклах пренебрегают теплообменом хладагента с неохлаждаемым воздухом (омывающим холодильное оборудование), изменением давления хладагента в теплообменных аппаратах и трубопроводах. Сжатие в компрессоре считается адиабатным.
Как в испарителе, так и в конденсаторе хладагент находится главным образом в состоянии насыщения и каждой температуре насыщения или соответствует одно единственное значение давления насыщения или
Рис.4. Теоретический цикл одноступенчатой ПКХМ на диаграммах sT и iP
В охлаждаемом помещении, через тепловую изоляцию которого непрерывно проникает теплота извне, расположен испаритель. Испарителем называется теплообменный аппарат, в котором кипит хладагент. Хладагент поступает в испаритель от регулирующего (дроссельного) клапана в виде очень влажного насыщенного пара (4). Для отвода теплоты от охлаждаемой среды (воздуха, промежуточного хладоносителя и др.) в паровых машинах используется изобарно-изотермический процесс (4-C) (см. рис.4) кипения, содержащейся во влажном паре жидкости при постоянных значениях давления и температуры. Теплоту парообразования , необходимую для кипения, хладагент получает от воздуха судового помещения, вследствие чего оно охлаждается. Кроме того, теплота отводится от помещения в конце испарителя и во всасывающем трубопроводе, смонтированном внутри охлаждаемого помещения, в результате незначительного перегревания (изобарный процесс с—1) образующегося сухого насыщенного пара от температуры до . Температура кипения регулируется изменением давления пара над поверхностью кипящей жидкости путем интенсивного его отвода из испарителя. Давление поддерживают таким, чтобы соответствующая ему температура была более низкой чем температура воздуха в охлаждаемом помещении , Разность этих температур - необходима для передачи теплоты через стенки змеевиков И от охлаждаемой среды к кипящему хладагенту. Температуры кипения и всасывания определяются и ограничиваются значением . Для поддержания постоянного давления перегретый пар (1) непрерывно отсасывается компрессором с той же интенсивностью, с которой пар образуется в испарителе. Чтобы хладагент отдал полученную от охлаждаемой среды окружающей среде теплоту с более высокой температурой, необходимо пар адиабатно сжать в компрессоре (1 – 2) от давления до значения , при котором соответствующая температура насыщения будет выше температуры охлаждающей забортной воды . ПКХМ работает за счет затраты механической энергии на сжатие хладагента.
Тепловой эквивалент работы, расходуемой на сжатие, называется теплотой сжатия. Температура пара, нагнетаемого компрессором (2), зависит от свойств хладагента, температуры в начале сжатия (1), степени повышения давления и способа охлаждения компрессора. Сжатый перегретый пар нагнетается компрессором в конденсатор. Таким образом компрессор осуществляет циркуляцию хладагента через элементы холодильной машины, преодолевая их гидравлические сопротивления.
Через конденсатор циркуляционным насосом прокачивается забортная вода. Вследствие отвода теплоты от хладагента окружающей средой с более низкой температурой (изобарный процесс 2—3) пар вначале в нагнетательном трубопроводе и верхней части конденсатора изобарно охлаждается до состояния насыщения а (отвод теплоты перегрева 2 – а). Затем он конденсируется при постоянной температуре , определяемой давлением насыщения (изобарно-изотермический процесс а – в), а скапливающаяся в нижней части конденсатора жидкость изобарно переохлаждается до температуры < . Для поддержания постоянного давления конденсации пар должен конденсироваться с той же интенсивностью, с которой он перекачивается в конденсатор. Отводимая от хладагента теплота уносится охлаждающей средой. Из конденсатора переохлажденная жидкость (3) с параметрами и поступает в регулирующий клапан.
В паровых ХМ для понижения температуры хладагента и замыкания цикла используется процесс дросселирования (3 — 4) в суженном отверстии регулирующего клапана (дроссельный эффект Джоуля—Томпсона). Дроссельный клапан называется регулирующим потому, что он одновременно регулирует массовую подачу жидкого хладагента в испаритель. В регулирующем клапане давление хладагента понижается от до . Вследствие этого при дросселировании часть циркулирующей жидкости выкипает. Необходимую для кипения теплоту парообразования хладагент берет от самого себя, поэтому невыкипевшая жидкость охлаждается от до первоначальной температуры . Поскольку процесс дросселирования (сопровождающийся трением) необратим, то энтропия (s) возрастает. Хладагент дросселируется в РК мгновенно, следовательно этот процесс происходит без теплообмена с окружающей средой (адиабатный). В процессе дросселирования полезная работа не совершается. По этим причинам энтальпия хладагента в начале и конце, процесса не изменяется.
Под действием разности давлений и хладагент возвращается через регулирующий клапан в испаритель, и далее цикл повторяется.
Расчет теоретического цикла одноступенчатой ПКХМ. Рассмотрим расчет цикла без учета влияния примеси масла к хладагенту. Исходной величиной для расчета является рабочая холодопроизводительность (холодильная мощность) машины. Кроме того, предварительно выбираются хладагент и температуры: кипения , всасываемого компрессором пара , конденсации и переохлаждения .
По температурам и , пользуясь таблицей насыщенного пара для выбранного хладагента, либо термодинамической диаграммой ip или sT, определяются соответствующие абсолютные давления насыщения и . Затем по установленным температурам и давлениям строится теоретический цикл машины в одной из диаграмм состояния хладагента. Состояние перегретого пара, всасываемого компрессором из испарителя, определяется пересечением изобары с изотермой (1). Принимая сжатие пара в компрессоре адиабатным, проводят изоэнтропу s до пересечения с изобарой (состояние 2 перегретого пара в конце сжатия). На пересечении изотермы с изобарой (в диаграмме sT с левой пограничной кривой, для которой x=0), определяется состояние переохлажденного конденсата (3). Процесс дросселирования условно изображается изоэнтальпой i, проходящей из точки (3) вниз до пересечения с изобарой в точке (4), которая характеризует состояние влажного насыщенного пара между регулирующим клапаном и испарителем.
С помощью термодинамической диаграммы определяются в соответствующих точках цикла энтальпии i и удельный объем всасываемого компрессором пара v.
Затем определяются удельные характеристики цикла, отнесенные к 1кг циркулирующего в машине хладагента и к единице времени. Теплота, отводимая от охлаждаемой среды 1кг хладагента называется удельной массовой холодопроизводительностью, кДж/кг,
.
Теплота, отводимая от охлаждаемой среды 1 м3 всасываемого компрессором пара, называется удельной объемной холодопроизводительностью, кДж/м3,
.
Теплота, отводимая холодильной машиной от охлаждаемой среды в единицу времени, называется холодопроизводительностью кДж/с (кВт), .
где - массовый расход циркулирующего в машине хладагента, кг/с.
Теоретическая работа, затрачиваемая на сжатие 1кг хладагента, называется удельной работой компрессора .
Поскольку в цикле ПКХМ использован необратимый процесс дросселирования, в котором не совершается внешняя работа и , то удельная работа, затрачиваемая на осуществление цикла хладагента, равна работе компрессора . При s = const техническая работа .
Теоретическая адиабатная мощность компрессора, кВт,
.
Теплота, передаваемая хладагентом в окружающую среду при =const. называется удельной тепловой нагрузкой конденсатора, кДж/кг,
.
Интенсивность отвода теплоты от хладагента в конденсаторе называется тепловой нагрузкой конденсатора, кВт,
.
На основании первого закона термодинамики в удельную теплоту конденсатора, передаваемую окружающей среде с повышенной температурой, входит не только удельная теплота, отводимая от охлаждаемой среды с низкой температурой, но и тепловой эквивалент работы, подводимой извне для осуществления обратного цикла:
.
Это равенство называется уравнением энергетического баланса для удельных характеристик теоретического цикла ПКХМ.
Если величины отнесены к единице времени, то уравнение имеет вид: .
Энергетическая эффективность теоретического цикла ПКХМ оценивается теоретическим холодильным коэффициентом:
.
В зависимости от вида работы или мощности (теоретической или действительной) определяются теоретический или действительный холодильные коэффициенты. Действительным холодильным коэффициентом называется холодильный коэффициент реального цикла.
По сравнению с другими типами холодильных машин, ПКХМ отличаются высокой экономичностью, компактностью, небольшой массой. Вследствие этих преимуществ они получили наибольшее распространение в судовой и стационарной холодильной технике. На речных судах применяют только такие машины.
- А.Г. Колесов
- Санкт-Петербург
- Часть 1. Судовые холодильные установки. Глава 1. Теоретические основы работы холодильных машин
- Классификация холодильных машин
- Холодильные агенты (хладагенты)
- Термодинамические диаграммы состояния холодильных агентов
- Обратный цикл Карно
- Анализ теоретических циклов пкхм
- Индикаторные диаграммы и характеристики поршневого компрессора
- Тепловые насосы
- Системы охлаждения судовых помещений
- Глава 2. Тепловая изоляция судовых помещений
- 2.1. Изоляционные материалы
- Глава 3. Автоматизация судовых холодильных установок
- 3.1. Задачи автоматизации судовых холодильных установок
- 3.2 Основные приборы автоматики холодильных установок
- 3.2. Способы автоматического регулирования температуры в охлаждаемых помещениях
- Глава 4. Эксплуатация судовых холодильных установок
- 4.1. Подготовка и пуск холодильной установки
- 4.2. Заполнение системы холодильной машины маслом
- 4.3. Удаление хладона из системы холодильной машины
- 4.4. Обслуживание холодильной машины.
- 4.5. Регулирование автоматизированной холодильной машины судовых провизионных камер
- 4.6. Остановка холодильной машины и ее консервация
- 4.7. Проверка герметичности системы
- 4.8. Удаление воздуха из системы холодильной машины
- 4.9. Оттаивание с охлаждающих аппаратов
- Часть 2. Системы кондиционирования воздуха
- Глава 5. Влажный воздух
- 5.1. Основные свойства и параметры влажного воздуха
- 5.2. Диаграмма d-I
- 5.3. Основные процессы изменения состояния воздуха на диаграмме d-I.
- 5.4. Построение процессов тепловлажностной обработки воздуха в диаграмме d-I и определение тепловой нагрузки на установку.
- Глава 6. Судовые системы кондиционирования воздуха.
- 6.1. Назначение и классификация систем кондиционировании воздуха
- 6.2. Основные типы судовых систем комфортного кондиционировании воздуха.
- 6.2.1. Централизованная одноканальная рециркуляционная система.
- 6.2.2. Централизованная двухканальная рециркуляционная система.
- 6.2.3. Централизованно-местная одноканальная прямоточная высокоскоростная система.
- 6.2.4. Автономная система.
- 6.2.5. Сравнение систем.
- Литература
- Оглавление
- Часть 1. Судовые холодильные установки…………………………………… 4
- Глава 1. Теоретические основы работы холодильных машин……………… 4
- Глава 2. Тепловая изоляция судовых помещений……………………………..43
- Глава 3. Автоматизация судовых холодильных установок………… 48
- Глава 4. Эксплуатация судовых холодильных установок………………...…62
- Часть 2. Системы кондиционирования воздуха……………………….............80
- Глава 5. Влажный воздух……………………………………………………….80
- Глава 6. Судовые системы кондиционирования воздуха……………………. 91
- Колесов Александр Григорьевич
- Конспект лекций