3.2. Способы автоматического регулирования температуры в охлаждаемых помещениях
Как указывалось, основная задача холодильной установки — поддерживать с заданной степенью точности в охлаждаемом помещении требуемую температуру воздуха. При автоматизации холодильной установки эта задача решается с помощью системы автоматического регулирования.
На большинстве рефрижераторных судов требуемый температурный режим в трюме поддерживается по двухпозиционной схеме «включено — выключено» путем пуска и остановки компрессора или периодического отключения рассольных или испарительных батарей соленоидными клапанами. При таком способе регулирования колебание температуры воздуха в охлаждаемом помещении составляет 1—3°С. При плавном регулировании температура в охлаждаемом помещении должна поддерживаться постоянной.
Существуют различные способы как позиционного, так и плавного автоматического регулирования температуры в охлаждаемых помещениях. Выбор той или иной схемы регулирования зависит от требуемой точности поддержания температурного режима, типа и мощности холодильной установки. Схемы автоматического регулирования температуры воздуха в охлаждаемых помещениях, наиболее часто применяемые в судовых установках, приведены на рис.18.
Холодопроизводительность приборов охлаждения во время проектирования холодильных установок выбирают из условий поддержания заданной температуры при наибольших теплопритоках в охлаждаемые помещения. Поэтому температура в охлаждаемом помещении регулируется путем снижения холодопроизводительности приборов охлаждения по отношению к расчетной.
На рис.18,а изображена схема двухпозиционного регулирования температуры воздуха в нескольких охлаждаемых помещениях с помощью реле температуры 2, применяемая в рассольных системах и системах непосредственного охлаждения. При повышении температуры воздуха в охлаждаемом помещении до заданного значения реле температуры 2, замыкая свои контакты, открывает соленоидный клапан 1 и обеспечивает поступление холодного рассола или хладагента к приборам охлаждения, в результате чего температура воздуха в помещении понижается.
По достижении установленного нижнего значения температуры воздуха в помещении контакты реле температуры 2 разомкнутся. Это приведет к обесточиванию катушки соленоидного клапана, последний закроется и прекратит доступ рассолу или хладагенту ко всем охлаждающим батареям или их части. Из-за прекращения подачи холода к батареям уменьшится отвод теплоты из помещения, что вызовет повышение температуры воздуха в нем и включение соленоидного клапана.
Рис.18. Принципиальные схемы автоматического регулирования температуры в охлаждаемых помещениях
При воздушной системе охлаждения (рис.18,б) реле температуры 2 включает и выключает электровентилятор 1 воздухоохладителя. Когда охлаждаемое помещение обслуживают несколько вентиляторов и воздухоохладителей, температура воздуха может регулироваться выключением одного или нескольких вентиляторов.
В установках с непосредственным охлаждением, обслуживающим одно помещение, температура чаще всего регулируется путем пуска и остановки компрессора. В этом случае для обеспечения работы компрессора по двухпозиционнэй схеме можно применять камерное реле температуры, температурное реле испарителя и реле низкого давления. При использовании камерного термореле (рис.18,в) пуск и остановка компрессора производятся непосредственно в зависимости от температуры воздуха в охлаждаемом помещении. По достижении заданного верхнего значения температуры в охлаждаемом помещении происходит пуск компрессора 1. По мере работы компрессора температура в охлаждаемом помещении понижается и при достижении нижнего установленного предела термореле 2 выключает компрессор. При использовании реле испарителя (рис.18,г) термобаллон реле прикрепляется к испарительной батарее и реагирует на изменение температуры кипения хладагента. С понижением температуры в помещении понижается и температура кипения хладагента в испарителе и при определенном ее значении реле 2 выключает компрессор 1. При прекращении охлаждения помещения температура в испарителе и термобаллоне повышается и пуск компрессора происходит автоматически.
Реле низкого давления (рис.18,д) устанавливается на всасывающей стороне компрессора. При понижении температуры снижается давление кипения в испарительных батареях и при определенном его значении реле 2 останавливает компрессор 1. Из-за теплопритоков в помещение, температура в нем будет возрастать, что приведет к повышению температуры и давления хладагента. При определенном его значении вновь произойдет пуск компрессора.
- А.Г. Колесов
- Санкт-Петербург
- Часть 1. Судовые холодильные установки. Глава 1. Теоретические основы работы холодильных машин
- Классификация холодильных машин
- Холодильные агенты (хладагенты)
- Термодинамические диаграммы состояния холодильных агентов
- Обратный цикл Карно
- Анализ теоретических циклов пкхм
- Индикаторные диаграммы и характеристики поршневого компрессора
- Тепловые насосы
- Системы охлаждения судовых помещений
- Глава 2. Тепловая изоляция судовых помещений
- 2.1. Изоляционные материалы
- Глава 3. Автоматизация судовых холодильных установок
- 3.1. Задачи автоматизации судовых холодильных установок
- 3.2 Основные приборы автоматики холодильных установок
- 3.2. Способы автоматического регулирования температуры в охлаждаемых помещениях
- Глава 4. Эксплуатация судовых холодильных установок
- 4.1. Подготовка и пуск холодильной установки
- 4.2. Заполнение системы холодильной машины маслом
- 4.3. Удаление хладона из системы холодильной машины
- 4.4. Обслуживание холодильной машины.
- 4.5. Регулирование автоматизированной холодильной машины судовых провизионных камер
- 4.6. Остановка холодильной машины и ее консервация
- 4.7. Проверка герметичности системы
- 4.8. Удаление воздуха из системы холодильной машины
- 4.9. Оттаивание с охлаждающих аппаратов
- Часть 2. Системы кондиционирования воздуха
- Глава 5. Влажный воздух
- 5.1. Основные свойства и параметры влажного воздуха
- 5.2. Диаграмма d-I
- 5.3. Основные процессы изменения состояния воздуха на диаграмме d-I.
- 5.4. Построение процессов тепловлажностной обработки воздуха в диаграмме d-I и определение тепловой нагрузки на установку.
- Глава 6. Судовые системы кондиционирования воздуха.
- 6.1. Назначение и классификация систем кондиционировании воздуха
- 6.2. Основные типы судовых систем комфортного кондиционировании воздуха.
- 6.2.1. Централизованная одноканальная рециркуляционная система.
- 6.2.2. Централизованная двухканальная рециркуляционная система.
- 6.2.3. Централизованно-местная одноканальная прямоточная высокоскоростная система.
- 6.2.4. Автономная система.
- 6.2.5. Сравнение систем.
- Литература
- Оглавление
- Часть 1. Судовые холодильные установки…………………………………… 4
- Глава 1. Теоретические основы работы холодильных машин……………… 4
- Глава 2. Тепловая изоляция судовых помещений……………………………..43
- Глава 3. Автоматизация судовых холодильных установок………… 48
- Глава 4. Эксплуатация судовых холодильных установок………………...…62
- Часть 2. Системы кондиционирования воздуха……………………….............80
- Глава 5. Влажный воздух……………………………………………………….80
- Глава 6. Судовые системы кондиционирования воздуха……………………. 91
- Колесов Александр Григорьевич
- Конспект лекций