5.2. Диаграмма d-I
Параметры влажного воздуха определяются по двум известным параметрам, пользуясь психрометрическими таблицами, аналитическими зависимостями или тепловой диаграммой di, устанавливающей графическую связь между параметрами воздуха. Удобнее употреблять диаграмму di (рис. 1.1), так как она позволяет изображать процессы изменения состояния воздуха.
Рис. 20. Диаграмма d-i для влажного воздуха
Обычно ее строят для барометрического давления р = 0,1013 МПа. На диаграмму наносят семейства линий постоянных энтальпий (i=const), температур (t=const), относительных влажностей ( =const), удельных объемов ( =const). Точки диаграммы, характеризующие состояния насыщенного воздуха, соединены линией насыщения АВ (см. рис. 20) с = 1. Выше и левее кривой АВ расположена область ненасыщенного воздуха D с < 1, содержащего перегретый водяной пар, ниже ее — область перенасыщенного воздуха (тумана) Е, состоящего из смеси насыщенного воздуха и выпавших частиц воды (при t > 0 °С) или инея (при t < 0 °С).
В прямоугольной системе координат область D слишком сжата. Чтобы расширить область ненасыщенного воздуха и повысить точность диаграммы, ее строят в косоугольной системе координат с углом между осями 135°. Поэтому изоэнтальпы расположены не горизонтально, а параллельно наклонной оси абсцисс. Однако для уменьшения площади диаграммы наклонная ось d отбрасывается, а влагосодержания переносятся на условную горизонтальную ось. Линии постоянного влагосодержания (d=const) располагаются на диаграмме вертикально.
Изотермы изображаются прямыми с небольшим возрастающим по мере увеличения температуры t положительным наклоном к горизонтальной оси. Изотермы преломляются на линии насыщения и вблизи нее в области тумана практически совпадают по направлению с изоэнтальпами. При тепловлажностной обработке воздуха определяющая его состояние точка O (см. рис. 1.1) может оказаться в области тумана. Тогда пересыщенный воздух состояния О содержит насыщенный воздух, состояние которого характеризуется точкой О", находящейся на пересечении кривой насыщения с проходящей через точку изотермой t0 (изоэнтальпой i0), и воду, состояние которой показать на диаграмме нельзя, так как определяющая точка лежит на изотерме t0 в бесконечности. Дальнейшей обработке будет подвергаться насыщенный воздух состояния О".
Температура tр определяется и по диаграмме d-i. Для этого из точки начального состояния С (см. рис.20) проводится линия dс =const до пересечения с кривой насыщения в точке Р. Температура tР в этой точке является точкой росы для всех состояний воздуха с влагосодержанием dС. Охлаждение воздуха ниже tр сопровождается конденсацией водяного пара и уменьшением, т. е. осушением воздуха.
- А.Г. Колесов
- Санкт-Петербург
- Часть 1. Судовые холодильные установки. Глава 1. Теоретические основы работы холодильных машин
- Классификация холодильных машин
- Холодильные агенты (хладагенты)
- Термодинамические диаграммы состояния холодильных агентов
- Обратный цикл Карно
- Анализ теоретических циклов пкхм
- Индикаторные диаграммы и характеристики поршневого компрессора
- Тепловые насосы
- Системы охлаждения судовых помещений
- Глава 2. Тепловая изоляция судовых помещений
- 2.1. Изоляционные материалы
- Глава 3. Автоматизация судовых холодильных установок
- 3.1. Задачи автоматизации судовых холодильных установок
- 3.2 Основные приборы автоматики холодильных установок
- 3.2. Способы автоматического регулирования температуры в охлаждаемых помещениях
- Глава 4. Эксплуатация судовых холодильных установок
- 4.1. Подготовка и пуск холодильной установки
- 4.2. Заполнение системы холодильной машины маслом
- 4.3. Удаление хладона из системы холодильной машины
- 4.4. Обслуживание холодильной машины.
- 4.5. Регулирование автоматизированной холодильной машины судовых провизионных камер
- 4.6. Остановка холодильной машины и ее консервация
- 4.7. Проверка герметичности системы
- 4.8. Удаление воздуха из системы холодильной машины
- 4.9. Оттаивание с охлаждающих аппаратов
- Часть 2. Системы кондиционирования воздуха
- Глава 5. Влажный воздух
- 5.1. Основные свойства и параметры влажного воздуха
- 5.2. Диаграмма d-I
- 5.3. Основные процессы изменения состояния воздуха на диаграмме d-I.
- 5.4. Построение процессов тепловлажностной обработки воздуха в диаграмме d-I и определение тепловой нагрузки на установку.
- Глава 6. Судовые системы кондиционирования воздуха.
- 6.1. Назначение и классификация систем кондиционировании воздуха
- 6.2. Основные типы судовых систем комфортного кондиционировании воздуха.
- 6.2.1. Централизованная одноканальная рециркуляционная система.
- 6.2.2. Централизованная двухканальная рециркуляционная система.
- 6.2.3. Централизованно-местная одноканальная прямоточная высокоскоростная система.
- 6.2.4. Автономная система.
- 6.2.5. Сравнение систем.
- Литература
- Оглавление
- Часть 1. Судовые холодильные установки…………………………………… 4
- Глава 1. Теоретические основы работы холодильных машин……………… 4
- Глава 2. Тепловая изоляция судовых помещений……………………………..43
- Глава 3. Автоматизация судовых холодильных установок………… 48
- Глава 4. Эксплуатация судовых холодильных установок………………...…62
- Часть 2. Системы кондиционирования воздуха……………………….............80
- Глава 5. Влажный воздух……………………………………………………….80
- Глава 6. Судовые системы кондиционирования воздуха……………………. 91
- Колесов Александр Григорьевич
- Конспект лекций