logo
госник_150900_шпоры2

3. Механические передачи

Механической передачей называют механизм, который преобразует параметры движения двигателя при передаче исполнительным органам машины. В Машиностроении применяют механические, электрические, гидравлические и пневматические передачи. Их применяют не только как самостоятельные, но и в сочетании с другими видами передач.Все механические передачи разделяют: переджачи,использованные на использовании трения(ременные, фрикционные); передачи, основанные на использовании зацепления(зубчатые, червячные, цепные,винтовые).

В каждой передаче различают 2 основных вала: входной и выходной, или ведущий и ведомый. Между этими валами в многоступенчатых передачах распологаются промежуточные валы.

Основные хар-ки передач: мощность Р1 на входе и Р2 на выходе,Вт; быстроходность, которая выражается частотой вращения п1 на входе и п2 на выходе или угловыми скоростями. Эти хар-ки минимально необходимы и достаточны для проведения проектного расчета любой передачи.

Кроме основных различают производные хар-ки:

Кпд Р2/Р1 или 1-Рр/Р1, Рр-мощность потерянная в передаче. U-передаточное отношение, определяемое в направлении потока мощности =п1/п2. Производные хар-ки часто используют взамен основных. При U>1,n1>n2 передача понижающая или редуктор, если наоборот то повышающая или мультипликатор. Наибольшее распростр-е имеют понижающие передачи, т.к. частота вращения исполнительного механизма в большинстве случаев меньше частоты вращения двигателя. Передачи выполняют с постоянным или переменным передаточным отношением. Его регулирование может быть ступенчатым (в коробках скоростей с зубчатыми калесами, в ременных передачах со ступенчатами шкивами и тп.) бесступенчатое регулирование-с помощью фрикционных или цепных вариаторов. Механич-е передачи ступенчатого регулирования с зубчатыми колесами обладают высокой работоспособностью и поэтому широко применяются в транспортном машиностроении, станкостроении и тп. Мех-е передачи бесступенчатого регулирования юбладают меньшей нагрузочной способностью и имеют меньшее распростронение. Их применяют для малых мощностей (до10..15 Вт)

4. Валы и оси.

Детали на которые устанавливаются вращающиеся части машин – валы/оси. На валах и осях размещают вращающиеся детали: зубчатые колеса, шкивы, барабаны и т. и. Классификации валов: по геометрической форме (прямые, коленчатые и гибкие); по конструкции (гладкие, ступенчатые).Вал отличается от оси тем, что передает вращающий момент от одной детали к другой, а ось не передает.

Вал все­гда вращается, а ось мо­жет быть вращающейся или не вращающейся Различают валы пря­мые, коленчатые и гиб­кие. Наибольшее распространение имеют прямые валы. Коленчатые валы применяют в поршневых машинах. Гибкие валы допускают передачу вращения при больших перегибах (например, в зубоврачебных бормашинах). Коленчатые и гибкие валы относят к специаль­ным деталям. По конструкции различают валы и оси гладкие, фасонные, или ступенчатые, а также сплошные и полые. Образование ступеней на валу связано с закреплением деталей или самого вала в осевом направлении, а также с возможностью монтажа детали при посадках с натягом. Полыми валы изготовляют для уменьшения массы или в тех случаях, когда через вал пропускают другую деталь, подводят масло и пр. Критерии работоспособности.

Оси в процессе работы могут испытывать постоянные и переменные нагрузки. Валы испытывают только переменные нагрузки. На ось действуют – изгибающие моменты, на валы – изгибающие и крутящие моменты. Сжимающие, растягивающие силы не значительны и в большинстве расчетов не учитываются. Валы рассчитываются на прочность , колебания, жесткость – критерии работоспособности. При проектном расчете обычно известны крутящий момент Т или мощность Р и частота вращения nt нагрузка и размеры основных деталей, расположенных на валу (например, зубчатых колес). Требуется определить размеры и материал вала. Валы рассчитывают на прочность, жесткость и колебания. Основной расчетной нагрузкой являются моменты Т и М, вызывающие кручение и изгиб. Влияние сжимающих или растягивающих сил обычно мало и не учитывается. Расчет осей является частным случаем расчета валов при Т=0. Для выполнения расчета вала необходимо знать его кон­струкцию (места приложения нагрузки, расположение опор и т. п.). В то же время разработка конструкции вала невоз­можна без хотя бы приближенной оценки его диаметра.