logo search
uchebnik pogtehnika

6.1.2. Сила сопротивления качению колес пожарного автомобиля

Сопротивление качению колеса с пневматической шиной по неде­формируемой дороге возникает в основном за счет затрат энергии на деформацию шины, так как деформации дороги незначительны. Рабо­та, затраченная на участке /—2 (рис. 6.4, а) на деформацию шины, больше, чем возвращенная на участке 2—3 (рис. 6.4, а) восстановле­ния ее формы, так как часть энергии расходуется на внутреннее трение резины. Поэтому давление pz на участке /—2 больше, чем на участке 2—3, и равнодействующая нормальных реакций Rn, cмещенная отно­сительно оси 0 (рис. 6.4, а) в сторону движения, препятствует каче­нию колеса.

Сопротивление качению колеса с пневматической шиной по деформируемой дороге (пашня, песок, неуплотненный снег) возникает в ос­новном за счет затрат энергии на деформацию грунта (образование ко­леи) и на преодоление сил трения между колесом и грунтом (рис. 6.4, б).

В теории движения АТС реакцию Rn принято проводить через ось колеса 0 перпендикулярно опорной поверхности, а сопротивление ка­чению колеса учитывать за счет силы Рfn, направленной в сторону, про­тивоположную движению колеса в плоскости дороги (рис. 6.4, в).

Сила сопротивления качению колес АТС является суммой сил со­противления качению Рfn всех колес

(6.12)

где fn— коэффициент сопротивления качению n-го колеса; Rn — нормальная реакция опорной поверхности n-го колеса; п — число ко­лес.

Коэффициент сопротивления fn у ведущих и ведомых колес отли­чается мало. Поэтому при расчетах движения ПА Pf можно вычислять по формуле (рис. 6.1)

, (6.13)

где α — угол продольного уклона дороги; f— коэффициент сопротив­ления качению колеса; g= 9,81 м/с2 — ускорение свободного падения.

Коэффициент сопротивления качению f зависит в основном от типа и состояния дорожного покрытия, конструкции шин и давления возду­ха в них. Для практических расчетов в интервалах скоростей до 80... 100 км/ч коэффициент f можно считать постоянной величиной, зави­сящей только от типа и состояния дорожного покрытия (табл. 6.2).

Таблица 6.2

Тип дороги или покрытия

Состояние дороги или покрытия

Значение f

Дорога с асфальто-бетонным покрытием

Сухая, в хорошем состоянии Сухая, в удовлетворительном состоянии

0,015—0.018 0,018—0,020

Дорога с гравийным покрытием в хорошем состоянии

Сухая

0,020—0,025

Булыжное шоссе

Сухое, в хорошем состоянии

Сухое, с выбоинами

0,025—0,030

0,035—0,050

Грунтовая дорога

Сухая, укатанная

Влажная (после дождя)

В период распутицы

0,025—0,035 0.050-0,15 0,10—0,25

Песок

Сухой

Сырой

0,10—0,30 0,060—0,150

Суглинистая и глинистая целина

Сухая

В пластическом состоянии

В текучем состоянии

0,040—0,060 0,100—0,200 0,20—0,30

Обледенелая дорога или лед

0,015—0,03

Укатанная снежная дорога

0,03—0,05

При скоростях движения ПА, больших 80...100 км/ч, необходимо учитывать увеличение f.

Коэффициент уменьшается с увеличением размера (и соответст­венно грузоподъемности) шины. Увеличение нагрузки на колесо сверх номинальной приводит к увеличению f . Например, при превышении нагрузки на колесо на 20 % сверх номинальной f увеличивается на 4 %.

На дорогах с твердым покрытием f уменьшается при увеличении дав­ления воздуха в шинах, меньшие f имеют шины с мелким рисунком протектора.

Мощность Nf (кВт), необходимая для преодоления сил сопротив­ления качению колес АТС, определяется по формуле

, (6.14)

здесь υ в м/с2; G в кг; g в м/с2.