logo search
uchebnik pogtehnika

5.1. Общие требования к па

Область применения пожарных автоцистерн определяется условиями развития пожаров, которые можно разделить на два вида. Первый вид пожаров – без начальной стадии развития, характеризуется кривой 1 на рис.5.1. На объектах, в которых температура при возникновении пожара может нарастать подобным образом, рекомендуется внедрять автоматические установки пожаротушения.

Вторую группу составляют такие пожары, в которых имеется начальная стадия развития пожара, как показано кривой 2. В этих случаях рекомендуется использовать пожарные автоцистерны.

Нормальный период пожара сопровождается развитием температуры до 200-3000 С, при которой начинается термическое разложение многих материалов и их возгорание. Этот период обычно находится в пределах 10-12 минут, после чего, естественно, интенсивно увеличивается температура. С ее увеличением будет возрастать и ущерб, наносимый пожаром. Поэтому, чем раньше поступит сообщение о пожаре и начало его тушения, тем меньше будет ущерб, наносимый им.

Таким образом, важнейшим требованием к пожарным автомобилям любого назначения является приспособленность их к выезду и следованию на пожар с минимальными затратами времени.

Частота использования пожарных автомобилей устанавливается по выездам пожарных автомобилей на пожары. В течение суток пожарные автомобили могут не вызываться на пожары или вызываются несколько раз (рис.5.2). Потоки выездов ПА на пожары описываются распределением Пуассона. В соответствии с этим вероятность Р(τ) того, что в любой промежуток времени произойдет К выездов ПА равна:

(5.1)

где: λ - среднее число выездов в единицу времени; τ - любой промежуток времени; e - основание натуральных логарифмов, 2,72; К = 1,1,2 … К выездов. Для приведенного распределения на рис.5.2 в течение 33 суток в году не было ни одного выезда, 78 раз было по одному выезду и т.д. Таким образом, ПА должны быть приспособлены к использованию в любые случайные промежутки времени суток. Это требует содержания их в постоянной боевой готовности, что осуществляется как конструкцией ПА, так и организацией их содержания.

Особенности использования ПА определяются характером боевых действий, проводимых при тушении пожаров. В общем виде последовательность их реализации можно представить в виде временной характеристики пожаротушения (рис.5.3).

Боевые действия – выезд и следование на пожар осуществляются в период после обработки вызова от начала выезда в до прибытия в район вызова пр . В период от пр до начала тушения нт производится боевое развертывание. Ликвидация горения осуществляется в период от нт до ликвидации горения л.

После ликвидации горения осуществляется сбор и возвращение (возвр) ПА в пожарную часть. В период возв - гот производится обслуживание ПА и постановка его на стоянку в парк в готовности к следующему вызову. Период времени в - гот характеризует продолжительность занятости пожарного автомобиля.

В период пр - пт и тушения могут производиться ряд боевых действий: разведка пожара, спасание людей или материальных ценностей, вскрытие конструкций и др. В этот период боевых действий могут использоваться специальные ПА, различное ПТВ. Порядок боевых действий и содержание работ в них регламентируются БУПО.

Из анализа временной характеристики пожаротушения следует, что минимизация одного какого-либо боевого действия не приведет к существенному сокращению времени занятости ПА. Необходимо, чтобы ПА был приспособлен для минимальных затрат времени на проведение любых боевых действий.

Общие требования к ПА сводятся к ряду положений.

Пожарная надстройка ПА не должна снижать технических возможностей базовых шасси. Все ПА должны быть приспособлены для тушения пожаров, т.е. для работы на открытом воздухе в любой климатической зоне страны при содержании в гаражах пожарных частей при температуре воздуха не ниже +120С.

Размещение агрегатов, ПТВ и систем на базовом шасси должно быть таким, чтобы их приведение в действие требовало малых затрат времени. При этом должно обеспечиваться безопасное ведение, как боевых действий, так и обслуживания ПА и его ремонта.

В целях охраны окружающей среды должно быть исключено вытекание технических жидкостей (топлива, охлаждающие и тормозные, а также смазочные масла, пенообразователя) из емкостей агрегатов и механизмов. Дымность и содержание оксида углерода в отработавших газах двигателей ПА не должны превышать их значений в двигателях базовых шасси.

Сооружаемая на АЦ пожарная надстройка, должна быть приспособлена к человеку. Кабины-салоны для личного состава и рабочие места операторов должны соответствовать требованиям эргономики по удобству размещения, доступности по использованию и обеспечивать управление агрегатами с минимальными усилиями.

Требования к ПА общего и целевого применения, а также к специальным ПА имеют свои особенности. Поэтому, кроме общих требований, необходимо учитывать и специфические требования. Для этих типов ПА они будут дополняться раздельно.