6.2.5. Сравнение систем.
Одноканальные низкоскоростные системы с полной обработкой воздуха в центральном кондиционере отличаются простотой устройства (прокладкой в каюты минимального количества трубопроводов), малой шумностью, экономичностью. Основные недостатки систем такого типа: большие размеры и масса воздухопроводов и оборудования, невозможность индивидуального регулирования в широких пределах параметров воздуха в помещениях. Средне- и высокоскоростные централизованные одноканальные системы применяются для жилых помещений грузовых, буксирных и других судов, а низкоскоростные — для больших общественных помещений (кают-компаний, ресторанов, салонов и т. п.), не требующих индивидуального регулирования параметров воздуха в них. Централизованными одноканальными низко-, средне- и высокоскоростными СКВ оборудованы многие речные суда, например, буксиры-толкачи типа «Маршал Блюхер», ледоколы типа «Капитан Чечкин», пассажирские теплоходы типа «Антон Чехов», «Максим Горький» и др.
К преимуществам двухканальных СКВ относятся возможность обеспечения наиболее комфортного микроклимата в помещениях индивидуальным регулированием параметров воздуха в наиболее широком диапазоне (как ни у одной системы другого типа), малая шумность работы каютных смесительных воздухораспределителей, простота обслуживания, надежность работы. Стоимость двухканальных систем несколько больше, чем централизованных одноканальных, но меньше, чем централизованно-местных. Недостатком рассматриваемых систем является также необходимость прокладки двух воздухопроводов в каждое помещение, что несколько увеличивает их размеры и массы по сравнению с системами предыдущего типа. Двухканальные средне- и высокоскоростные СКВ перспективны для пассажирских и других судов речного флота с повышенными требованиями к их комфортности.
Главное преимущество одноканальных прямоточных высокоскоростных СКВ с концевыми доводчиками это их компактность и малая масса воздухопроводов, что объясняется высокими скоростями воздуха и меньшим его расходом в воздухопроводах прямоточных систем по сравнению с рециркуляционными. Централизованно-местные системы — наиболее сложные и дорогие. Кроме того, таким системам присущи следующие значительные недостатки: необходимость прокладки к каютным доводочным воздухораспределителям двух разветвленных водяных трубопроводов (или электрокабеля при электрическом нагревании воздуха): необходимость отвода от каютных кондиционеров конденсата, выпавшего из эжектируемого воздуха при его охлаждении, уменьшение полезною объема кают из-за установки в них пристенных шкафов местных кондиционеров; сложность эксплуатации системы; повышенные значения напора и мощности вентилятора, значительный подогрев в нем приточного воздуха. Расход электроэнергии в системах с электрическими доводочными воздухораспроеделителями намного выше, чем во всех остальных системах. Основной недостаток высокоскоростных систем повышенная шумность (вследствие истечения воздуха из сопел доводочных воздухораспределителей, работающих непосредственно в помещениях). Поэтому, наблюдается тенденция к сокращению применения централизованно-местных систем на судах и все большему распространению на них среднескоростных СКВ.
Достоинства автономных СКВ и кондиционеров - отсутствие необходимости прокладки воздухопроводов по судну, простота монтажа автономного кондиционера на месте. Возможность независимой индивидуальной регулировки температуры воздуха, пониженная стоимость, низкий напор вентилятора. Однако автономные кондиционеры имеют повышенный шум и расход электроэнергии (из-за электрического нагревания воздуха). Автономные кондиционеры можно устанавливать в общественных местах с кратковременным пребыванием большого количества людей. Тогда общесудовая СКВ работает с более равной нагрузкой. Автономные системы целесообразно также применять для обслуживания медицинских, пищевых и других помещений с запахами, помещений, к которым трудно проложить трубопроводы от централизованной системы, а также помещений малых судов, где сложно разместить другие системы.
Окончательно СКВ для конкретного судна выбирается на основании технико-экономического анализа.
- А.Г. Колесов
- Санкт-Петербург
- Часть 1. Судовые холодильные установки. Глава 1. Теоретические основы работы холодильных машин
- Классификация холодильных машин
- Холодильные агенты (хладагенты)
- Термодинамические диаграммы состояния холодильных агентов
- Обратный цикл Карно
- Анализ теоретических циклов пкхм
- Индикаторные диаграммы и характеристики поршневого компрессора
- Тепловые насосы
- Системы охлаждения судовых помещений
- Глава 2. Тепловая изоляция судовых помещений
- 2.1. Изоляционные материалы
- Глава 3. Автоматизация судовых холодильных установок
- 3.1. Задачи автоматизации судовых холодильных установок
- 3.2 Основные приборы автоматики холодильных установок
- 3.2. Способы автоматического регулирования температуры в охлаждаемых помещениях
- Глава 4. Эксплуатация судовых холодильных установок
- 4.1. Подготовка и пуск холодильной установки
- 4.2. Заполнение системы холодильной машины маслом
- 4.3. Удаление хладона из системы холодильной машины
- 4.4. Обслуживание холодильной машины.
- 4.5. Регулирование автоматизированной холодильной машины судовых провизионных камер
- 4.6. Остановка холодильной машины и ее консервация
- 4.7. Проверка герметичности системы
- 4.8. Удаление воздуха из системы холодильной машины
- 4.9. Оттаивание с охлаждающих аппаратов
- Часть 2. Системы кондиционирования воздуха
- Глава 5. Влажный воздух
- 5.1. Основные свойства и параметры влажного воздуха
- 5.2. Диаграмма d-I
- 5.3. Основные процессы изменения состояния воздуха на диаграмме d-I.
- 5.4. Построение процессов тепловлажностной обработки воздуха в диаграмме d-I и определение тепловой нагрузки на установку.
- Глава 6. Судовые системы кондиционирования воздуха.
- 6.1. Назначение и классификация систем кондиционировании воздуха
- 6.2. Основные типы судовых систем комфортного кондиционировании воздуха.
- 6.2.1. Централизованная одноканальная рециркуляционная система.
- 6.2.2. Централизованная двухканальная рециркуляционная система.
- 6.2.3. Централизованно-местная одноканальная прямоточная высокоскоростная система.
- 6.2.4. Автономная система.
- 6.2.5. Сравнение систем.
- Литература
- Оглавление
- Часть 1. Судовые холодильные установки…………………………………… 4
- Глава 1. Теоретические основы работы холодильных машин……………… 4
- Глава 2. Тепловая изоляция судовых помещений……………………………..43
- Глава 3. Автоматизация судовых холодильных установок………… 48
- Глава 4. Эксплуатация судовых холодильных установок………………...…62
- Часть 2. Системы кондиционирования воздуха……………………….............80
- Глава 5. Влажный воздух……………………………………………………….80
- Глава 6. Судовые системы кондиционирования воздуха……………………. 91
- Колесов Александр Григорьевич
- Конспект лекций