logo search
Краткий конспект лекций

6.2.5. Сравнение систем.

Одноканальные низкоскоростные системы с полной обработкой воздуха в центральном кондиционере отличают­ся простотой устройства (прокладкой в каюты минимального количе­ства трубопроводов), малой шумностью, экономичностью. Основные недостатки систем такого типа: большие размеры и масса воздухо­проводов и оборудования, невозможность индивидуального регу­лирования в широких пределах параметров воздуха в помещениях. Средне- и высокоскоростные централизованные одноканальные системы применяются для жилых помещений грузовых, буксирных и других судов, а низкоскоростные — для больших общественных помещений (кают-компаний, ресторанов, салонов и т. п.), не тре­бующих индивидуального регулирования параметров воздуха в них. Централизованными одноканальными низко-, средне- и высокоско­ростными СКВ оборудованы многие речные суда, например, бук­сиры-толкачи типа «Маршал Блюхер», ледоколы типа «Капитан Чечкин», пассажирские теплоходы типа «Антон Чехов», «Максим Горький» и др.

К преимуществам двухканальных СКВ относятся возможность обеспечения наиболее комфортного микроклимата в помещениях ин­дивидуальным регулированием параметров воздуха в наиболее ши­роком диапазоне (как ни у одной системы другого типа), малая шумность работы каютных смесительных воздухораспределителей, про­стота обслуживания, надежность работы. Стоимость двухканальных систем несколько больше, чем централизованных одноканальных, но меньше, чем централизованно-местных. Недостатком рассматри­ваемых систем является также необходимость прокладки двух воз­духопроводов в каждое помещение, что несколько увеличивает их размеры и массы по сравнению с системами предыдущего типа. Двухканальные средне- и высокоскоростные СКВ перспективны для пассажирских и других судов речного флота с повышенными требованиями к их комфортности.

Главное преимущество одноканальных прямоточных высокоско­ростных СКВ с концевыми доводчиками это их компактность и малая масса воздухопроводов, что объясняется высокими скоростями воз­духа и меньшим его расходом в воздухопроводах прямоточных си­стем по сравнению с рециркуляционными. Централизованно-мест­ные системы — наиболее сложные и дорогие. Кроме того, таким си­стемам присущи следующие значительные недостатки: необходимость прокладки к каютным доводочным воздухораспределителям двух разветвленных водяных трубопроводов (или электрокабеля при электрическом нагревании воздуха): необходимость отвода от кают­ных кондиционеров конденсата, выпавшего из эжектируемого возду­ха при его охлаждении, уменьшение полезною объема кают из-за установки в них пристенных шкафов местных кондиционеров; слож­ность эксплуатации системы; повышенные значения напора и мощ­ности вентилятора, значительный подогрев в нем приточного возду­ха. Расход электроэнергии в системах с электрическими доводочными воздухораспроеделителями намного выше, чем во всех остальных системах. Основной недо­статок высокоскоростных систем повышенная шумность (вследст­вие истечения воздуха из сопел доводочных воздухораспределителей, работающих непо­средственно в помещениях). Поэтому, наблюдается тен­денция к сокращению применения централизованно-местных систем на судах и все большему распространению на них среднескоростных СКВ.

Достоинства автономных СКВ и кондиционеров - отсутствие необходимости прокладки воздухопроводов по судну, простота монтажа автономного кондиционера на месте. Возможность независимой индивидуальной регулировки температуры воздуха, пониженная стоимость, низкий напор вентилятора. Однако автономные кондиционеры имеют повышенный шум и расход электроэнергии (из-за электрического нагревания воздуха). Автономные кондиционеры можно устанавливать в общественных местах с кратковременным пребыванием большого количества людей. Тогда общесудовая СКВ работает с более равной нагрузкой. Автономные системы целесообразно также применять для обслуживания медицинских, пищевых и других помещений с запахами, помещений, к которым трудно проложить трубопроводы от централизованной системы, а также помещений малых судов, где сложно разместить другие системы.

Окончательно СКВ для конкретного судна выбирается на основании технико-экономического анализа.