Термодинамические диаграммы состояния холодильных агентов
При расчетах теоретических циклов паровых ХМ параметры хладагентов определяются по таблицам насыщенных, перегретых паров и диаграммам состояния хладагентов sT (энтропия-температура) и ip (энтальпия-давление). Диаграммы используются также для изображения
процессов и циклов машин.
Рис.1. Схемы термодинамических диаграмм состояния холодильных агентов sT и iP
Диаграмма sT (рис.1а) известна из курса термодинамики, для хладагентов она имеет такой же вид, как для водяного пара. На диаграмме на некотором расстоянии от критической точки К изобары (р = const.) в области переохлажденной жидкости практически сливаются с пограничной кривой насыщенной жидкости, для которой степень сухости пара х = 0.
Чаще употребляется более удобная диаграмма ip (рис.1б), координатную сетку которой образуют изоэнтальпы (i = const) и изобары. Чтобы уменьшить размеры диаграммы, по оси ординат применяется логарифмическая шкала для абсолютных давлений р. Точки левой пограничной кривой характеризуют состояния насыщенной жидкости, а правой (х = 1) - сухого насыщенного пара. Слева от пограничной кривой насыщенной жидкости находится область переохлажденной жидкости, между пограничными кривыми - область влажного насыщенного пара, справа от пограничной кривой - область перегретого пара. На диаграмму нанесены семейства изотерм (t = const), изохор (v = const), изоэнтроп (s = const) и линий постоянной степени сухости пара (х= const). Последние линии расположены так же, как ближайшая пограничная кривая. Изотермы в областях переохлажденной жидкости и перегретого пара изображаются кривыми линиями, резко опускающимися вниз, а в области важного насыщенного пара - горизонтальными прямыми, совпадающими с изобарами, так как каждому давлению соответствует единственное значение температуры насыщения. Изохоры на правой пограничной кривой преломляются. Фазовый переход жидкости в пар показан на диаграмме слева направо, а пара в жидкость - справа налево. Положение точки на диаграмме, характеризующей состояние хладагента, определяется по двум известным параметрам.
Преимущества диаграммы ip заключаются в простоте и большей точности определения энтальпии. Кроме этого, на диаграмме подведенная и отведенная теплота, а также техническая работа характеризуются отрезками по оси абсцисс, а не площадями, как на диаграмме sT. На диаграмме ip три процесса из четырех, составляющих цикл одноступенчатой ПКХМ, изображаются прямыми линиями, что упрощает построение теоретического цикла машины.
-
Содержание
- А.Г. Колесов
- Санкт-Петербург
- Часть 1. Судовые холодильные установки. Глава 1. Теоретические основы работы холодильных машин
- Классификация холодильных машин
- Холодильные агенты (хладагенты)
- Термодинамические диаграммы состояния холодильных агентов
- Обратный цикл Карно
- Анализ теоретических циклов пкхм
- Индикаторные диаграммы и характеристики поршневого компрессора
- Тепловые насосы
- Системы охлаждения судовых помещений
- Глава 2. Тепловая изоляция судовых помещений
- 2.1. Изоляционные материалы
- Глава 3. Автоматизация судовых холодильных установок
- 3.1. Задачи автоматизации судовых холодильных установок
- 3.2 Основные приборы автоматики холодильных установок
- 3.2. Способы автоматического регулирования температуры в охлаждаемых помещениях
- Глава 4. Эксплуатация судовых холодильных установок
- 4.1. Подготовка и пуск холодильной установки
- 4.2. Заполнение системы холодильной машины маслом
- 4.3. Удаление хладона из системы холодильной машины
- 4.4. Обслуживание холодильной машины.
- 4.5. Регулирование автоматизированной холодильной машины судовых провизионных камер
- 4.6. Остановка холодильной машины и ее консервация
- 4.7. Проверка герметичности системы
- 4.8. Удаление воздуха из системы холодильной машины
- 4.9. Оттаивание с охлаждающих аппаратов
- Часть 2. Системы кондиционирования воздуха
- Глава 5. Влажный воздух
- 5.1. Основные свойства и параметры влажного воздуха
- 5.2. Диаграмма d-I
- 5.3. Основные процессы изменения состояния воздуха на диаграмме d-I.
- 5.4. Построение процессов тепловлажностной обработки воздуха в диаграмме d-I и определение тепловой нагрузки на установку.
- Глава 6. Судовые системы кондиционирования воздуха.
- 6.1. Назначение и классификация систем кондиционировании воздуха
- 6.2. Основные типы судовых систем комфортного кондиционировании воздуха.
- 6.2.1. Централизованная одноканальная рециркуляционная система.
- 6.2.2. Централизованная двухканальная рециркуляционная система.
- 6.2.3. Централизованно-местная одноканальная прямоточная высокоскоростная система.
- 6.2.4. Автономная система.
- 6.2.5. Сравнение систем.
- Литература
- Оглавление
- Часть 1. Судовые холодильные установки…………………………………… 4
- Глава 1. Теоретические основы работы холодильных машин……………… 4
- Глава 2. Тепловая изоляция судовых помещений……………………………..43
- Глава 3. Автоматизация судовых холодильных установок………… 48
- Глава 4. Эксплуатация судовых холодильных установок………………...…62
- Часть 2. Системы кондиционирования воздуха……………………….............80
- Глава 5. Влажный воздух……………………………………………………….80
- Глава 6. Судовые системы кондиционирования воздуха……………………. 91
- Колесов Александр Григорьевич
- Конспект лекций