logo search
uchebnik pogtehnika

10.3. Аварийно-спасательные автомобили

Спасание людей и эвакуация имущества часто связано с выполнением таких специальных работ, как ликвидация разрушений элементов зданий и сооружений, обрушения конструкций технологического оборудования и т.д. Важным также является обеспечение подачи ОТВ на открытые поверхности горения, создание разрывов для предотвращения расширения пожаров, дотушивания очагов горения, удаление дыма и газов. Для выполнения таких работ необходимо специальное обордование. Таким оборудованием оснащаются автомобили пожарно-технической службы, связи и освещения, аварийно-спасательные автомобили.

Автомобиль технической службы и освещения АТСО-20(375) является прототипом АСА, поэтому основное оборудование на них идентично. Автомобили АСА-20(4310) и АСА-16(4310) различаются только мощностью генераторов. Общий вид АСА-20(4310) представлен на рис.10.7.

Параметры технических характеристик и шасси этих пожарных автомобилей приведены в табл.10.2.

Таблица 10.2

Показатели

Раз-мер-

ность

Тип автомобиля

АТСО-20

АСА-20

АСА-16

Шасси

Колесная формула

Мощность двигателя

Число мест боевого расчета

Полная масса

Максимальная скорость

Мощность генератора

Грузоподъемное оборудование

  • грузоподъемный кран

  • лебедка

-

-

кВт

чел

кг

км/ч

кВт

-

-

Урал-375Е

6х6

128

7

75

20

+

+

КамАЗ-4310

КамАЗ-43114

6х6

162/91*

3

15100

85

20

+

+

КамАЗ-43101

6х6

162

3

11450

85

16

-

-

*Мощность двигателя на КамАЗ-43114.

Генераторы на всех автомобилях трехфазного тока, напряжением 230 В и частотой 50 Гц. Привод генератора на АТСО осуществляется от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности и карданный вал. На АСА-20 привод включает клиноременную передачу после коробки отбора мощности. Частота вращения ротора генератора 1400±50 об/мин.

Грузоподъемные краны оборудованы гидравлическими приводами подъема груза и поворота. На АТСО грузоподъемность крана 3000 кг при максимальном вылете стрелы 3400 мм, максимальная высота подъема груза от земли 4700 мм. Кран состоит из колонны, стрелы, удлинителя, подвески, гидроцилиндров и механизма поворота. Колонна крана является и гидроцилиндром плунжерного типа. С его помощью производится подъем стрелы на необходимый угол. Подъем и опускание удлинителя стрелы производится с помощью поршневого цилиндра. Механизм поворота крана состоит из рейки, шестерни и двух гидроцилиндров. Разворот может осуществляться на 2700.

В гидравлической системе используется аксиально-поршневой гидронасос. Его привод осуществляется от коробки отбора мощности через муфту автомобиля «Урал-375Е». Рабочее давление в системе 15 МПа.

Управление гидравлическими кранами осуществляется гидрораспределителем, расположенным в заднем отсеке кузова.

Для обеспечения устойчивости АСА при работе крана имеются две телескопические опоры с гидравлическим приводом.

Кран-манипулятор на АСА состоит из колонны, телескопической и первой стрелы, подвески, гидроцилиндров и механизма поворота (рис.10.8). Привод гидронасоса состоит из коробки отбора мощности и карданного вала.

Грузоподъемность крана-манипулятора составляет 1,2 т для первой стрелы (вылет ее 2,7 м); 0,8 т для развернутой второй стрелы (вылет 4,8 м); 0,5 т для развертывания второй и выдвинутой телескопической стрел (вылет 6 м).

Привод поворота представляет собой червячный редуктор с гидромотором. Корпус редуктора поворота одновременно является основанием для колонны комплекта стрел. Для перемещения стрел относительно друг друга служат три гидроцилиндра.

Подъем и опускание стрелы осуществляется гидроцилиндром 10, раскрытие крана – гидроцилиндром 5, а телескопирование – гидроцилиндром 2. Поворот крана производится гидромотором. При работе краном используются две гидроопоры, установленные в кормовой части автомобиля.

Привод гидроцилиндров и мотора поворота гидравлический. Принципиальная гидравлическая схема привода аналогична схеме привода АГВТ.

Лебедки. На АТСО и АСА установлены лебедки различной конструкции.

На АТСО установлена механическая одноходовая, двухступенчатая лебедка с одной передачей для наматывания и одной для разматывания канатов. Редуктор червячный. Тяговое усилие лебедки 7 т, рабочая длина каната 65 м. Привод лебедки осуществляется от коробки отбора мощности, установленной на боковом люке коробки перемены передач. Все приводы управления находятся в кабине водителя.

На АСА-20 лебедка механическая двухступенчатая с тяговым усилием 3,5 и 5 т. Длина троса 86 и 79 м при выдаче вперед и назад.

На АСА-16 (43101) используется выносная мотолебедка МЛ-2000. В работу она приводится одноцилиндровым, двухтактным бензиновым двигателем. Тяговое усилие троса на барабане 2000 кг, длина троса 5 м. Масса лебедки 25 кг. В качестве привода используется двигатель от мотопомпы.

Осветительное оборудование. Для освещения мест пожара используются прожекторы ПК-1500 мощностью 1,5 кВт. Часть из них установлена на стационарной мачте, а часть на выносной стойке. Только на АСА-16(43101) установлены на мачте прожектора ПНК-100, мощностью 1 кВт. Количество устанавливаемых прожекторов показано в табл.10.3.

Привод подъема прожекторов на АСО – канатный с помощью гидромотора, на АСА-16 – электрический; только на АТСО – он пневматический, а поворот прожекторов осуществляется ручным приводом.

Оборудование специального назначения. АСА укомплектованы различными приборами и инструментом для выполнения различных работ на пожарах. Так, на них имеются дымососы ПДЭ-7. На АСА-16(43101), кроме одного дымососа, в комплекте есть 3 воздушно-изолирующие аппарата АИР-317 и один изолирующий противогаз ИП-4.

Таблица 10.3

Показатели

Раз-мер-

ность

Тип автомобиля

АСА-20(4310)

АСА-20(43114)

АСА-16(43101)

АТСО-20(375)

Прожекторы на стационарной мачте

Прожекторов выносных

Высота подъема

Углы поворота

  • в горизонтальной плоскости;

  • в вертикальной плоскости

кол.

кол.

м

град

град

3

4

6

±

+90; -45

3

5

12

±175

+70; -90

2

4

1,5

В комплекте оборудования АСА предусматривается наличие глубинного насоса «Гном» и ручного поршневого насоса ВКФ-4 для перекачки и сбора воды. Для перемещения элементов разрушенных конструкций предназначены пневматические домкраты ПД-10 и ПД-4.

На АСА-20(4310) имеется мотопомпа МП-800Б и комплект гидроинструмента УКМ-4.

Наиболее обширная комплектация на АСА-16(43101). Кроме рассмотренного ранее инструмента и приборов, на нем имеется сварочный аппарат «Адонис». Он предназначен для электродуговой сварки и резки углеродистых сталей (листов, профилей, прутков и т.д.).

На этом автомобиле имеется выносная электростанция АБ-4-Т/230. Ее приводом является бензиновый двигатель. Генератор переменного тока с частотой 50 Гц развивает мощность 4 кВт. Для питания внешних потребителей к распределительному щиту возможно подключать (например, на АСА-20 КамАЗ-43114) четыре кабеля длиной по 100 и 25 м. К распределительным коробкам подключают по три различных потребителя.

В комплекта АСА-16 имеются: гидравлические ножницы для резки арматуры. Комплект гидравлического универсального инструмента, инструмент аварийно-спасательный РГАИ-1,инструмент универсальный УКИ-12, дисковая и цепная электрические пилы ИЭ51025 и ЭП-16 «Парма-М».

Для проведения химической и радиационной оценки АСА-16 укомплектована приборами различного назначения.

В комплекте АСА-16 предусмотрены электрозащитные средства и защитная одежда для боевых расчетов. Она оборудована также стационарной радиостанцией типа «Сапфир АВР-1-5-40-508», тремя носимыми радиостанциями типа «Сирена» и сигнальной громкоговорящей установкой СГУ-100.

АСА могут использоваться для выполнения ряда работ: