Индикаторные диаграммы и характеристики поршневого компрессора
Теоретическими процессами называются процессы сравнительного поршневого компрессора с изоэнтропным сжатием пара, который работает без объемных и энергетических потерь. Действительные процессы работы компрессора необратимы и сопровождаются объемными и энергетическими потерями. Объемные потери уменьшают объемную подачу н холодопроиэводительность компрессора. Они оцениваются коэффициентом подачи и частными коэффициентами: объемным , дросселирования , подогрева , плотности , учитывающими соответственно влияние вредного пространства, перепадов давлений (депрессий) при всасывании и нагнетании, теплообмена между стенками компрессора и паром в процессе всасывания и подогрева хладагента, протечек пара хладагента через не плотности. Рабочие коэффициенты характеризуют степень совершенства действительных процессов коми рессора.
Все объемные потери учитываются коэффициентом подачи, представляющим собой отношение объема пара, всасываемого в цилиндры компрессора, к объему, описываемому его поршнями в единицу времени.
= =
Коэффициент характеризует степень заполнения рабочего объема цилиндров всасываемым паром хладагента.
Рис. 8. Теоретическая и действительная индикаторные диаграммы поршневого компрессора
Для сравнения действительных процессов с теоретическими на рис. 8 показана теоретическая индикаторная диаграмма a - b - с - d - а одноступенчатого поршневого компрессора. На этом же рисунке изображена действительная индикаторная диаграмма 1 – 2 – 3 - 4 - 1. Клапаны поршневых компрессоров самодействующие, они работают вследствие разности давлений по сторонам клапанных пластин. Всасывающие клапаны открываются в точке 2, а нагнетательные в точке 4. Выступы на диаграмме в этих точках объясняются тем, что для их открытия необходимо преодолеть массу и силы инерции клапанов, а также сопротивления их пружин. Клапаны закрываются в мертвых точках. Чтобы преодолеть гидравлические сопротивления клапанов и подводящих каналов компрессора, трубопроводов и теплообменных аппаратов и обеспечить циркуляцию хладагента в машине, давление всасывания должно быть ниже на а давление нагнетания выше на Разность давлений и называется депрессией на всасывании и нагнетании, Заштрихованные площади диаграммы определяют работу, затрачиваемую на преодоление гидравлических сопротивлений на сторонах всасывании и нагнетания компрессора.
Пространство между клапанной плитой и поршнем при его крайнем верхнем положении называется вредным. Относительный объем вредного пространства =0,015…0,05. Во вредном пространстве цилиндра остается сжатый до давления пар. При ходе поршня вниз оставшийся во вредном пространстве пар вначале расширится (1 - 2) и только после того, как давление внутри цилиндра станет меньше , начнется всасывание свежего пара из испарителя. Если бы не было депрессии при всасывание , то за всасывающий ход поршня цилиндр заполнился бы паром объемом , который меньше . Таким образом, влияние вредного пространства заключается в том, что оно уменьшает объем всасываемого пара на - , и снижает объемную подачу компрессора. Объемным коэффициентом называете коэффициент, учитывающий влияние вредного пространства компрессора.
=
Вследствие падении давления при всасывании действительно поступающий в цилиндр объем пара , отнесенный к , меньше .
Коэффициент дросселирования, учитывающий потерю объема, вызываемую депрессией при всасывании.
=
Всасываемый компрессором холодный пар подогревается, соприкасаясь со стенками цилиндра, нагретыми теплотой сжатия. В результате подогрева пара его удельный объем увеличивается, а массовая подача и холодопроизводительность компрессора уменьшаются. Потери, возникающие из-за теплообмена при всасывании, учитываются коэффициентом подогрева, определяемым по эмпирической формуле.
,
где и - абсолютные температуры кипения и конденсации.
Объем перекачиваемого компрессором пара снижают также его протечки через не плотности клапанов, поршней, сальника компрессора и т.д. Объемные потери, вызываемые протечками через не плотности, учитываются коэффициентом плотности = 0,95 ...0,99.
Энергетические потери в компрессоре делятся на внутренние (индикаторные) и механические. Вследствие этих потерь мощность , подводимая к валу компрессора, больше теоретической мощности при = idem.
Теоретической мощностью называется мощность компрессора с адиабатным сжатием пара, у которого нет объемных и энергетических потерь:
=
где массовая подача компрессора, кг/с, - теоретическая удельная работа компрессора, кДж/кг.
Мощность, определяемая площадью действительной индикаторной диаграммы, называется индикаторной . Внутренние потери энергии в компрессоре учитываются индикаторным КПД
Индикаторный КПД характеризует степень отклонения действительных процессов компрессора с политропным сжатием от теоретических с адиабатным сжатием.
Затраты энергии на преодоление механического трения в компрессоре учитываются механическим КПД
Эффективная (подводимая к валу) мощность компрессора
Мощность, расходуемая на преодоление сил трения, называется мощностью трения
где опытный коэффициент, условно называемый давлением трения, - секундный объем, описываемый поршнями компрессора.
Все энергетические потери оцениваются эффективным КПД компрессора
Энергетическая эффективность холодильной машины и ее компрессора оцениваются холодильными коэффициентами
теоретическим -
действительным - .
Действительный холодильный коэффициент является основным энергетическим показателем, характеризующим экономичность работы холодильной машины.
1.8. Двухступенчатые паровые компрессионные холодильные машины
Область применения и преимущества. С понижением температуры кипения и увеличением степени повышения давления в компрессоре резко повышается температура пара в конце сжатия. Ухудшаются действительные процессы одноступенчатого компрессора и значительно уменьшаются его рабочие коэффициенты. Вследствие этого увеличиваются эксплуатационные расходы на работу холодильной машины. Слишком высокая температура нагнетаемого пара недопустима из-за интенсивного испарения масла и уноса его пара хладагентом, нарушающего режим смазки компрессора, снижения вязкости, коксования или опасного воспламенения масла.
Чтобы устранить эти недостатки при >8, а в малых транспортных установках при >12, переходят к многоступенчатому сжатию. Двухступенчатые ХМ применяются при температуре охлаждаемого помещения не выше -18 °С и температуре кипения ~ (30 ...55)°С.
При ступенчатом сжатии необходимо охлаждать перегретый пар, перетекающий из ступени низкого в ступень высокого давления. Промежуточное охлаждение может быть неполным или полным. Если после охлаждения пар остается перегретым, то промежуточное охлаждение называется неполным охлаждением. Если пар охлаждается до температуры насыщения , соответствующей промежуточному давлению (т. е. становится сухим насыщенным), то охлаждение называется полным охлаждением. Неполное охлаждение выполняется забортной водой в промежуточном холодильнике, а полное выкипающим хладагентом в промежуточном сосуде. Полное охлаждение энергетически выгоднее неполного.
Преимущества двухступенчатого сжатия по сравнению с одноступенчатым заключаются в том, что вследствие промежуточного охлаждения после ступени низкого давления уменьшаются работа (мощность), потребляемая двумя ступенями сжатия, и температура пара после сжатия в ступени высокого давления, что предотвращает перегревание компрессора в более высокой ступени без водяного охлаждения и улучшает его смазку. В результате разделения ступеней сжатия увеличиваются объемные и энергетические коэффициенты ступеней, так как отдельная ступень работает с меньшей степенью повышения давления.
Применяются различные схемы двухступенчатого сжатия: с одним и двумя испарителями, одно- и двухступенчатым дросселированием, неполным и полным промежуточным охлаждением, одним двухступенчатым компрессором и двумя отдельными одноступенчатыми компрессорами для каждой ступени. Обе ступени выгодно конструктивно объединять в одном двухступенчатом компрессоре, так как он занимает меньшую площадь и имеет меньшую массу, чем два одноступенчатых компрессора. Специальные поршневые компрессоры для двухступенчатого сжатия ДАУ-50 и ДАУ-80 имеют четыре цилиндра, из них три образуют ступень низкого давления и один - ступень высокого давления. При этом отношение секундных объемов, описываемых поршнями ступеней высокого и низкого давления
Двухступенчатая холодильная машина с одним испарителем, полным промежуточным охлаждением, одноступенчатым дросселированием и теплообменником в промежуточном сосуде (рис. 9). Циклы на диаграммах sT и ip показаны на рис.10,а,в. Характерное состояние хладагента на этих рисунках отмечено одними и теми же цифрами.
Ступень высокого давления всасывает из промежуточного сосуда сухой насыщенный пар (3), адиабатно сжимает его от давления до и перегревает до температуры , а затем нагнетает в конденсатор. Переохлажденный водой конденсат (5) делится на два неравных потока. Меньшая часть жидкости дросселируется во вспомогательном регулирующем клапане от давления до . Затем подается в промежуточный сосуд для последующего выкипания жидкого хладагента с целью дополнительного переохлаждения основного потока конденсата, поступающего в змеевик теплообменника из конденсатора,
Рис.9. Схема двухступенчатой ПКХМ
и полного промежуточного охлаждения перегретого пара, нагнетаемого в промежуточный сосуд из ступени низкого давления.
Рис.10. Цикл двухступенчатой ПКХМ
Образующийся при дросселировании влажный пар (6) вследствие различия в плотностях пара и жидкости, а также в результате изменения скорости и направления движения хладагента разделяется в промежуточном сосуде на сухой насыщенный пар (3) и насыщенную жидкость (6').
Основной поток жидкого хладагента, проходящий под давлением по змеевику переохладителя, дополнительно переохлаждается в нем до температуры вследствие выкипания жидкости, находящейся в межзмеевиковом пространстве промежуточного сосуда. Переохлажденный поток жидкости одноступенчато дросселируется в главном регулирующем клапане от давления до . Образовавшийся при дросселировании влажный пар (8) поступает в испаритель. Образовавшийся в последнем перегретый пар (/) всасывается ступенью низкого давления, адиабатно сжимается в ней от давления до (2) и нагнетается в промежуточный сосуд, под уровень жидкого хладагента, кипящего при = const. Перегретый пар (2) основного потока хладагента, поступающий в промежуточный сосуд, поднимается пузырьками вверх (барботирует) через слой насыщенной жидкости и вследствие выкипания подвергается полному контактному охлаждению до температуры (3). Таким образом, промежуточный сосуд выполняет функции отделителя и переохладителя жидкости, а также промежуточного холодильника. Далее цикл повторяется.
Вследствие промежуточного охлаждения пара суммарная работа, затрачиваемая в двух ступенях сжатия, меньше работы одноступенчатого цикла на. Из-за уменьшения работы у двухступенчатой машины больше, чем у одноступенчатой машины, работающей в том же диапазоне температур. Кроме того, температура пара в конце сжатия у двухступенчатой машины значительно ниже, чем у одноступенчатой.
Секундные объемы, описываемые поршнями ступеней низкого и высокого давления и , где и — удельный объем пара, всасываемый каждой ступенью соответственно в точках 1 и 3. По объемам ступеней и их отношению из каталогов подбираются двухступенчатый компрессор или отдельные одноступенчатые компрессоры для каждой ступени.
Выбор промежуточного давления. Для определения задаются несколькими его значениями и, перестраивая цикл машины, для каждого значения выполняют тепловые расчеты машины, определяют и . По результатам расчетов строятся зависимости и (рис.11).
Оптимальное давление соответствует максимальному значению действительного холодильного коэффициента цикла. Давление принимается за окончательное, если двухступенчатое сжатие осуществляется в двух раздельных одноступенчатых компрессорах.
Рис.11. График зависимостей и
Когда двухступенчатое сжатие производится в одном компрессоре с заданным отношением объемов, описываемых поршнями ступеней, промежуточное давление устанавливается в машине в зависимости от имеющегося отношения . В этом случае за окончательное принимается давление, снимаемое с графика и соответствующее заданному отношению (обычно = 1/3).
- А.Г. Колесов
- Санкт-Петербург
- Часть 1. Судовые холодильные установки. Глава 1. Теоретические основы работы холодильных машин
- Классификация холодильных машин
- Холодильные агенты (хладагенты)
- Термодинамические диаграммы состояния холодильных агентов
- Обратный цикл Карно
- Анализ теоретических циклов пкхм
- Индикаторные диаграммы и характеристики поршневого компрессора
- Тепловые насосы
- Системы охлаждения судовых помещений
- Глава 2. Тепловая изоляция судовых помещений
- 2.1. Изоляционные материалы
- Глава 3. Автоматизация судовых холодильных установок
- 3.1. Задачи автоматизации судовых холодильных установок
- 3.2 Основные приборы автоматики холодильных установок
- 3.2. Способы автоматического регулирования температуры в охлаждаемых помещениях
- Глава 4. Эксплуатация судовых холодильных установок
- 4.1. Подготовка и пуск холодильной установки
- 4.2. Заполнение системы холодильной машины маслом
- 4.3. Удаление хладона из системы холодильной машины
- 4.4. Обслуживание холодильной машины.
- 4.5. Регулирование автоматизированной холодильной машины судовых провизионных камер
- 4.6. Остановка холодильной машины и ее консервация
- 4.7. Проверка герметичности системы
- 4.8. Удаление воздуха из системы холодильной машины
- 4.9. Оттаивание с охлаждающих аппаратов
- Часть 2. Системы кондиционирования воздуха
- Глава 5. Влажный воздух
- 5.1. Основные свойства и параметры влажного воздуха
- 5.2. Диаграмма d-I
- 5.3. Основные процессы изменения состояния воздуха на диаграмме d-I.
- 5.4. Построение процессов тепловлажностной обработки воздуха в диаграмме d-I и определение тепловой нагрузки на установку.
- Глава 6. Судовые системы кондиционирования воздуха.
- 6.1. Назначение и классификация систем кондиционировании воздуха
- 6.2. Основные типы судовых систем комфортного кондиционировании воздуха.
- 6.2.1. Централизованная одноканальная рециркуляционная система.
- 6.2.2. Централизованная двухканальная рециркуляционная система.
- 6.2.3. Централизованно-местная одноканальная прямоточная высокоскоростная система.
- 6.2.4. Автономная система.
- 6.2.5. Сравнение систем.
- Литература
- Оглавление
- Часть 1. Судовые холодильные установки…………………………………… 4
- Глава 1. Теоретические основы работы холодильных машин……………… 4
- Глава 2. Тепловая изоляция судовых помещений……………………………..43
- Глава 3. Автоматизация судовых холодильных установок………… 48
- Глава 4. Эксплуатация судовых холодильных установок………………...…62
- Часть 2. Системы кондиционирования воздуха……………………….............80
- Глава 5. Влажный воздух……………………………………………………….80
- Глава 6. Судовые системы кондиционирования воздуха……………………. 91
- Колесов Александр Григорьевич
- Конспект лекций