17.1. Основные требования к корпусным деталям
Корпусные детали машин являются базовыми деталями, на которых устанавливается большая часть агрегатов машины, точность относительного положения которых должна обеспечиваться как в статике, так и в процессе работы агрегата под нагрузкой. В соответствии с изложенным, корпусные детали долж-ны иметь требуемую точность, обладать необходимой жёсткостью и виброусто-йчивостью, что обеспечивает требуемое относительное положение соединяемых деталей и узлов, правильность работы механизмов и отсутствие вибраций.
Конструктивное исполнение корпусных деталей, материал и необходимые параметры точности определяются, исходя из служебного назначения деталей, требований к работе механизмов и условий их эксплуатации. При этом учитываются технологические возможности получения изделий заданной геометрии и размеров, конфигурации, возможности обработки резанием и др.
Корпусные детали машин можно разделить на группы (рис. 17.1). детали
Рис. 17.1. Группы корпусных деталей:
а) коробчатого типа – цельные и разъёмные; б) с гладкими внутренними
цилиндрическими поверхностями; в) корпус сложной пространственной формы; г) детали с направляющими поверхностями; д) детали типа кронштейнов, угольников
этих групп обладают определенной общностью служебного назначения, что означает наличие совокупности одинаковых поверхностей и идентичное по форме конструктивное исполнение. Это , в свою очередь, определяет особенности технологических решений, обеспечивающих достижение требуемых параметров точности при изготовлении деталей каждой группы.
Первая группа – детали коробчатой формы в виде параллелепипеда, габариты которых имеют одинаковый порядок. В большинстве случаев основными базами таких корпусов являются плоские поверхности, а вспомогательными – главные отверстия и торцы, предназначенные для базирования валов и шпинделей.
Конструкцию и размеры корпусов определяют условия размещения в них необходимых деталей и механизмов. Они оснащены рёбрами и перегородками, обеспечивающими их жёсткость. С этой же целью бобышки и приливы , на которых расположены главные отверсстия. Корпуса коробчатой формы могут быть цельными или разъёмными; плоскость разъёма может проходить по осям главных отверстий.
Вторая группа – детали с гладкими внутренними цилиндрическими поверхностями, протяжённость которых превышает их диаметральные размеры. К этой группе относятся блоки цилиндров двигателей и компрессоров, корпуса золотников, пневмо- и гидроаппаратуры и др. В соответствии со служебным назначением к внутренним цилиндрическим поверхностям предъявляются повышенные требования к точности диаметральных размеров и точности геометрической формы. Эти поверхности обычно работают на износ. Поэтому к ним предъявляются высокие требования по шероховатости и износостойкости.
Третья группа – корпусные детали сложной пространственной геометрической формы. Это корпуса газовых и паровых турбин, центробежных насосов, коллекторов, тройников, вентилей и др.
Четвёртая группа – корпусные детали с направляющими поверхностями – столы, каретки, салазки, суппорты, ползуны, планшайбы и др. В процессе работы эти детали совершают возвратно-поступательное или вращательное движение по направляющим поверхностям, обеспечивая точное относительное перемещение обрабатываемых заготовок и инструмента.
Пятая группа – корпусные детали типа кронштейнов, угольников, стоек, плит и крышек. Эти детали объединяют наиболее простые по конструкции изделия, выполняющими функции дополнительных опор для обеспечения требу-емой точности относительного положения отдельных механизмов, валов, зубчатых колёс.
Основными базами, с помощью которых корпусные детали присоединяются к станинам, рамам или др. корпусам, в большинстве случаев являются плоские поверхности или сочетание плоской поверхности и одного или двух базовых отверстий. При этом чаще всего реализуются схемы базирования по трём плоскостям или по плоскости и двум отверстиям. Вспомогательными базами корпусных деталей являются главные отверстия, а также плоские поверхности и их сочетания, которые определяют положение различных присоединя-емых узлов и деталей – крышек, фланцев и др.
У большинства корпусных деталей имеются различные мелкие и резьбовые крепёжные отверстия.
- Лекция № 1
- Производственный и технологический процесс
- Определения и основные понятия
- 2.1. Основные термины и определения
- 2.2. Дифференциация и концентрация технологических процессов
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендации по практическому использованию изложенного материала
- Лекция № 3
- 3.1. Факторы, определяющие точность обработки
- 3.2. Жёсткость технологической системы
- 3.3. Влияние на точность обработки температуры обработки и дру- гих факторов
- 3.4. Отклонение формы и расположения поверхностей
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендации по практическому использованию изложенного материала
- Лекция № 4
- 4.1. Определения и основные понятия
- 4.2. Параметры шероховатости поверхности
- Разновидности направлений неровностей
- 4.3. Влияние качества поверхности на эксплуатационные свойства
- Соотношение параметров шероховатости и
- 4.4. Зависимость шероховатости и точности поверхностей от видов обработки
- Шероховатость поверхности и точность обработки
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендации по практическому использованию изложенного материала
- Лекция № 5
- 5.1. Понятие о базах, их классификация и назначение
- 5.2. Основные схемы базирования
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендации по практическому использованию изложенного материала
- Лекция № 6
- 6.1. Виды и способы изготовления заготовок
- Технологические характеристики способов получения поковок и штамповок
- 6.2. Основные требования к заготовкам
- 6.3. Предварительная обработка заготовок
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендации по практическому использованию изложенного материала
- Лекция № 7
- 7.1. Определения и основные понятия
- 7.2. Факторы, влияющие на размер припуска
- 7.3. Межоперационные припуски и допуски
- Вопросы для самопроверки
- Изложенного материала
- Лекция № 8
- 8.1. Основы организации и управления процессом технологической подготовки производства (тпп)
- 8.2. Единая система технологической документации
- 8.3. Исходные данные для проектирования технологического процес- са механической обработки
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендации по практическому использованию изложенного материала
- Лекция № 9
- 9.1. Понятие о технологичности и правила обработки проектируемой детали (изделия) на технологичность
- 9.2. Технологическая рациональность конструктивных решений
- 9.3. Преемственность конструкций и конструктивных решений
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендации по практическому использованию изложенного материала
- Лекция № 10
- 10.1. Исходные данные и последовательность технологических ра-
- 10.2. Выбор технологической схемы обработки
- Технологическая схема обработки фланцевой втулки
- 11.1. Виды приспособлений
- 11.2. Установочные элементы приспособлений
- 11.3. Виды установочных элементов
- 11.4. Направляющие элементы приспособлений
- Вопросы для самопроверки
- Изложенного материала
- Лекция № 12
- 12.1. Обработка наружных поверхностей тел вращения
- 12.2. Обработка шлифованием
- 12.3. Шлифовальные станки
- 12.4. Отделочные виды обработки
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендации по практическому использованию изложенного материала
- Лекция № 13
- 13.1. Выбор метода обработки плоских поверхностей
- 13.2. Обработка на фрезерных станках
- 13.3. Обработка плоскостей на шлифовальных станках
- 13.4. Обработка плоскостей на протяжных станках
- 14.1. Виды отверстий и способы их обработки
- 14.2. Обработка на сверлильных станках
- 14.3. Обработка на расточных станках
- 14.4. Обработка на шлифовальных станках
- 14.5. Обработка на протяжных станках
- 14.6. Отделочные виды обработки отверстий
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендации по практическому использованию изложенного материала
- Лекция № 15
- 15.1. Виды сложных поверхностей.
- 15.2. Методы обработки сложных поверхностей.
- 16.1. Виды зубчатых колес, их назначение и характеристики
- Нормы размера пятна контакта (%%) для цилиндрических колёс
- 16.2. Основные методы обработки зубьев цилиндрических и конических колёс.
- 17.1. Основные требования к корпусным деталям
- 17.2. Технические требования к корпусным деталям
- 17.3. Механическая обработка корпусных деталей
- 17.4. Обработка корпуса редуктора
- Технологическая схема обработки корпуса редуктора
- 17.3. Материалы и технические требования к заготовкам
- 17.4. Методы получения заготовок.
- 17.5. Выбор технологических баз и последовательность механической обработки
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендации по практическому использованию изложенного материала
- Лекция № 18
- 18.1. Виды и назначение шлицевых соединений
- 18.2. Методы обработки шлицевых валов и втулок
- 19.1. Способы обработки металлов давлением
- Обработка давильником с шаровой головкой;
- Обработка на давильных станках
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендации по практическому использовании изложенного материала
- Лекция № 20
- 20.1. Виды резьб, их назначение и классификация
- 20.2. Нарезание наружных резьб
- 20.3. Нарезание внутренних резьб
- 20.4. Фрезерование наружных и внутренних резьб
- 20.5. Накатывание резьб
- 21.1. Электрохимические методы обработки
- 21.2. Анодно-механическая обработка деталей
- 21.3. Электротермический метод обработки
- 21.4. Электроэрозионный метод обработки
- 21.5. Электрогидравлический метод обработки
- 21.6. Ультразвуковая обработка
- 21.7. Электронно-лучевая обработка
- 21.8. Светолучевая обработка
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендации по практическому использованию изложенного материала
- Лекция № 22
- 22.1. Понятия о сборочных процессах
- 22.2. Технологическая организация процессов сборки
- 22.3. Методы сборки
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендации по практическому использованию изложенного материала