logo search
uchebnik pogtehnika

10.2. Автомобили и прицепы дымоудаления

Автомобили дымоудаления (АД) предназначены для удаления дыма из объектов на пожарах как для спасания людей, так и для обеспечения условий работы личного состава пожарных подразделений.

АД изготавливаются на шасси ГАЗ-66, они позволяют как удалять дым из помещений путем его отсоса или нагнетания в него свежего воздуха, так и подавать воздушно-механическую пену.

На АД устанавливают вентиляторы с подачей до 90000 м3/час. Привод вентилятора осуществляется от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности.

Комплектация и технические характеристики АДУ представлены в табл.10.1.

Таблица 10.1

Показатели

Раз-мер-

ность

Тип автомобиля

АД-90(66)-183

АД-80/1200

(66-11)

Шасси

Колесная формула

Мощность двигателя

Число мест боевого расчета

Полная масса

Максимальная скорость

Производительность вентилятора

Вместимость бака пенообразователя

Подача воды

Комплектация:

  • длина напорного рукава

  • количество всасывающих рукавов 4 м диаметром 0,5 м

-

-

кВт

чел

кг

км/ч

м3

л

-

м

шт.

ГАЗ-66-01

4х4

2

6120

95

90000

600

от АЦ

10

4

ГАЗ-66-11

4х4

2

6120

95

80000

600

от АЦ

15

-

Полное давление вентиляторной установки в номинальном режиме – 1200 Па.

Принципиальная схема размещения оборудования на АД-90(66) представлена на рис.10.3. Образование воздушно-механической пены осуществляется с помощью распылителя 10, установленного на вентиляторе. Подача воды к нему производится от АЦ или АНР по рукаву, соединяемому к штуцеру 5. При включенном пеносмесителе 6 типа ПС-5 пенообразователь из бака 2 будет поступать к распылителю. При работе образуется пена кратностью до 500, производительность по пене при кратности 500 равна 1000 м3/мин.

Прицеп пожарный дымоудаления ПД-60/20(738) сооружен на шасси прицепа УАПЗ-738 (рис.10.4).

Боковые и задняя стенки прицепа обустроены распашными и откидными дверями для доступа к специальному оборудованию и ПТВ. Габаритные размеры ПД равны 3975х2170х2200 мм. Высота ПО с глушителем на кузове равна 2400 мм. Его колея равна 1770 мм, полная масса 2400 кг. Допускается максимальная скорость при транспортировании 40 км/ч.

В отсеках кузова ПД размещены: электросиловая установка с двигателем, топливные баки, дымососы и прожекторы, аварийно-спасательное оборудование и инструмент, специальное оборудование и электрооборудование.

Электросиловая установка состоит из двигателя внутреннего сгорания и сопряженного с ним электрического генератора.

Двигатель ПД – четырехцилиндровый четырехтактный дизель (ДМИ-60) с воздушным охлаждением. При частоте вращения вала двигателя 2200 об/мин он развивает мощность 44 кВт. Запас дизельного топлива 70 кг обеспечивает непрерывную работу ПД в течение 8 часов. На прицепе установлена отопительно-вентиляционная установка ОВ-65. Она обеспечивает подогрев двигателя перед пуском при температуре окружающего воздуха ниже –100С, а также работу двигателя в жарких климатических условиях.

Мощность от двигателя к генератору передается через раздаточную коробку.

Электрогенератор ГТ40ПЧ6-2С является синхронной машиной трехфазного переменного тока частотой 400 Гц, напряжением 200 В, воздушного охлаждения. Частота вращения вала генератора 6000 об/мин. Величина генерируемого тока 55 А, развиваемая мощность 20 кВт.

Основное оборудование ПД включает прожекторы, дымососы, электропилу и др.

Прожекторы. На прицепе закреплены два выносные прожектора типа ИО-02-1500-02. Один прожектор может устанавливаться на задней части крыши прицепа. Второй может использоваться на специальной подставке высотой 2 м на местности. Мощность одного прожектора 1,5 кВт.

Освещение мест работы осуществляется переносной фарой ФГ-16 с кабелем длиной 20 м. На корпусе фары имеется струбцина для крепления ее на различные предметы.

Дымосос пожарный электрический (ДПЭ) обеспечивает подачу воздуха не менее 10000 м3/ч при работе со всасывающими напорными рукавами, без них – не менее 15000 м3/ч.

Он может подавать до 100 м3/мин пены. В комплекте оборудования на каждый дымосос имеется всасывающий рукав длиной 10 м и диаметром 520 мм. Напорный рукав соответственно имеет размеры 10 м и 540 мм. Масса ПД не более 48,5, потребляемая мощность не более 3 кВт. ПД укомплектован 4 дымососами.

Аппарат сварочный специальный – АСС –7/400. Аппарат предназначен для электродуговой сварки или резки изделий из углеродистых сталей: листов, профилей, прутков. С его помощью можно сваривать или резать образцы толщиной от 1 до 5 мм. Потребляемая мощность аппарата не более 13 кВт.

Цепная электропила ЭПЧ-3,0-2. В комплекте имеется две пилы мощностью по 3 кВт. Включение их в работу осуществляется через блок питания электропилы (БПЭ). На каждом БПЭ имеется штепсельная розетка для подключения кабельной вилки электропилы и кабельный ввод с вилкой для подключения к розеткам распределительных коробок КР.

Коллекторный электроинструмент. ПД укомплектован отбойным молотком и резаком с электродвигателями на напряжение 220 В и 50 Гц и шлифовальной машинкой с корундовым диском. Силами подразделений ГПС он может укомплектовываться и другим электроинструментом, например, электродрелью, электропилой цепной типа «Парма» на напряжение 220 В и 50 Гц. Этот инструмент подключается к электросиловой установке через блок питания контактного инструмента (БПКИ). Этот блок выпрямляет напряжение 220 В 400 Гц переменного тока в напряжение 210 В постоянного тока.

Катушки кабельные. На ПД имеются стационарная кабельная катушка с магистральным силовым кабелем длиной 96 м и четыре переносных кабельных катушки, на которые намотаны кабели длиной по 36 м. Эти четыре кабеля предназначены для удлинения линии электропитания от генератора к внешним выносным потребителям электроэнергии.

Распределение электроэнергии 200 В 400 Гц от электросиловой установки к выносному оборудованию осуществляется коробками распределительными КР. В эксплуатации они устанавливаются на подставки с раздвижными опорами. Этим исключается контакт с влажным грунтом.

Общее оборудование ПД. Для обеспечения безопасной работы на ПД в передней части установлено самоориентирующееся опорно-тормозное устройство (поз.1, рис.10.4). В походном положении оно поднимается вверх и фиксируется стопором. Имеется и задняя опора, состоящая из стойки в виде трубы и винта. В походном положении убирается вверх и фиксируется. На прицепе имеются два автомобильных противооткатных упора.

На передней стенке кузова установлены сигнальные фонари красного цвета, а в задней части кузова на крыше установлен маяк сигнальный синего цвета.

Для освещения мест работы в ночное время применяется фара переносная ФГ-16. Она имеет кабель длиной 20 м с вилкой на конце и струбцину на корпусе для крепления на различные предметы.

В кузове установлен вентилятор, предназначенный для обдува блоков защиты и управления и вентиляции кузова при работающем двигателе.

На водиле прицепа закреплен заземляющий медный провод длиной 5 м и сечением 10 мм2. Для обеспечения безопасности работы боевого расчета на ПД имеются резиновые боты, ковер и перчатки диэлектрические, аптечка, огнетушитель ОУ-2, прибор контроля изоляции.

Для выполнения различных работ в комплекте (42 наименования) имеются чемодан электрослесаря, сумка инструментальная и другое оборудование.

Боевое развертывание. Оборудование на ПД потребляет различную мощность. Кроме того, оно может приводиться в действие, как переменным током высокой частоты, так и постоянным током. Поэтому личный состав боевого расчета, состоящий из трех пожарных, должен быть специально подготовлен.

Развертывание ЭСУ производит водитель автомобиля тягача, развертывание оборудования – пожарные.

Схемы боевого развертывания могут быть различными. Однако должны выполняться два требования. Во-первых, суммарная мощность потребителей не должна превышать мощности генератора. Во-вторых, распределение нагрузки по линиям на выносном щите должно быть равномерным, т.е. не более 6 кВт на каждую линию. При боевом развертывании только прожекторов и дымососов схемы могут быть различными. Одна из них показана на рис.10.5. В случае, если не устанавливается прожектор на тягаче, он может быть включен (при необходимости) к левой КР.

В случае использования сварочного аппарата он включается через КР в одну из линий, в две другие линии должно подключаться минимум агрегатов или инструмента.

При необходимости использования электропил они включаются к блоку питания электропил БПЭ, которые соединяются с КР (рис.10.6). коллекторный электроинструмент напряжением 230 В постоянного тока включается через блок питания коллекторного инструмента (БПКИ).

С помощью прицепа дымоудаления возможно удаление дыма из зданий и сооружений. Использование четырех дымососов позволяет рационально организовать отсасывание из них дыма. Достоинством является то, что удаление дыма, как и проветривание помещений можно организовать в различных их частях и даже на различных объектах.

Имеющееся оборудование позволит вскрывать конструкции для обеспечения удаления дыма и проветривания помещений. С помощью дымососов возможно использовать для тушения высокократную пену. Прожекторы позволят освещать местность в темное время суток.