Санкт-Петербург
2011
УДК 621.565
ББК 38.762.3
Рецензент:
кандидат технических наук, профессор
А.С.Пряхин
А.Г.Колесов.
Судовые холодильные установки и системы кондиционирования воздуха Конспект лекций. - СПб.: СПГУВК, 2011. – 106 с.
В конспекте лекций изложены основы теории судовых холодильных установок. Рассмотрены вопросы их технической эксплуатации, настройки приборов автоматики, технического обслуживания и регулирования. Приведены теоретические основы кондиционирования воздуха.
Предназначен для студентов всех форм обучения по специальностям: 180403 Эксплуатация судовых энергетических установок,
190502 Эксплуатация транспортных энергетических установок (на водном транспорте), изучающих дисциплину «Судовые холодильные установки и системы кондиционирования воздуха»
УДК 621.565
ББК 38.762.3
Санкт-Петербургский государственный
университет водных коммуникаций, 2011
ВВЕДЕНИЕ
При хранении и перевозке продуктов на судах морского и речного флота широкое применение находит искусственный холод, получаемый с помощью холодильных установок.
Холодильные установки транспортных рефрижераторных судов предназначены для сохранения скоропортящихся грузов, перевозимых в рефрижераторных трюмах. Холодильные установки промысловых рефрижераторных судов служат для хранения, охлаждения и замораживания улова (в рыбоморозильных аппаратах). При доставке скоропортящихся продуктов на большие расстояния различными видами транспорта наиболее эффективно перевозить их в большегрузных холодильных контейнерах. На речном флоте для перевозки контейнеров используются грузовые суда или специальные контейнеровозы. На судах всех типов устанавливаются малые холодильные машины, охлаждающие провизионные камеры, в которых хранят запас продуктов для пассажиров и экипажа. Кроме того, холодильные машины применяются для охлаждения сжиженных газов с целью понижения их давления при перевозке на специальных судах-газовозах, охлаждения и осушения инертных газов на танкерах, опреснения морской воды методом вымораживания кристаллов льда и их последующего отделения, охлаждения наддувочного воздуха, чтобы увеличить мощность дизелей и газотурбинных установок, для закаливания сталей, осуществления холодных посадок, осушения воздуха в системах пневмоавтоматики и др.
Установки кондиционирования воздуха в настоящее время используются практически на всех судах, они создают искусственный микроклимат в помещениях и улучшающими условия жизни на судах. Эти установки в летний период охлаждают и осушают воздух, а в зимний период нагревают и увлажняют его. Установки кондиционирования воздуха содержат комплекс устройств, которые принимают воздух, обрабатывают его и распределяют по помещениям. В их состав, в том числе, входят и холодильные машины.
Существуют различные способы получения холода: с помощью водного и углекислотного (сухого) льда, жидкого азота, льдосоляных и других охлаждающих смесей, холодильных машин и пр. Для отвода теплоты от охлаждаемой среды используются процессы фазовых переходов рабочих веществ из одного агрегатного состояния в другое (плавление водного льда, сублимация сухого льда, испарение сжиженного газа, растворение соли, кипение), а также изобарные процессы нагревания охлаждающих сред. На судах внутреннего плавания применяют только машинное охлаждение.
- А.Г. Колесов
- Санкт-Петербург
- Часть 1. Судовые холодильные установки. Глава 1. Теоретические основы работы холодильных машин
- Классификация холодильных машин
- Холодильные агенты (хладагенты)
- Термодинамические диаграммы состояния холодильных агентов
- Обратный цикл Карно
- Анализ теоретических циклов пкхм
- Индикаторные диаграммы и характеристики поршневого компрессора
- Тепловые насосы
- Системы охлаждения судовых помещений
- Глава 2. Тепловая изоляция судовых помещений
- 2.1. Изоляционные материалы
- Глава 3. Автоматизация судовых холодильных установок
- 3.1. Задачи автоматизации судовых холодильных установок
- 3.2 Основные приборы автоматики холодильных установок
- 3.2. Способы автоматического регулирования температуры в охлаждаемых помещениях
- Глава 4. Эксплуатация судовых холодильных установок
- 4.1. Подготовка и пуск холодильной установки
- 4.2. Заполнение системы холодильной машины маслом
- 4.3. Удаление хладона из системы холодильной машины
- 4.4. Обслуживание холодильной машины.
- 4.5. Регулирование автоматизированной холодильной машины судовых провизионных камер
- 4.6. Остановка холодильной машины и ее консервация
- 4.7. Проверка герметичности системы
- 4.8. Удаление воздуха из системы холодильной машины
- 4.9. Оттаивание с охлаждающих аппаратов
- Часть 2. Системы кондиционирования воздуха
- Глава 5. Влажный воздух
- 5.1. Основные свойства и параметры влажного воздуха
- 5.2. Диаграмма d-I
- 5.3. Основные процессы изменения состояния воздуха на диаграмме d-I.
- 5.4. Построение процессов тепловлажностной обработки воздуха в диаграмме d-I и определение тепловой нагрузки на установку.
- Глава 6. Судовые системы кондиционирования воздуха.
- 6.1. Назначение и классификация систем кондиционировании воздуха
- 6.2. Основные типы судовых систем комфортного кондиционировании воздуха.
- 6.2.1. Централизованная одноканальная рециркуляционная система.
- 6.2.2. Централизованная двухканальная рециркуляционная система.
- 6.2.3. Централизованно-местная одноканальная прямоточная высокоскоростная система.
- 6.2.4. Автономная система.
- 6.2.5. Сравнение систем.
- Литература
- Оглавление
- Часть 1. Судовые холодильные установки…………………………………… 4
- Глава 1. Теоретические основы работы холодильных машин……………… 4
- Глава 2. Тепловая изоляция судовых помещений……………………………..43
- Глава 3. Автоматизация судовых холодильных установок………… 48
- Глава 4. Эксплуатация судовых холодильных установок………………...…62
- Часть 2. Системы кондиционирования воздуха……………………….............80
- Глава 5. Влажный воздух……………………………………………………….80
- Глава 6. Судовые системы кондиционирования воздуха……………………. 91
- Колесов Александр Григорьевич
- Конспект лекций