4.2. Газовые огнетушители
Газовые огнетушители подразделяются на огнетушители углекислотные (ОУ) и хладоновые (ОХ).
В ОУ огнетушащим веществом является диоксид углерода – СО2. Им заполняют баллоны под давлением. При этом СО2 сжижается. Сжиженный СО2 называют углекислотой. Количество СО2 подбирают таким, чтобы при +500С давление в баллоне не превышало 15 МП. При 200С оно равно 5,7 МПа.
Углекислота в баллоне занимает не весь его объем, а только часть. Другая часть приходится на углекислый газ. Он под высоким давлением обеспечивает вытеснение углекислоты в очаг горения. Следовательно, ОУ являются закачными (З).
Соотношение между газовой и жидкой фазами характеризует наполнение баллона и определяется коэффициентом наполнения К. Коэффициент наполнения – это отношение количества углекислоты (в кг) к объему баллона ( в л), в котором она находится. В среднем его величина равна 0,7.
В ОУ вытесняющий газ автоматически генерируется из углекислоты (рис.4.2). Этой особенностью и обусловлены особенности их конструкций.
ОУ производят в различном исполнении: переносные и передвижные.
Передвижные ОУ исполняют вместимостью до 8 л углекислоты. Их обозначение включает аббревиатуру ОУ (огнетушитель углекислотный) и цифру, обозначающую вместимость баллона в литрах.
ОУ переносного типа представлен на рис.4.3.
Сифонная трубка 2 не доходит до дна на расстояние 3-4 мм и срезана под углом 300. В огнетушителя ОУ-6 или ОУ-8 и др. вместо трубки 7 может использоваться бронированный шланг.
Запорная головка 3 предназначена для запирания углекислоты в баллоне, ее подачи в раструб 8 для тушения. Кроме этого, в нем размещается предохранительная мембрана. При чрезмерном повышении давления СО2 в баллоне она разрушается, предохраняя разрыв баллона.
Принципиальная схема запорной головки показана на рис.4.4. В этом положении СО2 в газообразном состоянии заполняет камеру, где размещена пружина 7. В случае чрезмерного повышения давления в баллоне разрушится предохранительная мембрана 5 и огнетушитель разрядится. При необходимости подать углекислоту на тушение пожара, следует вынуть чеку 13 и прижать рычаг 12 к ручке огнетушителя. Его кулачком шток 11 переместится вправо, который, в свою очередь, переместит поршень 10 и по его каналам углекислота поступит из баллона к штуцеру 9 в раструб (см.рис.4.3).
Заполнение ОУ углекислотой производят, подавая ее в отверстие, в которой вставляется трубка 7 (рис.4.3) при смещении поршня 8 (рис.4.4) влево рычагом 10.
При вытеснении углекислоты из баллона и поступлении ее в раструб происходит ее расширение, сопровождающееся сильным охлаждением (до –700С). При этом углекислота превращается в хлопья «снега». При поверхностном тушении «снежным» диоксидом углерода его разбавляющее действие сопровождается охлаждением очага горения.
К числу недостатков ОУ следует отнести снижение эффективности выброса углекислоты в зону горения при низких температурах.
ОУ вместимостью баллонов 10…80 л называют передвижными (рис.4.5). ОУ вместимостью 20…30 л комплектуют из ОУ-10, соответственно по 2…3 штуки. Они перемещаются на тележке (рис.4.5). ОУ вместимостью 40 л перемещают на горизонтальной трехколесной тележке. ОУ вместимостью 80 л комплектуют из двух огнетушителей по 40 л.
Запорные головки передвижных огнетушителей идентичны рассмотренным раньше для переносных огнетушителей.
Некоторые ОУ при большой длине бронированного шланга до раструба (например, ОУ-20) оборудуются выпускным клапаном. Его устанавливают перед раструбом. Его рекомендуют применять при тушении пожаров классов А и В и особенно Е (электроустановок) напряжением до 1000 В.
Некоторые общие параметры технических характеристик ОУ приводятся в табл.4.3.
Таблица 4.3.
Огнетушители | Вмести-мость баллона, л | Масса заряда, кг | Время выхода СО2, с | Класс пожара и размер модельно-го очага | Масса ОУ, кг |
Перенос-ные | 1,5…8 | 1,05…5,6 | 8…12 | 10В…55В | 1,5…8 |
Передвижные | 10…80 | 7…56 | 15…20 | 55В…144В | 30…139 |
Все ОУ работоспособны в диапазоне температур от –200С до +600С.
В ОХ огнетушащим веществом являются галоидоуглероды. Это соединения атомов углерода и водорода, в которых атомы водорода частично или полностью замещены атомами галоидов. К ним относятся атомы фтора F , брома Br , хлора Cl. Такие соединения условно называют хладонами.
Хладоны с низкой температурой кипения применяются в газообразном состоянии. Ими под давлением заполняют баллоны огнетушителей. Выпуск их для тушения осуществляется, как и в случае углекислотных огнетушителей.
Хладоны с температурой кипения выше 300С используются, как и жидкие огнетушащие средства. Их распыляют из огнетушителей с помощью давления сжатого воздуха, азота или хладона с низкой температурой кипения.
Конструкция запорно-выпускных устройств аналогична, используемым в ОУ.
Основным огнетушащим действием хладонов является ингибирующий (тормозящий) эффект. В очаге пожара хладоны разлагаются, образующиеся при этом продукты оказывают тормозящее действие на процесс горения.
ОХ рекомендуется применять для тушения пожаров класса АВС и электроустановок.
Некоторые параметры, характеризующие их применение, приведены в табл.4.4.
Таблица 4.4
Масса в огнетушите-ле, кг | Минимальный ранг очагов пожара | Минимальные | ||
А | В | дальность струи, м | продолжи-тельность подачи, с | |
≤1 >1≤2 >2≤4 >4≤6 >6 |
1А 2А, 3А | 13В 21В 34В 55В 89В | 3 3 3 3 3 | 3 3 3 3 4 |
Преимуществами хладонов является то, что при тушении пожаров они полностью испаряются. Вследствие низкой температуры кипения хладоны имеют высокую морозоустойчивость. Это позволяет использовать их при низких температурах.
Хладоны токсичны, поэтому их опасно применять для тушения пожаров в тесных, плохо проветриваемых помещениях.
Хладоны не могут применяться для тушения в подвалах, шахтах, для тушения пожаров, сопровождающихся тлением, так как создается опасность образования токсичных продуктов пиролиза. Нельзя их применять для тушения пожаров легких металлов (Mg, Na, Al и др.), так как при взаимодействии с ними может произойти взрыв.
- Пожарная техника
- Раздел 1. Пожарно-техническое вооружение…………………………
- Назначение пожарной техники. Ее классификация
- 3. Содержание пожарных автомобилей в пожарных частях
- 4. Задачи курса «Пожарная техника»
- Пожарная техника
- Введение
- Глава 1. Боевая одежда пожарных, оборудование для выполнения
- 1.1. Боевая одежда и снаряжение пожарных
- 1.3. Оборудование и инструмент для самоспасания и спасания людей
- 1.3. Таблица
- 1.4. Инструмент для выполнения первоочередных
- 1.5. Аварийно-спасательный инструмент с гидроприводом
- Глава 1.
- Глава 2. Пожарные насосы
- 2.1. Основные определения и классификация насосов
- 2.2. Объемные насосы
- 2.3. Струйные насосы
- 2.4. Пожарные центробежные насосы серии пн
- 2.5. Пожарные центробежные насосы (пцн)
- Пожарный центробежный насос высокого давления пцнв-20/200
- Пожарный центробежный насос высокого давления пцнв-4/400
- 2.6. Вакуумные системы пожарных насосов
- Газоструйные вакуумные системы. Эти системы применяются на ац и анр с насосами пн-40, пн-60 и пн-110.
- 2.7. Неисправности центробежных насосов и их обслуживание
- Неисправности насосных установок пн. Признаки возможных неисправностей, приводящих к отказам, их причины и способы устранения приводятся в табл.2.4.
- Глава 3. Пожарно-техническое вооружение
- 3.1. Пожарные рукава
- 3.2. Гидравлическое оборудование
- 3.3. Пенные пожарные стволы
- Глава 3
- Глава 4. Огнетушители
- 4.2. Газовые огнетушители
- 4.3. Порошковые огнетушители (оп)
- 4.4. Огнетушители воздушно-пенные (овп)
- 4.5. Огнетушители аэрозольные (оа)
- 4.6. Выбор, размещение и техническое обслуживание огнетушителей
- Глава 4
- Раздел 2. Основные элементы конструкций па
- Глава 5. Базовые транспортные средства па
- 5.1. Общие требования к па
- 5.2. Требования к па основного применения
- Ликвидация горения – боевое действие, при котором использование ац следует рассматривать как боевые условия эксплуатации.
- 5.4. Трансмиссии и приводы управления па
- Глава 5. Базовые транспортные средства па
- Глава 6. Элементы теории движения пожарного автомобиля
- 6.1. Тягово-скоростные свойства пожарного автомобиля
- 6.1.1. Тяговая сила ведущих колес
- 6.1.2. Сила сопротивления качению колес пожарного автомобиля
- 6.1.3. Сила сопротивления подъему пожарного автомобиля
- 6.1.4. Сила сопротивления воздуха
- 6.1.5. Сила инерции
- 6.1.6. Нормальные реакции опорной поверхности колес
- 6.1.7. Уравнение силового баланса пожарного автомобиля
- 6.1.8. Уравнение мощностного баланса пожарного автомобиля
- 6.1.9. Динамическая характеристика пожарного автомобиля
- 6.1.10. Разгон пожарного автомобиля
- 6.2. Аварийная безопасность пожарного автомобиля
- 6.2.1. Тормозные свойства пожарного автомобиля
- 6.2.2. Устойчивость и управляемость пожарного автомобиля
- 6.3. Проходимость и маневренность пожарного автомобиля
- Глава 6
- Глава 7. Насосные установки
- 7.1. Требования к насосным установкам
- 7.2. Арматура водопенных коммуникаций пожарных автоцистерн
- 7.3. Водопенные коммуникации (впк) ац
- 7.4. Согласование режимов работы двигателя па
- 7.5. Компоновка пожарных автомобилей
- 7.6. Дополнительное электрооборудование
- Глава 7. Насосные установки
- Глава 8. Основные пожарные автомобили общего применения
- 8.1. Пожарные автоцистерны и автонасосы
- 8.2. Автомобили насосно-рукавные пожарные (анр)
- 8.3. Работа на пожарных автомобилях
- 8.4. Анализ ац нового поколения
- 8.5. Автомобили первой помощи пожарные (апп)*
- 8.6. Мотопомпы
- Глава 8.
- Глава 9. Основные па целевого применения
- 9.1. Пожарные насосные станции (пнс)
- 9.2. Пожарные автомобили рукавные (ар)
- 9.3. Аэродромные пожарные автомобили
- 9.4. Пожарные автомобили воздушно-пенного тушения (апт)
- 9.6. Пожарные автомобили комбинированного тушения
- 9.7. Автомобили газового тушения (агт)
- 9.8. Автомобили газоводяного тушения (агвт)
- 9.9. Защита па от теплового излучения пожаров
- Глава 9
- Глава 10. Специальные и вспомогательные пожарные автомобили (спа)
- 10.1. Пожарные автомобили гдзс
- 10.2. Автомобили и прицепы дымоудаления
- 10.3. Аварийно-спасательные автомобили
- 10.4. Пожарные автомобили связи и освещения (асо)
- 10.5. Автомобили штабные (аш)
- 10.6. Пожарная техника на базе летательных аппаратов,
- 10.7. Техника, приспособленная для тушения пожаров
- Глава 10
- Глава 11. Пожарные автолестницы и автоподъемники коленчатые
- 11.1. Общие положения
- 11.2. Особенности устройства механизмов ал
- Линейная скорость оси колеса 3 (рис.11.9) равна
- 11.3. Управление механизмами ал и акп
- 11.4. Безопасность работы на ал
- 11.5. Обеспечение технической готовности и надежной работы ал
- 11.6. Пожарные автоподъемники (апк)
- Глава 11.
- Глава 12. Организация проектирования и изготовления пожарной техники
- 12.1. Методы правового регулирования взаимоотношения заказчика с разработчиком и производителем пожарной техники
- Глава 13. Эксплуатация пожарной техники
- 13.2. Методы оценки надежности и качества па
- 13.3. Система технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей
- 13.4. Влияние природно-климатических условий на эксплуатацию па
- 13.5. Техническое диагностирование
- Глава 14. Организация и задачи технической службы
- 14.1 Техническая служба, как система управления
- 14.3. Организация эксплуатации пожарных рукавов
- Глава 14
- Глава 13
- Глава 15. Обеспечение боевой способности пожарных частей
- 15.1. Обоснование потребности пожарной технической продукции
- 15.2. Приемка и списание пожарной техники
- 15.3. Охрана труда пожарных
- 15.4. Защита пожарной техники от коррозии
- 15.5. Техническая подготовка пожарных
- 15.6. Экологическая опасность пожарного автомобиля
- 3.1.9. Динамическая характеристика пожарного автомобиля
- 3.1.10. Разгон пожарного автомобиля
- 3.2. Аварийная безопасность пожарного автомобиля
- 3.2.1. Тормозные свойства пожарного автомобиля
- 3.2.2. Устройчивость и управляемость пожарного автомобиля
- Глава 15
- Глава 16. Основы сертификации продукции, работ и услуг
- 16.1. Методическая база сертификации
- 16.2. Организация сертификации
- 16.3. Цели сертификации. Оформление сертификата
- 16.4. Инспекционный контроль использования сертификата