6.1. Назначение и классификация систем кондиционировании воздуха
Санитарные правила для судов внутреннего плавания предусматривают круглогодичное комфортное кондиционирование воздуха для жилых, общественных, служебных, медицинских помещений и ЦПУ на судах, плавающих в районах с температурой воздуха выше 25°С, с длительностью непрерывного пребывания людей на борту свыше 16ч. и мощностью главной энергетической установки более 883 кВт.
Системы кондиционирования воздуха предназначены для обеспечения и автоматического поддержания в помещениях кондиций (качества) воздуха, благоприятных для людей (или условий производства). Комфортный микроклимат для людей определяется температурой tn, относительной влажностью скоростью wn воздуха, содержанием в нем пыли и углекислого газа. Установки кондиционирования воздуха, создающие комфортный микроклимат в жилых помещениях, называются климатическими. Эти установки в летний период охлаждают и осушают воздух, а в осеннее-весенний период нагревают и увлажняют его. Кроме того, они осуществляют фильтрацию воздуха (очистку от пыли), вентиляцию помещений (понижение концентрации С02 и других газов) и общую циркуляцию воздуха.
Аппарат, очищающий воздух и производящий его тепловлажностную обработку, называется кондиционером. Установки кондиционирования воздуха содержат комплекс устройств, которые принимают воздух, обрабатывают и распределяют по помещениям. В их состав входят шахты для приема воздуха, кондиционеры, холодильные машины, отопительные устройства, источники электроэнергии, воздухопроводы, каютные воздухораспределители, автоматические и контрольно-измерительные приборы.
Судовые СКВ классифицируются по следующим признакам:
1. по назначению — комфортные и технические;
2. по сезонности использования — круглогодичные, летние и зимние;
3. по месту обработки воздуха — централизованные, централизованно-местные, автономные;
4. по числу каналов, подводящих воздух от центрального кондиционера к каютному воздухораспределителю, — одно и двухканальные;
5. по скорости воздуха в магистралях — низко (15 ... 17 м/с), средне (17 ... 22 м/с) и высокоскоростные (22 ... 30 м/с);
6. по полному давлению вентилятора, для преодоления гидравлических сопротивлений воздухопроводов, воздухораспределителей и перемещения воздуха —низко (0,6 ... 1 кПа), средне (1 ...2,5 кПа) и высоконапорные (2,5 ... 4,8 кПа);
7. по составу обрабатываемого в центральных кондиционерах воздуха — рециркуляционные и прямоточные.
Техническое кондиционирование применяется с целью осушения теплого воздуха сухогрузных трюмов и инертных газов, подаваемых противопожарной системой в нефтеналивные танки, чтобы предотвратить конденсацию содержащегося в них водяного пара на холодных поверхностях гигроскопических грузов (зерна, муки, хлопка и др.) и металлических корпусных конструкций трюмов и танков. При этом сохраняется качество перевозимых грузов, замедляется коррозия металлических конструкций корпуса судна, предотвращается обводнение нефтепродуктов и т. д. Техническое кондиционирование осуществляется в следующих режимах: охлаждения, отопления и вентилирования жилых помещений наружным воздухом без тепловлажностной обработки. Последний режим применяется в переходные периоды годы.
Централизованная СКВ полностью обрабатывает воздух в центральном или групповом кондиционере, откуда он распределяется по помещениям с приблизительно одинаковыми тепло- и влаговыделениями. В централизованно-местной СКВ осуществляется последовательная двухступенчатая обработка воздуха сначала в центральном, а затем в местных (каютных) кондиционерах. Автономная СКВ осуществляет обработку воздуха в отдельном автономном кондиционере, не связанном с общесудовой системой.
В двухканальной системе от первой и второй ступеней центрального кондиционера воздух разных состояний подводится к помещениям по двум воздухопроводам. Нужные параметры воздуха в помещении поддерживают смешением воздуха различных состояний в смесительном воздухораспределителе. При установке в помещении автономного кондиционера применяется безканальная система (или с короткими воздухопроводами), Низкоскоростные системы бывают низконапорными, а высокоскоростные— высоконапорными. Чем выше скорость воздуха, тем меньше сечения воздухопроводов, их размеры, масса, металлоемкость и стоимость. Однако с повышением скорости воздуха возрастают аэродинамические сопротивления воздухопроводов, напор и мощность вентилятора, температура воздуха после него, холодопроизводительность и мощность холодильной машины, уровень шума. Шум и вибрацию вызывают вентиляторы, элементы воздухопроводов при скорости воздуха в них более 22 м/с, воздух, вытекающий из сопел каютных доводочных воздухораспределителях и др.
В рециркуляционных системах обрабатывается смесь наружного и рециркуляционного воздуха. Прямоточные системы работают без рециркуляции воздуха из помещений и обрабатывают только наружный воздух. Вторичное использование воздуха (рециркуляция) снижает холодо- и теплопроизводительность и повышает экономичность СКВ, так как воздух, отбираемый из помещений, в летний период холоднее, а в зимний период теплее наружного воздуха.
- А.Г. Колесов
- Санкт-Петербург
- Часть 1. Судовые холодильные установки. Глава 1. Теоретические основы работы холодильных машин
- Классификация холодильных машин
- Холодильные агенты (хладагенты)
- Термодинамические диаграммы состояния холодильных агентов
- Обратный цикл Карно
- Анализ теоретических циклов пкхм
- Индикаторные диаграммы и характеристики поршневого компрессора
- Тепловые насосы
- Системы охлаждения судовых помещений
- Глава 2. Тепловая изоляция судовых помещений
- 2.1. Изоляционные материалы
- Глава 3. Автоматизация судовых холодильных установок
- 3.1. Задачи автоматизации судовых холодильных установок
- 3.2 Основные приборы автоматики холодильных установок
- 3.2. Способы автоматического регулирования температуры в охлаждаемых помещениях
- Глава 4. Эксплуатация судовых холодильных установок
- 4.1. Подготовка и пуск холодильной установки
- 4.2. Заполнение системы холодильной машины маслом
- 4.3. Удаление хладона из системы холодильной машины
- 4.4. Обслуживание холодильной машины.
- 4.5. Регулирование автоматизированной холодильной машины судовых провизионных камер
- 4.6. Остановка холодильной машины и ее консервация
- 4.7. Проверка герметичности системы
- 4.8. Удаление воздуха из системы холодильной машины
- 4.9. Оттаивание с охлаждающих аппаратов
- Часть 2. Системы кондиционирования воздуха
- Глава 5. Влажный воздух
- 5.1. Основные свойства и параметры влажного воздуха
- 5.2. Диаграмма d-I
- 5.3. Основные процессы изменения состояния воздуха на диаграмме d-I.
- 5.4. Построение процессов тепловлажностной обработки воздуха в диаграмме d-I и определение тепловой нагрузки на установку.
- Глава 6. Судовые системы кондиционирования воздуха.
- 6.1. Назначение и классификация систем кондиционировании воздуха
- 6.2. Основные типы судовых систем комфортного кондиционировании воздуха.
- 6.2.1. Централизованная одноканальная рециркуляционная система.
- 6.2.2. Централизованная двухканальная рециркуляционная система.
- 6.2.3. Централизованно-местная одноканальная прямоточная высокоскоростная система.
- 6.2.4. Автономная система.
- 6.2.5. Сравнение систем.
- Литература
- Оглавление
- Часть 1. Судовые холодильные установки…………………………………… 4
- Глава 1. Теоретические основы работы холодильных машин……………… 4
- Глава 2. Тепловая изоляция судовых помещений……………………………..43
- Глава 3. Автоматизация судовых холодильных установок………… 48
- Глава 4. Эксплуатация судовых холодильных установок………………...…62
- Часть 2. Системы кондиционирования воздуха……………………….............80
- Глава 5. Влажный воздух……………………………………………………….80
- Глава 6. Судовые системы кондиционирования воздуха……………………. 91
- Колесов Александр Григорьевич
- Конспект лекций