logo search
петруша / УМК ЭнЭфф / диск УМК ЭнЭф / 3

2.16. Сравнительный анализ

Общая характеристика

В контексте бизнеса под сравнительным анализом (benchmarking) понимается процесс, в ходе которого организация оценивает различные аспекты своей деятельности, сравнивая их с наилучшими практическими подходами, как правило, в пределах своей отрасли. Этот процесс характеризуется следующим образом:

«сравнительный анализ подразумевает сравнение с другими компаниями и извлечение полезного опыта, присутствующего в практике каждой из этих компаний» (Европейский кодекс сравнительного анализа);

«сравнительный анализ требует достаточной скромности для того, чтобы признать, что кто-то делает нечто лучше, чем вы, и достаточной мудрости, чтобы научиться делать это так же хорошо и даже лучше» (Американский центр продуктивности и качества).

Сравнительный анализ представляет собой мощный инструмент, позволяющий преодолеть замкнутость в собственной парадигме (эта замкнутость может быть охарактеризована следующим образом: «наш способ делать это – самый лучший, потому что мы всегда делали это так»). Поэтому сравнительный анализ может использоваться в качестве одного из инструментов постоянного улучшения и поддержания мотивации для дальнейшего развития инициатив по энергосбережению (см. разделы 2.2.1 и 2.5).

В основе сравнительного анализа энергоэффективности лежат данные, собранные на предприятиях, и результаты анализа этих данных (см. информацию об измерениях и мониторинге, а также энергоаудитах в разделах 2.10 и 2.11). На основе этих данных формируются показатели энергоэффективности, которые могут использоваться компанией – оператором установки для оценки динамики результативности с течением времени, а также для сравнения с другими предприятиями отрасли. Вопросы определения и использования показателей энергоэффективности обсуждаются в разделах 1.3, 1.4 и 1.5.

Важно отметить, что используемые показатели должны быть прослеживаемыми (т.е. должна существовать возможность проследить процесс их формирования на основе исходных данных) и