Анализ теоретических циклов пкхм
Цикл одноступенчатой ПКХМ с регенеративным теплообменником.
Чтобы уменьшить потери от внутренней необратимости процесса дросселирования и надежно обеспечить сухой ход КМ, в хладоновых машинах используется цикл с регенерацией теплоты (внутренним теплообменом). Противоточный регенеративный теплообменник устанавливается (рис.5) между конденсатором и регулирующим клапаном.
По змеевику теплообменника проходит теплая жидкость, поступающая из конденсатора. Снаружи змеевик омывается холодным паром, отсасываемым из испарителя компрессором. В результате теплообмена внутри цикла между жидким и парообразным хладагентами в теплообменнике жидкость дополнительно переохлаждается перед регулирующим клапаном до температуры (более низкой, чем температура забортной воды), а пар дополнительно перегревается перед всасыванием до .
Рис. 5. Схема oдноступенчатой ПКХМ с регенеративным теплообменником
Регенеративный цикл 1 – 2 – а – b – 4 – 5 – 6 - 1 (рис. 6). Также показан для сравнения обычный цикл 6 - 2' – a – b – 3 - 5' - 6 .
Если пренебречь теплообменом хладагента с окружающим воздухом, то удельная теплота, отводимая в теплообменнике от переохлаждаемой жидкости, будет равна теплоте, подводимой к перегреваемому пару, . Следовательно, уравнение теплового баланса теплообменника имеет вид:
,
Рис. 6. Цикл с регенеративным теплообменом
Тепловая нагрузка теплообменника, отнесенная к единице времени, кВт:
Теоретически регенеративный теплообмен не влияет на холодильный коэффициент машины, поскольку практически одинаково возрастают удельная массовая холодопроизводительность и удельная работа цикла. Практически же, в реальных условиях эксплуатации парокомпрессорных холодильных машин регенеративный теплообмен улучшает наполнение цилиндра компрессора хладагентом, повышает его к.п.д., исключает возможность гидравлических ударов в компрессоре.
Анализ работы холодильной машины в зависимости от температур цикла. В зависимости от температур и одна и та же холодильная машина имеет различные значения холодопроизводительности, эффективной мощности и действительного холодильного коэффициента. Температуры цикла определяются температурами охлаждаемого помещения и забортной воды .
Чтобы проанализировать влияние температур и на характеристики машины, сравним циклы одноступенчатой ПКХМ с разными температурами конденсации и кипения (рис.7). Для упрощения анализа принимается работа ХМ без переохлаждения конденсата и перегревания пара. На рисунке показан цикл / - 2 - 3 – 4 с температурами и , удельной
холодопроизводительностыо и удельной работой компрессора .
Рис.7. Циклы с различными температурами конденсации (а) и кипения (в)
Не меняя температуры кипения, повысим температуру конденсации до (рис.7,а). Температуры могут возрасти из-за увеличения температуры забортной воды, уменьшения ее подачи, засорения трубок КД, подсасывания воздуха в систему хладагента и др. С повышением температуры конденсации и переходом к циклу 1 - 2’ - 3’ - 4' уменьшаются удельная холодопроизводительность на и холодопроизводительность машины ( ). Одновременно увеличиваются удельная работа и эффективная мощность компрессора. В результате этого действительный холодильный коэффициент цикла понижается: .
Понижая температуру кипения до при const (рис.7,в), переходим к циклу 1’ – 2’ - 3 – 4’. Температура кипения снижается при перенастройке приборов автоматики с целью поддержания более низкой температуры в охлаждаемом помещении (в соответствии с изменением рода перевозимых продуктов), а также при нарастании снеговой шубы на охлаждающих поверхностях аппаратов (воздухоохладителей, испарительных или рассольных охлаждающих батарей). С понижением температуры кипения удельная холодопроизводительность по сравнению с первоначальным циклом 1 – 2 – 3 – 4 незначительно уменьшается: , а затрачиваемая удельная работа компрессора увеличивается на , следовательно теоретический холодильный коэффициент цикла снижается.
Таким образом, чем ниже температура охлаждаемого помещения (температура кипения) и выше температура забортной воды (температура конденсации), тем меньше холодопроизводительность, холодильный коэффициент и наоборот. Температура влияет на и больше, чем температура .
Работать при наиболее оптимальных значениях температур позволяют правильная настройка приборов автоматики (не допускающих работу установки при давлениях кипения ниже требуемых) для обеспечения заданного температурного режима в охлаждаемых помещениях, своевременное удаление снеговой шубы с теплообменных поверхностей, исправная работа вентиляторов, повышающих интенсивность теплообмена, выпуск воздуха из КД.
- А.Г. Колесов
- Санкт-Петербург
- Часть 1. Судовые холодильные установки. Глава 1. Теоретические основы работы холодильных машин
- Классификация холодильных машин
- Холодильные агенты (хладагенты)
- Термодинамические диаграммы состояния холодильных агентов
- Обратный цикл Карно
- Анализ теоретических циклов пкхм
- Индикаторные диаграммы и характеристики поршневого компрессора
- Тепловые насосы
- Системы охлаждения судовых помещений
- Глава 2. Тепловая изоляция судовых помещений
- 2.1. Изоляционные материалы
- Глава 3. Автоматизация судовых холодильных установок
- 3.1. Задачи автоматизации судовых холодильных установок
- 3.2 Основные приборы автоматики холодильных установок
- 3.2. Способы автоматического регулирования температуры в охлаждаемых помещениях
- Глава 4. Эксплуатация судовых холодильных установок
- 4.1. Подготовка и пуск холодильной установки
- 4.2. Заполнение системы холодильной машины маслом
- 4.3. Удаление хладона из системы холодильной машины
- 4.4. Обслуживание холодильной машины.
- 4.5. Регулирование автоматизированной холодильной машины судовых провизионных камер
- 4.6. Остановка холодильной машины и ее консервация
- 4.7. Проверка герметичности системы
- 4.8. Удаление воздуха из системы холодильной машины
- 4.9. Оттаивание с охлаждающих аппаратов
- Часть 2. Системы кондиционирования воздуха
- Глава 5. Влажный воздух
- 5.1. Основные свойства и параметры влажного воздуха
- 5.2. Диаграмма d-I
- 5.3. Основные процессы изменения состояния воздуха на диаграмме d-I.
- 5.4. Построение процессов тепловлажностной обработки воздуха в диаграмме d-I и определение тепловой нагрузки на установку.
- Глава 6. Судовые системы кондиционирования воздуха.
- 6.1. Назначение и классификация систем кондиционировании воздуха
- 6.2. Основные типы судовых систем комфортного кондиционировании воздуха.
- 6.2.1. Централизованная одноканальная рециркуляционная система.
- 6.2.2. Централизованная двухканальная рециркуляционная система.
- 6.2.3. Централизованно-местная одноканальная прямоточная высокоскоростная система.
- 6.2.4. Автономная система.
- 6.2.5. Сравнение систем.
- Литература
- Оглавление
- Часть 1. Судовые холодильные установки…………………………………… 4
- Глава 1. Теоретические основы работы холодильных машин……………… 4
- Глава 2. Тепловая изоляция судовых помещений……………………………..43
- Глава 3. Автоматизация судовых холодильных установок………… 48
- Глава 4. Эксплуатация судовых холодильных установок………………...…62
- Часть 2. Системы кондиционирования воздуха……………………….............80
- Глава 5. Влажный воздух……………………………………………………….80
- Глава 6. Судовые системы кондиционирования воздуха……………………. 91
- Колесов Александр Григорьевич
- Конспект лекций