Холодильные агенты (хладагенты)
В работе любой холодильной техники важнейшим элементом является хладагент, свойства которого определяют тип, состав и область применения холодильной установки.
В конце XIX и начале XX вв. в качестве хладагентов использовались различные природные вещества: воздух, вода, аммиак, диоксид углерода, эфир, углеводороды, сернистый ангидрид и др. Многие из них не получили распространения, но некоторые использовались в течение десятилетий. Например, аммиак широко применяется и сегодня в промышленных холодильных установках и в абсорбционных холодильниках.
В 1928 г. группа американских ученых создала перспективный хладагент дихлордифторметан, относящийся к группе хлорфторуглеродов (ХФУ), а в 1930 г. были выпущены первые партии продукта фреон-12 для холодильной промышленности. Наименование R, обозначающее хладагент (Refrigarant), стало общепринятым. Для применения в низкотемпературных установках в начале 1935 г. начал выпускаться фреон-22 (R22), относящийся к группе гидрохлорфторуглеродов (ГХФУ). В 1952 г. был получен хладагент R502, заменивший R22 в тех низкотемпературных холодильных установках, где требовалось снижение температуры нагнетания в компрессорах. Впоследствии для получения очень низких температур были разработаны хладагенты R13, R503 и R13B1, которые вместе с рядом других синтезировались из метана, этана и других углеводородов путем замещения атомов водорода фтором, хлором и бромом.
До начала 80-х гг. хладагенты групп ХФУ и ГХФУ имели чрезвычайно широкое распространение в холодильной технике из-за низкой токсичности, невоспламеняемости и химической стабильности при вполне удовлетворительных термодинамических свойствах. Однако в 1974г. было обнаружено, что при разложении ХФУ в атмосфере происходит разрушение озона. Одна молекула хлора, достигшая стратосферы, способна разрушать молекул озона до тех пор, пока атом хлора не вернется в нижние слои атмосферы. Проведенные многократные исследования поведения атмосферного озона полностью подтвердили выдвинутую гипотезу истощения озонового слоя атмосферы при существующем выбросе ХФУ в атмосферу.
Начиная с Венской конвенции о сохранении озонового слоя в 1985 г., Монреальского Протокола о веществах, разрушающих озоновый слой Земли (1987 г.), и включая последовавшие соглашения, принятые в Лондоне, Копенгагене, Вене и Монреале, была создана большая программа сохранения озона стратосферы Земли, направленная, в первую очередь, на создание хладагентов, альтернативных озоноопасным, новых видов холодильной техники, полимеров, аэрозолей, средств пожаротушения и т.д. Принятые мировым сообществом меры по реализации этой программы позволили остановить истощение озонового слоя и создать условия для его восстановления. Оценки показывают, что к середине XXI в. озоновый слой может восстановиться на 80 - 90 %.
К озоноразрушающим веществам относятся наиболее распространенные в холодильной технике хладагенты. Их озоноразрушающая активность определяется наличием атомов хлора в молекуле и оценивается потенциалом разрушения озона ODP (Ozon Depletion Potential), принятым за единицу для R11 и R12. По степени озоноразрушающей активности хладагенты разделены на три группы:
1. Хладагенты с высокой озоноразрушающей способностью (ODP >. 0,1) - хлорфторуглероды ХФУ: R11, R12, R502 (международное обозначение CFC: CFC11, CFC12, CFC502) и др.
2. Хладагенты с низкой озоноразрушающей активностью (ODP < 0,1) - гидрохлорфторуглероды ГХФУ: R22, R142B (международное обозначение HCFC: HCFC22, HCFC142B) и др.
3. Все хладагенты, не содержащие атомов хлора, считаются полностью озонобезопасными (ODP = 0) и являются альтернативными хладагентами. К ним относятся хладагенты R134a, R404A, R407C, диоксид углерода СО , вода, углеводороды, R290 (пропан), R600A (изобутан) и др., а также природные хладагенты, R717 (аммиак).
С 01 января 1996 г. запрещено производство всех озоноопасных хладагентов группы CFC. Для менее озоноопасных хладагентов группы HCFC установлены более отдаленные сроки сокращения их производства и использования, начиная с 2005 г., и полный их запрет с 2030г.
Кроме озонобезопасности и низкого потенциала глобального потепления, экологические требования включают негорючесть и нетоксичность. Требование негорючести служит основным сдерживающим фактором при внедрении в холодильную технику углеводородов, относящихся по пожароопасности к классу 3 - веществам, имеющим высокую пожароопасность. Однако в последнее время наблюдается интерес к их применению в бытовом оборудовании. Так, в Европе в настоящее время более 35 % бытовых холодильников работает на углеводородах (изобутане), в целом мире их изготовлено более 10 млн. шт.
При использовании углеводородов необходимо строгое выполнение одного условия - при внезапной эмиссии концентрация их в помещении не должна превышать нижнего предела горючести. Выполнение противопожарных требований увеличивает стоимость оборудования в углеводородной установке примерно на 30 %.
Введение противопожарных требований заставляет уменьшать количество заправляемых углеводородов. Так, например, если в начале XX в. в бытовой холодильник заправляли 250 г пропана, то сейчас герметичный холодильник такого же объема требует всего лишь 20 г изобутана, причем половина его растворена в смазочном масле.
Учет токсичности до недавнего времени ограничивал применение аммиака в холодильной технике, несмотря на его прекрасные термодинамические и экономические свойства. И только благодаря экологическим исследованиям и запретам в конце XX в. начали наблюдаться серьезные тенденции к возврату аммиака в качестве хладагента в промышленную холодильную технику при существенном повышении безопасности его использования.
Термодинамические требования к хладагентам включают стремление к увеличению теплоты парообразования, что приводит к уменьшению массы и объема циркулирующего хладагента, и следовательно, уменьшению размеров компрессора, а также стремление к понижению температуры кипения при атмосферном давлении (нормальная температура кипения), которая определяет глубину охлаждения без работы на вакууме в испарительных аппаратах. Это позволяет избежать ухудшающего работу холодильной машины проникновения воздуха в систему.
Теплофизические требования направлены на уменьшение необратимых потерь при теплообмене и движении хладагента, на сохранение массы компрессора и теплообменных аппаратов. Так невысокое давление конденсации облегчает конструкцию компрессора и конденсатора, хорошая теплопроводность повышает интенсивность теплообмена в аппаратах холодильных машин, а малая вязкость хладагента сокращает гидравлическое сопротивление в трубопроводах.
Эксплуатационные требования включают термохимическую стабильность, зависящую от температуры разложения хладагента, его воспламеняемость и взрывоопасность, химическую совместимость с материалами и холодильными маслами, достаточную взаимную растворимость с маслом для обеспечения его циркуляции, способности растворить воду и т.д.
Экономические требования сводятся к доступным ценам и наличию товарного производства.
Поскольку идеального хладагента, полностью удовлетворяющего перечисленным требованиям, найти практически невозможно, при выборе отдают предпочтение тому, который отвечает наиболее важным условиям эксплуатации и экологическим требованиям.
Для обозначения хладагентов используют как общие названия, применяемые в органической химии, так и специальные. В России, в соответствии с международным стандартом ИСО-817 «Органические хладагенты», допускается несколько обозначений: условное, торговое, химическое и химическая формула.
Условное обозначение хладагентов является предпочтительным и состоит из буквы «R» (Refrigerant) и числа. Цифры связаны со структурой молекулы хладагента и расшифровываются следующим образом. Последняя цифра равна числу атомов фтора в молекуле, предпоследняя - увеличенному на единицу числу атомов водорода, третья справа - уменьшенному на единицу числу атомов углерода. Для производных метана она равна нулю и её принято опускать (например, R12 - CCℓ F ). Производные метана обозначаются с помощью двухзначных чисел (например, R12 – CCℓ F ; R22 - CHCℓF ;), производные этана, пропана, бутана - с помощью трехзначных (R143 - С Н Р ; R317 - C F Cℓ). В бромсодержащих хладонах к числовому обозначению добавляют букву В и цифру, равную числу атомов брома в молекуле. Например, R13B1 - СF Вг.
Хладагенты неорганического происхождения имеют номера, соответствующие их молекулярной массе плюс 700. Например, аммиак (NН ) обозначают как R717, воду (Н O) - как R718, двуокись углерода (СO ) - как R744.
Хладагентам органического происхождения присвоена серия 600, например изобутан (R600A), а номер каждого хладагента внутри этой серии обозначают произвольно.
Азеотропные смеси, т.е. смеси, которые кипят и конденсируются при постоянной температуре как однородные вещества, имеют серию 500 с нумерацией внутри нее, например R 502.
В настоящее время все чаще букву «R» заменяют аббревиатурой группы, указывающей на степень её воздействия на окружающую среду:
ХФУ (CFC) - хладагенты, имеющие высокий потенциал разрушения озонового слоя атмосферы;
ГФХУ (HCFC) - переходные хладагенты, имеющие низкий потенциал разрушения озона атмосферы;
ГФУ (HFC, FC, НС и др.) - хладагенты, безвредные для озонового слоя атмосферы.
- А.Г. Колесов
- Санкт-Петербург
- Часть 1. Судовые холодильные установки. Глава 1. Теоретические основы работы холодильных машин
- Классификация холодильных машин
- Холодильные агенты (хладагенты)
- Термодинамические диаграммы состояния холодильных агентов
- Обратный цикл Карно
- Анализ теоретических циклов пкхм
- Индикаторные диаграммы и характеристики поршневого компрессора
- Тепловые насосы
- Системы охлаждения судовых помещений
- Глава 2. Тепловая изоляция судовых помещений
- 2.1. Изоляционные материалы
- Глава 3. Автоматизация судовых холодильных установок
- 3.1. Задачи автоматизации судовых холодильных установок
- 3.2 Основные приборы автоматики холодильных установок
- 3.2. Способы автоматического регулирования температуры в охлаждаемых помещениях
- Глава 4. Эксплуатация судовых холодильных установок
- 4.1. Подготовка и пуск холодильной установки
- 4.2. Заполнение системы холодильной машины маслом
- 4.3. Удаление хладона из системы холодильной машины
- 4.4. Обслуживание холодильной машины.
- 4.5. Регулирование автоматизированной холодильной машины судовых провизионных камер
- 4.6. Остановка холодильной машины и ее консервация
- 4.7. Проверка герметичности системы
- 4.8. Удаление воздуха из системы холодильной машины
- 4.9. Оттаивание с охлаждающих аппаратов
- Часть 2. Системы кондиционирования воздуха
- Глава 5. Влажный воздух
- 5.1. Основные свойства и параметры влажного воздуха
- 5.2. Диаграмма d-I
- 5.3. Основные процессы изменения состояния воздуха на диаграмме d-I.
- 5.4. Построение процессов тепловлажностной обработки воздуха в диаграмме d-I и определение тепловой нагрузки на установку.
- Глава 6. Судовые системы кондиционирования воздуха.
- 6.1. Назначение и классификация систем кондиционировании воздуха
- 6.2. Основные типы судовых систем комфортного кондиционировании воздуха.
- 6.2.1. Централизованная одноканальная рециркуляционная система.
- 6.2.2. Централизованная двухканальная рециркуляционная система.
- 6.2.3. Централизованно-местная одноканальная прямоточная высокоскоростная система.
- 6.2.4. Автономная система.
- 6.2.5. Сравнение систем.
- Литература
- Оглавление
- Часть 1. Судовые холодильные установки…………………………………… 4
- Глава 1. Теоретические основы работы холодильных машин……………… 4
- Глава 2. Тепловая изоляция судовых помещений……………………………..43
- Глава 3. Автоматизация судовых холодильных установок………… 48
- Глава 4. Эксплуатация судовых холодильных установок………………...…62
- Часть 2. Системы кондиционирования воздуха……………………….............80
- Глава 5. Влажный воздух……………………………………………………….80
- Глава 6. Судовые системы кондиционирования воздуха……………………. 91
- Колесов Александр Григорьевич
- Конспект лекций