15.1. Обоснование потребности пожарной технической продукции
Потребность ПА. Основанием потребности ПА для пожарных частей служат штатное расписание, укомплектованность ими, а также их срок службы.
Пожарные автомобили, отслужившие положенный срок службы, заменяются новыми. Основанием такой замены является их техническое состояние. Определив его, принимается решение о возможном продлении эксплуатации или восстановительному ремонту на заводах промышленности. Такой ремонт экономически целесообразен. Обозначив Nсп число списываемых ПА, а величину некомплекта Nнк потребность ПА NПА, определим
NПА = Nсп + Nнк . (15.1)
Более сложным является определение потребности в ПА в связи с развитием городов, т.е. при долговременном планировании.
По действующему в настоящее время СНиП 2.07.01-87 «Градостроительство. Планирование городов и сельских поселений» количество потребных ПА устанавливается относительно определений численности населения. При этом учитывается 100% резерв. Так, например, при численности населения от 100 до 200 тыс. человек необходимо иметь один ПА на каждые 10000 жителей. Для другой численности населения норматив другой. Следовательно, по планируемому росту населения можно определять потребность ПА. В Академии были разработаны таблицы потребности ПА в зависимости от численности населения*. На основании этих таблиц был предложен графический, а затем и аналитический способ определения потребности пожарных автомобилей при развитии городов.
Потребность в пожарных автомобилях определяется простой зависимостью
NПi = NБi + ai X , (15.2)
где: NПi - потребное количество ПА, шт.; NБi - базовое (начальное) количество ПА в исходном году при заданной численности населения; X - число десятилетий при планировании (1,2,3 …); а – постоянная величина (см.табл.15.1); i - тип автомобиля.
Примем обозначения: i = 1 – автоцистерна; i =2 – рукавный автомобиль и автомобиль ГДЗС; i = 3 – автолестница, коленчатый подъемник.
Постоянный множитель «а1» следует выбирать по табл.15.1.
Таблица 15.1
-
Численность населения, тыс. чел.
а1
от 10 до 50
более 50 до 70
более 70 до 500
более 600
2/3
1
2
3
Для рукавных автомобилей и автомобилей ГДЗС при любой численности населения а2 = 1. При расчете потребности АЛ рекомендуется принимать а3 = 1 при численности населения до 400 тыс.чел и а3 = 2 при большей численности населения.
______________________
* Они были предложены д.т.н. Брушлинским Н.Н. и Семиковым В.Л.
Таким образом, количество новых ПА - Ni при перспективном планировании определяется
Ni = Nсп + aiХ , (15.3)
где: Nсп - количество списываемых ПА, шт.; aix - количество потребных ПА, обусловленных развитием городов или районов.
Количество ПА, списываемых в течение десятилетия, определяется по оценке тенденций изменения пробегов машин.
Потребность в горюче-смазочных материалах (ГСМ) для пожарной техники определяется расчетом. Исходными данными для расчетов являются:
наличие пожарных машин;
годовой норматив для планирования потребности ГСМ;
годовой план эксплуатации оперативно-служебных, грузовых автомобилей и автобусов;
общие пробеги ПА за предшествующий год;
планируемое количество получаемой техники при доставке своим ходом;
планируемое количество технических обслуживаний, ремонтов и испытаний после ремонта.
Нормы расхода ГСМ устанавливаются Приказом МВД. В Приказах регламентируются нормы среднегодового расхода жидкого топлива в кг на год раздельно на основные, специальные и вспомогательные ПА и другую пожарную технику.
Установлены также нормы расхода жидкого топлива в литрах на 100 км пробега ПА, а также при работе его двигателя (в литрах на одну минуту работы) со специальными агрегатами и без нагрузки.
Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится с помощью ряда поправочных коэффициентов, значения которых приводятся в табл.15.2.
Таблица 15.2
Ki | Коэффициент корректировки | Обоз наче ние | Условия применения | Нормативные величины |
| Зональный | Кз | Климат: теплый холодный очень холодный остальные районы |
1,05 1,15 1,20 1,1 |
| Горная местность | Кг | от 500 до 1500 м от 1500 до 2000 | 1,05 1,1 |
| Сложный план | Кп | На 1 км более 5 закруглений радиусом менее 40 м | 1.1 |
| Численность населения | Кн | До 0,5 млн. чел. от 0,5 до 2,5 млн. чел. более 2,5 млн. | 1,1 1,15 1,2 |
При расчетах увеличивается на 50% расход топлива для ПА со сроком службы более 8 лет, на период распутицы и др. стихийных бедствий до 35% и при учебной езде до 20%. Могут использоваться и другие поправки, установленные Приказом.
Общая потребность в жидком топливе на год определяется по формуле
QΣ = ПКi ∑ Qj Nj , кг, (15.4)
где: ПКi - произведение необходимых корректировочных коэффициентов; Nj - количество пожарных автомобилей данного типа, шт.; Qj -нормативный годовой расход топлива для данного типа автомобилей, кг.
Для определения объема, занимаемого топливом (Vт) его массу необходимо разделить на плотность ρ кг/м3
(15.5)
Значения ρ указываются в паспортах на топливо. В расчетах можно принимать для бензина ρ = 724 кг/м3 и для дизельного топлива ρ = 840…860 кг/м3.
Количество QΣ определяют раздельно для бензинов и дизельного топлива.
Нормируется и расход масла в литрах на 100 литров расходуемого топлива. Для карбюраторных двигателей qм = 3,5 л, а для дизелей qм = 4 л. Тогда, годовая норма расхода масла данного сорта будет определяться по формуле
QΣм = ∑ Vтj Nj qмj , л , (15.6)
где: Vтj - годовая норма топлива данного сорта, л; Nj – количество ПА, потребляющих данное топливо, шт.; qмj – нормативный расход масла, л.
При планировании потребности в топливе следует обосновывать количество топлива, необходимого для перегона ПА, получаемых с заводов промышленности, обкатки их, обкатки после среднего и капитального ремонта. Назовем эти обслуживания и ремонты техническими воздействиями. Тогда расход топлива на их выполнение определим
Qт = ПКi ∑ л/100 Nj Sj , л , (15.7)
где: ПКi - произведение корректировочных коэффициентов; л/100- расход топлива на 100 км пройденного пути, л; N - количество ПА, подвергающиеся техническим воздействиям, шт.; S - пройденный путь, км; j - технические воздействия.
Расход топлива при эксплуатации ПА в стационарном режиме со спецагрегатами и без нагрузки нормируется в л/мин. Тогда расход топлива одного сорта будет определяться
Qтст = ∑ qстj Nj τ , л , (15.8)
где: qстj - нормативный расход топлива, л/мин; Nj - количество эксплуатируемых ПА, ед.; τ - продолжительность эксплуатации, мин; j = 1,2 – работа со спецагрегатами и без нагрузки.
По рассчитанному суммарному расходу топливо определяют, как было показано выше, необходимое количество смазочных материалов.
Для хранения и отпуска ГСМ в каждой пожарной части оборудуются склады и заправочные пункты. Они предназначены для длительного хранения ГСМ, быструю и правильную их приемку и отпуск. В пожарной части должна обеспечиваться их пожарная безопасность.
Топливораздаточный пункт размещается на отдельном участке территории пожарного депо.
Потребность в запасных частях. Нормативными документами для ПА установлен перечень основных агрегатов, а также наименования базовых (корпусных) и основных деталей. Например, для основных агрегатов, таких как КОМ, коробка передач, раздаточная коробка базовой деталью является корпус. Основными деталями считаются крышка коробки, валы. Определен также перечень основных частей машины, составляющих оборотный фонд при агрегатном методе ремонта. Так, для КОМ и коробки передач в перечень включена крышка с механизмом переключения и т.д.
В гарнизонах пожарной охраны всегда должно быть определенное количество оборотных агрегатов на 100 единиц машин. Так, для пожарных автоцистерн необходимо иметь 6-8 двигателей и по 4-5 КОМ передних и задних мостов, рулевых управлений. Кроме того, определены нормативы оборотных агрегатов специальных ПА. Например, на 100 АЦ в оборотном фонде необходимо иметь 14-25 газоструйных вакуумных аппаратов, 8-10 насосных установок и т.д.
На основании этих нормативов рассчитывается потребное количество агрегатов для оборотного фонда в регионах. Основой для востребования является образующий комплект оборотного фонда вследствие его расходования на ремонт пожарных автомобилей.
- Пожарная техника
- Раздел 1. Пожарно-техническое вооружение…………………………
- Назначение пожарной техники. Ее классификация
- 3. Содержание пожарных автомобилей в пожарных частях
- 4. Задачи курса «Пожарная техника»
- Пожарная техника
- Введение
- Глава 1. Боевая одежда пожарных, оборудование для выполнения
- 1.1. Боевая одежда и снаряжение пожарных
- 1.3. Оборудование и инструмент для самоспасания и спасания людей
- 1.3. Таблица
- 1.4. Инструмент для выполнения первоочередных
- 1.5. Аварийно-спасательный инструмент с гидроприводом
- Глава 1.
- Глава 2. Пожарные насосы
- 2.1. Основные определения и классификация насосов
- 2.2. Объемные насосы
- 2.3. Струйные насосы
- 2.4. Пожарные центробежные насосы серии пн
- 2.5. Пожарные центробежные насосы (пцн)
- Пожарный центробежный насос высокого давления пцнв-20/200
- Пожарный центробежный насос высокого давления пцнв-4/400
- 2.6. Вакуумные системы пожарных насосов
- Газоструйные вакуумные системы. Эти системы применяются на ац и анр с насосами пн-40, пн-60 и пн-110.
- 2.7. Неисправности центробежных насосов и их обслуживание
- Неисправности насосных установок пн. Признаки возможных неисправностей, приводящих к отказам, их причины и способы устранения приводятся в табл.2.4.
- Глава 3. Пожарно-техническое вооружение
- 3.1. Пожарные рукава
- 3.2. Гидравлическое оборудование
- 3.3. Пенные пожарные стволы
- Глава 3
- Глава 4. Огнетушители
- 4.2. Газовые огнетушители
- 4.3. Порошковые огнетушители (оп)
- 4.4. Огнетушители воздушно-пенные (овп)
- 4.5. Огнетушители аэрозольные (оа)
- 4.6. Выбор, размещение и техническое обслуживание огнетушителей
- Глава 4
- Раздел 2. Основные элементы конструкций па
- Глава 5. Базовые транспортные средства па
- 5.1. Общие требования к па
- 5.2. Требования к па основного применения
- Ликвидация горения – боевое действие, при котором использование ац следует рассматривать как боевые условия эксплуатации.
- 5.4. Трансмиссии и приводы управления па
- Глава 5. Базовые транспортные средства па
- Глава 6. Элементы теории движения пожарного автомобиля
- 6.1. Тягово-скоростные свойства пожарного автомобиля
- 6.1.1. Тяговая сила ведущих колес
- 6.1.2. Сила сопротивления качению колес пожарного автомобиля
- 6.1.3. Сила сопротивления подъему пожарного автомобиля
- 6.1.4. Сила сопротивления воздуха
- 6.1.5. Сила инерции
- 6.1.6. Нормальные реакции опорной поверхности колес
- 6.1.7. Уравнение силового баланса пожарного автомобиля
- 6.1.8. Уравнение мощностного баланса пожарного автомобиля
- 6.1.9. Динамическая характеристика пожарного автомобиля
- 6.1.10. Разгон пожарного автомобиля
- 6.2. Аварийная безопасность пожарного автомобиля
- 6.2.1. Тормозные свойства пожарного автомобиля
- 6.2.2. Устойчивость и управляемость пожарного автомобиля
- 6.3. Проходимость и маневренность пожарного автомобиля
- Глава 6
- Глава 7. Насосные установки
- 7.1. Требования к насосным установкам
- 7.2. Арматура водопенных коммуникаций пожарных автоцистерн
- 7.3. Водопенные коммуникации (впк) ац
- 7.4. Согласование режимов работы двигателя па
- 7.5. Компоновка пожарных автомобилей
- 7.6. Дополнительное электрооборудование
- Глава 7. Насосные установки
- Глава 8. Основные пожарные автомобили общего применения
- 8.1. Пожарные автоцистерны и автонасосы
- 8.2. Автомобили насосно-рукавные пожарные (анр)
- 8.3. Работа на пожарных автомобилях
- 8.4. Анализ ац нового поколения
- 8.5. Автомобили первой помощи пожарные (апп)*
- 8.6. Мотопомпы
- Глава 8.
- Глава 9. Основные па целевого применения
- 9.1. Пожарные насосные станции (пнс)
- 9.2. Пожарные автомобили рукавные (ар)
- 9.3. Аэродромные пожарные автомобили
- 9.4. Пожарные автомобили воздушно-пенного тушения (апт)
- 9.6. Пожарные автомобили комбинированного тушения
- 9.7. Автомобили газового тушения (агт)
- 9.8. Автомобили газоводяного тушения (агвт)
- 9.9. Защита па от теплового излучения пожаров
- Глава 9
- Глава 10. Специальные и вспомогательные пожарные автомобили (спа)
- 10.1. Пожарные автомобили гдзс
- 10.2. Автомобили и прицепы дымоудаления
- 10.3. Аварийно-спасательные автомобили
- 10.4. Пожарные автомобили связи и освещения (асо)
- 10.5. Автомобили штабные (аш)
- 10.6. Пожарная техника на базе летательных аппаратов,
- 10.7. Техника, приспособленная для тушения пожаров
- Глава 10
- Глава 11. Пожарные автолестницы и автоподъемники коленчатые
- 11.1. Общие положения
- 11.2. Особенности устройства механизмов ал
- Линейная скорость оси колеса 3 (рис.11.9) равна
- 11.3. Управление механизмами ал и акп
- 11.4. Безопасность работы на ал
- 11.5. Обеспечение технической готовности и надежной работы ал
- 11.6. Пожарные автоподъемники (апк)
- Глава 11.
- Глава 12. Организация проектирования и изготовления пожарной техники
- 12.1. Методы правового регулирования взаимоотношения заказчика с разработчиком и производителем пожарной техники
- Глава 13. Эксплуатация пожарной техники
- 13.2. Методы оценки надежности и качества па
- 13.3. Система технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей
- 13.4. Влияние природно-климатических условий на эксплуатацию па
- 13.5. Техническое диагностирование
- Глава 14. Организация и задачи технической службы
- 14.1 Техническая служба, как система управления
- 14.3. Организация эксплуатации пожарных рукавов
- Глава 14
- Глава 13
- Глава 15. Обеспечение боевой способности пожарных частей
- 15.1. Обоснование потребности пожарной технической продукции
- 15.2. Приемка и списание пожарной техники
- 15.3. Охрана труда пожарных
- 15.4. Защита пожарной техники от коррозии
- 15.5. Техническая подготовка пожарных
- 15.6. Экологическая опасность пожарного автомобиля
- 3.1.9. Динамическая характеристика пожарного автомобиля
- 3.1.10. Разгон пожарного автомобиля
- 3.2. Аварийная безопасность пожарного автомобиля
- 3.2.1. Тормозные свойства пожарного автомобиля
- 3.2.2. Устройчивость и управляемость пожарного автомобиля
- Глава 15
- Глава 16. Основы сертификации продукции, работ и услуг
- 16.1. Методическая база сертификации
- 16.2. Организация сертификации
- 16.3. Цели сертификации. Оформление сертификата
- 16.4. Инспекционный контроль использования сертификата