logo search
uchebnik pogtehnika

15.3. Охрана труда пожарных

Отличительной особенностью профессиональной деятельности пожарных является то, что она осуществляется в трех различных сферах.

Во-первых, пожарные в стационарных условиях пожарных частей обеспечивают и поддерживают техническую готовность пожарных машин. Для этого они осуществляют техническое их обслуживание и ремонт.

Во-вторых, они – участники транспортно-уличных потоков с преимущественным правом движения. Необходимость следования на пожар с высокими скоростями пожарные машины и их боевые расчеты могут являться принципиально опасными в возникновении дорожно-транспортных происшествий.

В-третьих, они используют пожарную технику в нестандартной и непредсказуемой обстановке, подвергаясь всем опасным факторам пожара.

Эти сферы деятельности пожарных могут являться источниками разного уровня опасности для них. Так, установлено, что во всех указанных выше сферах деятельности пожарных их гибель распределяется, как указано на рис.15.2. Естественно, что наибольшее количество погибающих имеет место на пожарах и в дорожно-транспортных происшествиях.

Профессия пожарных не только трудна, но и является одной из самых опасных. По данным США почти 40000 случаев смерти пожарных 42% произошло вследствие сосудисто-сердечных заболеваний, 29% - от обрушения конструкции, 8% - от ожогов, остальные – по другим причинам. На 100 тыс. жителей смерть наступила от сердечно-сосудистых заболеваний у 68 пожарных, 56 – шахтеров и 35 полицейских.

Изложенные особенности обусловливают строгую регламентацию – правил охраны труда (ОТ), а также организации их четкого и безусловного исполнения. Эти требования подчеркиваются и тем, что согласно данным международной статистики, главным возникновением несчастных случаев является, как правило, не техника, не организация труда, а сам работающий человек, который по тем или иным причинам не соблюдал правил техники безопасности, нарушал нормальное течение трудового процесса, не использовал предусмотренные средства защиты и т.п.

Для изучения регламентаций правил охраны труда следует дать четкие определения основных понятий.

В процессе трудовой деятельности на человека воздействуют опасные и вредные производственные факторы.

Опасный производственный фактор – фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме или к внезапному резкому ухудшению здоровья.

Воздействие на человека опасного фактора при выполнении им служебных обязанностей приводит к несчастному случаю.

Вредный производственный фактор – то же, но приводит к заболеваниям или снижению работоспособности.

Техника безопасности (ТБ) – система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих воздействие на работающих опасных производственных факторов.

Охрана труда (ОТ) – система законодательных актов, социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособность человека в процессе труда.

Обеспечение ОТ осуществляется организацией техники безопасности, а также воспитанием и обучением пожарных.

Техника безопасности в ГПС обеспечивается:

Организация ОТ. Охрана труда и здоровья граждан страны гарантируется Конституцией. В ГПС право на здоровье и безопасность труда пожарных обеспечивается мероприятиями, проводимыми МЧС и ГУГПС, а также в гарнизонах ГПС и пожарных частях.

К ОТ предъявляются общие требования, регламентируемые системой государственных стандартов безопасности труда (ССБТ).

ССБТ – комплекс взаимосвязанных стандартов, направленных на обеспечение безопасности труда. Этому комплексу присвоен класс 12. Поэтому структуру ССБТ можно представить, как показано на рис.15.3.

Классификационная группировка 0 устанавливает стандарты, определяющие задачи ССБТ, общую терминологию понятий по ОТ, дает определение опасных и вредных производственных факторов, их группировку.

Классификационная группировка 1 включает стандарты на нормы и требования по видам опасных и вредных производственных факторов, их допустимые значения, а также методы их измерения.

Классификационная группировка 2 охватывает стандарты на требования безопасности к производственному оборудованию, к его конструкции, методы контроля требований.

Классификационная группировка 3 сосредотачивает стандарты по требованию безопасности к размещению технологического оборудования, режимам его работы, средствам защиты работающих.

Классификационная группировка 4 содержит стандарты, устанавливающие требования к средствам защиты органов дыхания, пожарной технике и т.д.

ССБТ являются основой для обоснования нормативной документации по охране труда в различных отраслях промышленности. В ГПС таким документом являются «Правила по охране труда в ГПС МВД России». Ряд требований по ОТ изложены в НПБ, Наставлении по технической службе.

В Правилах по ОТ сформулированы требования безопасности к:

Техническая служба ГПС по вопросам ОТ:

Требования безопасности к ПТ сводятся к следующему:

Для создания условий безопасной работы личного состава ГПС должностные лица органов управления обязаны проводить ряд мероприятий.

Во-первых, в установленном порядке проводить инструктажи по выполнению Правил по ОТ.

Во-вторых, принимать меры к максимальному облегчению условий труда и механизации трудоемких процессов.

В-третьих, вести непрерывное наблюдение лично, через подчиненных начальников за действиями личного состава подразделений, разрабатывать мероприятия и принимать меры по исключению несчастных случаев.

И, наконец, в-четвертых, при затяжных пожарах своевременно производить подмену работающих, их питание, обеспечение водой.

Обучение пожарных в ГПС регламентировано Правилами ОТ. В них важны три положения.

Люди, поступающие в ГПС, допускаются к несению службы и работе на пожарах после прохождения курса обучения и сдачи зачета по ОТ. Правила охраны труда изучаются во всех темах программы курса начальной подготовки. Начальствующий состав изучает Правила ОТ самостоятельно.

Младший начальствующий и рядовой состав ГПС изучают правила техники безопасности на всех видах занятий и при оперативно-тактическом изучении объектов в районе дислокации пожарной части.

По изучению отдельных вопросов техники безопасности решением руководителей УГПС, ОГПС могут проводиться специальные занятия.

В обеспечении ОТ в ГПС уделяется большое внимание организации инструктажей пожарных. Они различаются по характеру и времени проведения.

Вводный инструктаж проводится со всем личным составом, поступающим на службу.

Первичный - на рабочих местах проводится со всем личным составом индивидуально с практическим показом безопасных приемов труда.

Повторный инструктаж со всем личным составом повторяется один раз в год со сдачей экзаменов по знанию Правил ОТ.

Внеплановый инструктаж осуществляется при замене оборудования или изменении нормативных документов.

Целевой инструктаж организуется руководителями в случае проведения разовых работ.

Руководство и ответственность за обеспечение ОТ, техники безопасности и обучение личного состава в ГПС возлагается:

При возникновении несчастных случаев должностные лица должны: оказать помощь пострадавшим, доложить о нем старшему начальнику, комитету профсоюза, если пострадавший работает по найму, организовать и провести служебное расследование и составить акт; утвердить акт и принять меры к устранению причин несчастных случаев. Акт составляют, если потеря трудоспособности была более одних суток.

Если причиной несчастного случая явились конструктивные недостатки ПА или ПТВ, то УГПС направляет акт-рекламацию заводу-изготовителю, ГУПС МЧС страны (республики) и местному комитету профсоюза.

О групповых, смертельных и тяжелых несчастных случаях начальник части немедленно сообщает начальнику УГПС (ОГПС) и местному комитету профсоюза. Представители УГПС (ОГПС) проводят расследование с медицинской и технической экспертизами. При гибели людей расследование проводит начальник УГПС (ОГПС).

Акт составляется в течение не более 7 дней со дня происшествия. При групповых случаях акт составляется на каждого пострадавшего.

Происшествия с ПА могут служить причинами дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с тяжелыми последствиями: гибелью и травмами людей.

ДТП могут происходить по различным причинам. Основными из них являются несоблюдение правил дорожного движения, низкая квалификация водителей и их недисциплинированность. Несомненно, большую роль играют внезапно возникающие непредвиденные ситуации в транспортном потоке. Причиной их могут быть и водители ПА в стремлении реализовать высокие скорости при следовании на пожар. Так, установлено, что средний уровень опасности перевозок грузовыми автомобилями характеризуется 0,305 ДТП/млн. км. В ГПС эта величина равна 1,63 ДТП/млн. км, т.е. в 5 раз больше.

Последствия ДТП могут быть самыми разнообразными: наезды на пешеходов, столкновения и опрокидывания ПА.

Для предотвращения ДТП и анализа их причин рассмотрим некоторые особенности зависимости тормозного пути, условий заноса и опрокидывания ПА при поворотах.

Тормозной путь Sт определяется по формуле

, (15.9)

где: υ - скорость в начале торможения, м/с; φ - коэффициент сцепления колеса с покрытием дороги; g - ускорение земного притяжения, м/с2; Kэ - коэффициент, учитывающий соотношение нормальной реакции колес и их тормозных усилий: К = 1,4…1,6.

Для безопасного поворота без заноса необходимо соблюдать условие

, (15.10)

где: υ- скорость на повороте, м/с; R - минимальный радиус поворота, м.

При повороте не произойдет опрокидывания при условии, если скорость ПА будет равна или меньше

, (15.11)

где: В – ширина колеи ПА, м; Н – высота центра массы ПА. М.

Отношение В/2Н = К называют коэффициентом устойчивости против опрокидывания.

Все величины, входящие в формулы, известны. Поэтому, зная пути следования на пожар, можно заранее определить безопасные скорости поворотов ПТ и величины тормозных путей. Кроме того, зная фактические величины R и υ, возможно оценивать причины заносов и опрокидывания ПА.

Причинами ДТП могут быть нарушение Правил дорожного движения, недисциплинированности водителей и т.д. По каждому случаю ДТП проводится служебное расследование. В случае травм людей привлекаются представители УГПС, руководители подразделений ГПС. Учет ДТП ведется в специальном журнале УГПС, ОГПС и в формуляре ПА.

В ГПС разработана четкая система мероприятий по предотвращению ДТП, представленных в Наставлении по технической службе. Они являются основой для формирования мероприятий отделами пожарной техники и входят отдельным разделом в план работы УГПС, ОПГП.

Основные мероприятия можно разделить на ряд групп: