5.1 Маслоотделители и маслосборники
Смазочное масло попадает в систему вследствие уноса его парами холодильного агента из компрессора. В аммиаке масло плохо растворяется, поэтому при попадании его в теплобменные аппараты на стенках труб образуется масляная пленка, значительно ухудшающая условия теплообмена. В хладоне масло растворяется и шесте с жидким хладоном циркулирует по системе, При монтаже фреоновой схемы должен быть предусмотрен возврат масла из испарителя в компрессор 1я того, чтобы масло не накапливалось в испарителе, влияло на температуру кипения хладона и не ухудшало работу испарителя. Для задержания масла, унесенного паром из компрессора, после компрессора на пути холодильного агента ставят маслоотделитель.
Маслоотделители. Простейший маслоотделитель (рисунок 5.1, а). В нем масло отделяется от паров холодильного агента в результате изменения скорости и направления движения потока. Полый цилиндрический сосуд снабжен патрубками для поступления пара 2, отвода его в конденсатор 3 и удаления масла 4. Патрубок 2 заведен внутрь корпуса так, что пар приобретает винтообразное движение, ударяясь о стенки маслоотделителя, капли масла оседают на стенках и стекают вниз.
Рисунок 5.1 – Маслоотделители
а – без охлаждения паров; б – с водяным охлаждением; в – с водяным охлаждением
и поплавковым клапаном возврата масла; г – циклонный; д – с ректификатором;
е – горизонтальный завода «Кюльаутомат» (ГДР);
1 – корпус; 2 –и входной патрубок; 3 – выходной патрубок; 4 – клапан для спуска масла; 5 – змеевик водяного охлаждения; 6 – насадка; 7 – поплавковый клапан; 8 – спираль; 9 – насадка из металлических колец; 10 – ректификатор; 11 – перфорированные листы; 12 – сборник масла.
В таком маслоотделителе отделяется 30—40% от всего количества масла, унесенного из компрессора.
Для лучшего отделения масла от паров холодильного агента пар охлаждают. В этом случае происходит не только отделение капель масла, но и конденсация его паров; полученный конденсат масла также задерживается в маслоотделителе.
Маслоотделитель с водяным охлаждением. В нем (см. рисунок 5.1, б) пар охлаждают водой, подаваемой в змеевик в. Сконденсированные капля масла задерживаются насадкой 6 (слой фарфоровых колец, насыпанных на сетку) и стекают вниз.
В холодильных установках, работающих на хладоне-12, преимущественно применяются маслоотделители с водяным охлаждением (см. рисунок 5.1, в) и возвратом отделившегося масла через поплавковый клапан 7 в картер компрессора. Охлаждающую воду подают в змеевик 5.
В установках, работающих на хладоне-22, применяют маслоотделители циклонные, маслоотделители с ректификаторами и горизонтальные маслоотделители завода-изготовителя «Кюльаутомат» (ГДР).
Циклонный маслоотделитель (см. рисунок 5.1, г). В нем пар по патрубку 2 поступает на направляющую спираль 8 и получает вращательное движение. Центробежной силой капли масла отбрасываются на стенки корпуса 1 и медленно стекают вниз, пар, выйдя со спирали, резко меняет направление и по патрубку 3 уходит из маслоотделителя.
Маслоотделитель с ректификатором (см. рисунок 5.1, д). Пар с маслом в этом аппарате охлаждается водой, подаваемой в змеевик 5, проходит через насадку из металлических ,колец 9, на которых задерживаются сконденсированные капли масла, и масло стекает вниз, а пары хладона, изменяя направление движения, отводятся в конденсатор. Масло, из нижней части маслоотделителя через поплавковый клапан 7 перепускается в ректификатор 10, в котором поддерживается давление кипения ро. При понижении давления из масла выделяются пары растворенного в нем хладона. Пар отсасывается компрессором, а масло перепускается в картер компрессора.
Горизонтальный маслоотделитель завода-изготовителя «Кюльаутомат» (ГДР) (см. рисунок 5.1, е). Отделение масла в нем происходит в результате изменения направления и скорости потока масла и пара при движении через проволочную сетку, заключенную между перфорированными металлическими листами 11, отделившееся масло отводится через сборник масла 12. По данным завода-изготовителя, в таком маслоотделителе отделяется 99,9% от всего количества масла, унесенного из компрессора.
Подбор маслоотделителей производят по диаметру нагнетательного патрубка компрессора.
Маслосборники. Из аммиачных маслоотделителей масло чаще всего выпускают наружу, но возможен также возврат его в картер компрессора. Выпуск масла непосредственно из маслоотделителя приводит к большимпотерям аммиака, требует остановки машины во время спуска масла. Поэтому выпуск масла из системы производят не из маслоотделителя, а из маслосборника (рисунок 5.2). Масло предварительно перепускают в маслосборник, который отключают на время выпуска масла от схемы понижают в нем давление путем соединения со стороны низкого давления и при давлении на 0,03— 0,05 МПа выше атмосферного производят выпуск масла. Перед выпуском масло в маслосборнике целесообразно, подогреть, это уменьшит потери аммиака при выпуске масла. С повышением температуры растворимость аммиака в масле уменьшается. Выпуск масла следует производить в противогазе и резиновых перчатках, при этом должна работать вытяжная вентиляция.
- Судовая холодильная техника (холодильная техника) Конспект лекций
- 6.050503 «Машиностроение», 6.051701 «Пищевые технологии и инженерия»
- Примерный тематический план
- Введение
- Раздел 1 судовые холодильные машины и установки
- Глава 1 основы теории холодильных машин
- 1. 1 Физические основы получения искусственного холода
- 1.2 Термодинамические основы холодильных машин
- Глава 2 холодильные агенты и хладоносители
- 2.1 Холодильные агенты
- 2.2 Хладоносители
- Глава 3 сложные циклы холодильных машин
- Глава 4 компрессоры холодильных машин
- 4.1 Классификация компрессоров
- 4.2 Судовые поршневые бескрейцкопфные компрессоры
- 4.3 Ротационные, центробежные и винтовые компрессоры
- Глава 5 вспомогательное оборудование, арматура и трубопроводы
- 5.1 Маслоотделители и маслосборники
- 5.2 Отделитель жидкости, ресиверы, промежуточный сосуд
- 5.3 Воздухоотделители
- 5.4 Фильтры и осушители
- 5.5 Арматура и трубопроводы
- Глава 6 теплообменные аппараты холодильных машин
- 6.1 Конденсаторы и теплообменники
- Глава 7 холодильные машины, работающие с затратой тепловой энергии
- 7.1 Абсорбционные холодильные машины
- Глава 8 автоматика судовых холодильных установок
- 8.1 Классификация приборов автоматики
- Глава 9 изоляция судовых охлаждаемых помешений
- 9.1 Судовые изоляционные материалы и конструкции
- Глава 10 охлаждение грузовых помещений на судах
- 10.1 Способы охлаждения
- Раздел 2 технологическое оборудование промысловых
- 11.2 Оборудование для замораживания рыбы
- 11.3 Замораживание при контакте рыбы с холодными поверхностями
- Глазировочные машины
- Судовые льдогенераторы
- Список использованной литературы Основная
- Дополнительная
- 6.050503 «Машиностроение», 6.051701 «Пищевые технологии и инженерия»
- 98309 Г. Керчь, ул.Орджоникидзе, 82.