Глава XI Методы отделочной обработки поверхностей
1. ОТДЕЛОЧНАЯ ОБРАБОТКА СО СНЯТИЕМ СТРУЖКИ
Дальнейшее развитие машиностроения связано с увеличением нагрузок на детали машин, увеличением скоростей движения, уменьшением массы конструкции. Выполнить эти требования можно при достижении особых качеств поверхностных слоев деталей. Однако это не всегда может быть обеспечено описанными методами. Поэтому требуется дополнительная отделочная обработка для повышения точности, уменьшения шероховатости поверхностей или для придания им особого вида, что важно для эстетических или санитарно-гигиенических целей.
Влияние качества поверхностных слоев на эксплуатационные свойства огромно. При сравнительно небольших толщинах этих слоев, часто оцениваемых десятыми долями миллиметра и формируемых в ходе соответствующих методов обработки, решающим образом изменяются износостойкость, коррозионная стойкость, контактная жесткость деталей, плотность соединений, отражательная способность,
сопротивление обтеканию поверхностей газами и жидкостями, прочность соединений и другие свойства.
Велика роль отделочной обработки в повышении надежности работы деталей машин. Для отделочных методов обработки характерны малые силы резания, небольшие толщины срезаемых слоев материала, незначительное тепловыделение. Поэтому заготовки деформируются незначительно. Все эти технологические особенности способствуют дальнейшему развитию и широкому применению методов отделочной обработки. В дальнейшем будет снижаться доля обработки резанием со снятием большого количества стружки и повышаться доля отделочных методов обработки, так как заготовки все больше будут приближаться к форме готовых деталей.
2. ОТДЕЛКА ПОВЕРХНОСТЕЙ ЧИСТОВЫМИ РЕЗЦАМИ И ШЛИФОВАЛЬНЫМИ КРУГАМИ
Тонким обтачиванием иногда заменяют шлифование. Процесс осуществляется при высоких скоростях движения резания,
422
МЕХАНИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ЗАГОТОВОК ДЕТАЛЕЙ МАШИН
малых глубинах и подачах. Находят применение токарные резцы с широкими режущими кромками, которые располагают строго параллельно оси обрабатываемой заготовки. Подача на оборот заготовки составляет не более 0,8 ширины лезвия, а глубина резания - не более 0,5 мм. Это приводит к уменьшению шероховатости обрабатываемой поверхности.
Обтачивание алмазными резцами применяют для заготовок из цветных металлов и сплавов, пластмасс и других неметаллических материалов. Обладая очень высокой стойкостью, алмазные резцы способны долгое время работать без подна-ладки, обеспечивать высокую точность. Тонкое обтачивание требует применения быстроходных станков высоких жесткости и точности, а также качественной предварительной обработки заготовок. По аналогии с тонким обтачиванием используют тонкое строгание. Находит применение тонкое фрезерование.
Тонким растачиванием заменяют шлифование, особенно в тех случаях, когда заготовки из вязких цветных сплавов либо стали выполнены тонкостенными. Тонкое растачивание целесообразно при точной обработке глухих отверстий или тогда, когда по условиям работы детали не допускается внедрение абразивных зерен в поры обработанной поверхности.
Тонкое шлифование выполняют мягким, мелкозернистым кругом при больших скоростях главного движения резания (v = 40 м/с) и весьма малой глубине резания. Шлифование сопровождается обильной подачей охлаждающей жидкости. Особую роль играет жесткость станков, способных обеспечить безвибрационную работу.
Для тонкого шлифования характерен процесс "выхаживания". По окончании обработки, например, вала движение подачи на глубину резания выключается, а движение продольной подачи не выключается. Процесс обработки тем не менее продолжается за счет упругих сил, возникающих в станке и заготовке.
Указанными методами производят обработку наплавленных поверхностей, размеры которых восстанавливают наплавкой после изнашивания. Метод обработки выбирают в зависимости от твердости наплавленного материала. Перед применением отделочных методов применяют обычное обтачивание (растачивание) или шлифование.
3. ПОЛИРОВАНИЕ ЗАГОТОВОК
Полированием уменьшают шероховатость поверхности. Этим методом получают зеркальный блеск на ответственных частях деталей (дорожки качения подшипников) либо на деталях, применяемых для декоративных целей (облицовочные части автомобиля). Для этого используют полировальные пасты или абразивные зерна, смешанные со смазочным материалом. Эти материалы наносят на быстро-вращающиеся эластичные (например, фетровые) круги или колеблющиеся щетки. Хорошие результаты дает полирование быстродвижущимися бесконечными абразивными лентами (шкурками).
В зоне полирования одновременно протекают следующие основные процессы: тонкое резание, пластическое деформирование поверхностного слоя, химические реакции - воздействие на металл химически активных веществ, находящихся в полировальном материале. При полировании абразивной шкуркой положительную роль играет подвижность ее режущих зерен. Эта особенность шкурок приводит к тому, что зернами в процессе обработки не могут наноситься микроследы, существенно различные по глубине.
В качестве абразивного материала применяют порошки из электрокорунда и оксиды железа при полировании стали, карбида кремния и оксиды железа при полировании чугуна, оксиды хрома и наждака при полировании алюминия и сплавов меди. Порошок смешивают со смазочным материалом, который состоит из смеси воска, сала, парафина и керосина.
МЕТОДЫ ОТДЕЛОЧНОЙ ОБРАБОТКИ ПОВЕРХНОСТЕЙ
423
Рис. 6.91. Схемы полирования
б)
Полировальные круги изготовляют из войлока, фетра, кожи, капрона, спрессованной ткани и других материалов.
Процесс полирования проводят на больших скоростях (до 50 м/с). Заготовка поджимается к кругу силой Р (рис. 6.91, а) и совершает движения подачи Ds и
Ds в соответствии с профилем обрабатываемой поверхности. Полирование лентами (рис. 6.91, б) имеет ряд преимуществ. Эластичная лента может огибать всю шлифуемую поверхность. Поэтому движения подачи могут отсутствовать.
Главное движение резания при полировании иногда совершает и заготовка 3 (рис. 6.91, в), имеющая, например, форму кольца с фасонной внутренней поверхностью. Абразивная лента / поджимается полировальником 2 к обрабатываемой поверхности и периодически перемещается (движение Ds ).
Ленточно-полировальные станки оснащают также головками с двумя лентопротяжными механизмами для черновой и чистовой обработки. На обрабатываемой поверхности формируется сетчатый мас-лоудерживающий рельеф.
Полирование возможно в автоматическом или полуавтоматическом режиме. Заготовки, закрепленные на конвейере, непрерывно перемещаются относительно круга или ленты. Съем деталей происходит на ходу конвейера.
В процессе полирования не удается исправлять погрешности формы, а также местные дефекты предыдущей обработки.
Эффект полирования создает магнитно-абразивная обработка для деталей, имеющих форму тел вращения. Абразивный порошок помещают в зазор между вращающейся заготовкой и колеблющимися вдоль оси заготовки электромагнитами, питающимися пульсирующим выпрямленным током. Зерна порошка ориентируются вдоль магнитных линий своими большими осями и совершают микрорезание, образуя обработанную поверхность с однородной шероховатостью.
4. АБРАЗИВНО-ЖИДКОСТНАЯ ОТДЕЛКА
Отделка объемно-криволинейных, фасонных поверхностей обычными методами вызывает большие технологические трудности. Метод абразивно-жидкостной отделки позволяет решить задачу сравнительно просто.
На обрабатываемую поверхность, имеющую следы предшествующей обработки, подают струи антикоррозионной жидкости со взвешенными частицами абразивного порошка (рис. 6.92, а). Водно-абразивная суспензия перемещается под давлением с большой скоростью. Частицы абразива ударяются о поверхность заготовки и сглаживают микронеровности.
424
МЕХАНИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ЗАГОТОВОК ДЕТАЛЕЙ МАШИН
Интенсивность съема обрабатываемого материала регулируется зернистостью порошка, давлением струи и углом р. Изменяя скорость полета и размер свободных абразивных зерен, можно увеличить степень пластической деформации и шероховатость поверхности.
Жидкостная пленка, покрывающая обрабатываемую поверхность, играет очень важную роль. Абразивные зерна, попадающие на микровыступы, легко преодолевают ее сопротивление и удаляют металл. Те же зерна, которые попадают на впадины, встречают большее сопротивление жидкости, и съем материала замедляется, поэтому шероховатость поверхности уменьшается.
В качестве абразива часто применяют электрокорунд. В суспензии содержится 30 ... 35 % абразива (по массе).
На рис. 6.92, б показана схема жидкостного полирования. Обрабатываемая заготовка 3 сложного профиля перемещается (D„ Ds ) в камере 4 так, что все ее
участки подвергаются полированию. Абразивная суспензия /, помещенная в баке 2, подается насосом 6 в рабочую камеру через твердосплавное сопло 5. Отработанная суспензия падает обратно в бак 2 и может быть использована многократно. Наибольший съем металла получается при угле р = 45°.
Рис. 6.92. Схемы сглаживания микронеровностей при абразивно-жидкостной отделке (а) и жидкостном полировании (б)
Метод жидкостного полирования особенно успешно применяют при обработке фасонных внутренних поверхностей. В этом случае сопло вводится в полость заготовки, которая совершает вращательные и поступательные перемещения в зависимости от профиля полируемой поверхности.
Абразивно-жидкостную отделку проводят также в вибрирующих резервуарах, содержащих абразивную суспензию. Режим колебания резервуаров обеспечивает относительное перемещение заготовок и абразивных зерен, которые сглаживают микронеровности на наружных и внутренних поверхностях заготовок. Внутренняя поверхность резервуаров облицована резиной. Отделка может проводиться в автоматическом режиме: заготовки поочередно подаются в одно окно резервуара и, перемещаясь за счет колебательных движений в массе суспензии, выдаются в другое окно.
5. ПРИТИРКА ПОВЕРХНОСТЕЙ
Поверхности деталей машин, обработанные на металлорежущих станках, всегда имеют отклонения от правильных геометрических форм и заданных размеров.
Эти отклонения могут быть устранены притиркой (абразивной доводкой). Таким методом могут быть обеспечены шероховатость поверхности до Rz = 0,05 ... 0,01 мкм, отклонения размеров и формы обработанных поверхностей до 0,05 ... 0,3 мкм. Доводка может быть осуществлена вручную и механическим способом.
По сравнению с ручной доводкой механическая абразивная доводка позволяет повысить производительность в 2 ... 6 раз, и при этом обеспечивается стабильность выходных - эксплуатационных характеристик деталей агрегатов и машин (гидравлической, пневматической и топливной аппаратуры, зубчатых колес, шариков и колец подшипников качения и др.), выходных параметров кремниевых подложек, кварцевых кристаллических элемен-
МЕТОДЫ ОТДЕЛОЧНОЙ ОБРАБОТКИ ПОВЕРХНОСТЕЙ
425
тов, керамических опор гидроприборов и др. Основные принципиальные схемы доводки поверхностей заготовок представлены на рис. 6.93. Одностороннюю или двустороннюю обработку плоских заготовок осуществляют с помощью плоского притира (притиров) в виде диска, плиты (рис. 6.93, а) или трубчатого притира (рис. 6.93, б). Доводку наружных цилиндрических поверхностей осуществляют как плоскими (рис. 6.93, в), так и гидравлическими притирами, а внутренних цилиндрических поверхностей - в основном разрезными цилиндрическими притирами (рис. 6.93, ж). Выпуклые сферические поверхности обрабатывают сферическим инструментом в виде трубки, а вогнутые -в виде "грибка" диска или трубчатым инструментом (рис. 6.93, д, и), доводку ша-
риков производят между двумя притирами, один из которых имеет кольцевую канавку, а другой плоский (рис. 6.93, з).
Доводка конических поверхностей осуществляется коническим притиром.
Процесс осуществляется с помощью притиров соответствующей геометрической формы. На притир наносят притирочную пасту или мелкий абразивный порошок со связующей жидкостью. Материал притиров должен быть, как правило, мягче обрабатываемого материала. Паста или порошок внедряется в поверхность притира и удерживается ею, но так, что при относительном движении каждое абразивное зерно может снимать весьма малую стружку. Поэтому притир можно рассматривать как очень точный абразивный инструмент.
Рис. 6.93. Основные схемы доводки плоских (а, б), цилиндрических (в, ж) и сферических (г, д, е, з, и)
поверхностей:
/ - притир; 2 - заготовка; 3 - стол (устройство для установки заготовки)
426
МЕХАНИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ЗАГОТОВОК ДЕТАЛЕЙ МАШИН
Притир или заготовка должны совершать разнонаправленные движения. Наилучшие результаты дает процесс, в ходе которого траектории движения каждого зерна не повторяются. Процесс абразивной доводки является сложным процессом удаления припуска с обрабатываемой поверхности заготовки при ее относительном перемещении по поверхности притира в результате массового действия абразивных зерен. Микронеровности сглаживаются за счет совокупного химико-механического воздействия на поверхность заготовки.
Толщина жидкостного слоя между притиром и заготовкой должна быть меньше высоты выступающих из притира режущих зерен и зависит от вязкости связующей жидкости. Если эта толщина оказывается больше высоты выступающих зерен, то процесс притирки прекратится, так как зерна не будут соприкасаться с обрабатываемой поверхностью.
В качестве абразива для притирочной смеси используют порошок электрокорунда, карбидов кремния и бора, оксиды хрома и железа и др. Притирочные пасты состоят из абразивных порошков и химически активных веществ, например олеиновой и стеариновой кислот, играющих одновременно роль связующего материала.
Материалами притиров являются серый чугун, бронза, красная медь, дерево. В качестве связующей жидкости используют машинное масло, керосин, стеарин, вазелин.
Физической основой абразивной доводки является абразивное разрушение материалов заготовок и притиров. Абразивные зерна при доводке самопроизвольно распределяются по поверхности притира и находятся либо в незакрепленном состоянии (в составе паст или суспензий), либо в поверхностном слое притира в закрепленном состоянии (в составе абразивного или алмазного круга).
На рис. 6.93 А приведены схемы взаимодействия абразивных зерен с заготовкой / и притиром 2 при односторонней и двусторонней доводках заготовок незакрепленными зернами 3 (рис. 6.93 А, а и б) или закрепленными зернами 3 (рис. 6.93 А, а). При односторонней и двусторонней доводках взаимодействие заготовки с рабочей поверхностью притира через абразивную прослойку рассматривается как динамическое, осуществляемое при перемещении заготовки по притиру (притирам) со скоростью v (при двусторонней доводке) под действием внешней тангенциальной Рг и нормальной силы Ру. В процессе доводки заготовок путем съема припуска рабочая поверхность притира (притиров) непрерывно изнашивается, как правило, с различной интенсивностью по отдельным участкам поверхности, что вызывает непрерывное изменение условий обработки.
Абразивные зерна в зависимости от степени их подвижности (закрепленности) работают по двум схемам: либо в условиях упругопластического деформирования
Рис. 6.93 А. Схемы взаимодействия заготовок с притирами 2, 4 через абразивную прослойку 3 при односторонней (а) и двусторонней (б) доводках незакрепленными и закрепленными зернами (в)
МЕТОДЫ ОТДЕЛОЧНОЙ ОБРАБОТКИ ПОВЕРХНОСТЕЙ
427
или микрорезания при непрерывном контакте с поверхностными слоями заготовки, либо в условиях микроскалывания и микрорезания при прерывистом контакте зерен с поверхностными слоями заготовки. Если зерно находится в полузакрепленном и закрепленном состояниях, то на поверхности заготовки в результате срезания микростружек при микрорезании остаются риски - штрихи. При доводке незакрепленными зернами доведенная поверхность приобретает кратерообраз-ный характер вследствие образования выколоток.
Для выполнения операций доводки применяют доводочные станки однодис-ковые или двухдисковые. Технологический процесс доводки, выбор режимов и условий процесса доводки приведены в справочной и специальной литературе.
6. ХОНИНГОВАНИЕ
Хонингование применяют для получения поверхностей высокой точности и малой шероховатости, а также для создания специфического микропрофиля обработанной поверхности в виде сетки. Такой профиль необходим для удержания смазочного материала при работе машины (например, двигателя внутреннего сгорания) на поверхности ее деталей.
Поверхность неподвижной заготовки обрабатывают мелкозернистыми абразивными брусками, которые закрепляют в хонинговальной головке (хоне). Бруски вращаются и одновременно перемещаются возвратно-поступательно вдоль оси обрабатываемого цилиндрического отверстия высотой h (рис. 6.94, а). Соотношение скоростей указанных движений составляет 1,5 ... 10 и определяет условия резания.
Схема обработки по сравнению с внутренним шлифованием имеет преимущества: отсутствует упругий отжим инструмента, реже наблюдается вибрация, резание происходит более плавно.
Рис. 6.94. Схема хонингования отверстий
При сочетании движений на обрабатываемой поверхности появляется сетка микроскопических винтовых царапин -следов перемещения абразивных зерен. Угол 0 пересечения этих следов зависит от соотношения скоростей. На рис. 6.94, б приведены развертка внутренней цилиндрической поверхности заготовки и схема образования сетки.
Крайние нижнее / и верхнее 2 положения абразивных брусков устанавливают так, что создается перебег п. Он необходим для того, чтобы образующие отверстия получались прямолинейными даже при неравномерном износе брусков. Совершая вращательное движение, абразивные бруски при каждом двойном ходе начинают резание с новых положений 3 хона с учетом смещения t по углу. Поэтому исключается наложение траекторий абразивных зерен.
Абразивные бруски всегда контактируют с обрабатываемой поверхностью, так как могут раздвигаться в радиальных направлениях механическими, гидравлическими или пневматическими устройствами. Давление брусков должно контролироваться.
Хонингованием исправляют погрешности формы от предыдущей обработки
428
МЕХАНИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ЗАГОТОВОК ДЕТАЛЕЙ МАШИН
Рис. 6.95. Схема хонинговальной установки, встроенной в гибкое производство
в виде отклонений от круглости, цилинд-ричности и т.п., если общая толщина снимаемого слоя не превышает 0,01 ... 0,2 мм. Погрешности расположения оси отверстия (например, отклонения от прямолинейности) этим методом уменьшаются менее интенсивно, так как режущий инструмент самоустанавливается по отверстию.
Различают предварительное и чистовое хонингование. Предварительное хонинго-вание используют для исправления погрешностей предыдущей обработки, а чистовое для получения малой шероховатости поверхности.
Хонинговальные бруски изготовляют из электрокорунда или карбида кремния, как правило, на керамической связке. Для чистового хонингования хорошие результаты дают бруски на бакелитовой связке. Все шире применяют алмазное хонингование, преимущества которого состоят в эффективном исправлении погрешностей геометрической формы обрабатываемых отверстий и увеличении стойкости брусков.
Хонингование проводят при обильном охлаждении зоны резания смазочно-охлаждающими жидкостями - керосином, смесью керосина (80 ... 90 %) и веретенного масла (10 ... 20 %), а также водно-мыльными эмульсиями.
Наибольшее распространение хонингование получило в автотракторной и авиационной промышленности. Система ЧПУ позволяет встроить процесс хонингования в гибкое производство (рис. 6.95). Если вместо заготовок / необходимо обрабатывать заготовку с другим диаметром отверстия, рука 5 робота устанавливает в рабочую позицию хон б с диаметром D\. В магазине станка устанавливают до шести различных хонов. Для компенсации износа хонов предусматривают особую систему управления. Диаметр d отверстия обработанной детали измеряет вводимая в него головка 2. Полученная информация обрабатывается в приборе 3 и передается в виде импульсов в устройство 4, которое, действуя через штангу хона, изменяет на величину его износа диаметр отверстия.
7. СУПЕРФИНИШ
Суперфинишем в основном уменьшают шероховатость поверхности, оставшуюся от предыдущей обработки. При этом изменяются глубина и вид микронеровностей, обрабатываемые поверхности получают сетчатый рельеф. Поверхность становится чрезвычайно гладкой, что обеспечивает более благоприятные
МЕТОДЫ ОТДЕЛОЧНОЙ ОБРАБОТКИ ПОВЕРХНОСТЕЙ
429
условия взаимодействия трущихся поверхностей.
Поверхности обрабатывают абразивными брусками, устанавливаемыми в специальной головке. Для суперфиниша характерно колебательное движение брусков наряду с движением заготовки. Процесс резания происходит при давлении брусков (0,5 ... 3) 105 Па и в присутствии смазочного материала малой вязкости.
Схема обработки наружной цилиндрической поверхности приведена на рис. 6.96, а. Плотная сетка микронеровностей создается сочетанием трех движений: вращательного Ds заготовки, возвратно-поступательного Ds и колебательного
брусков Д.. Амплитуда колебаний брусков составляет 1,5 ... 6 мм, а частота 400 ... 1200 колебаний в минуту. Движение Dr ускоряет процесс съема металла и улучшает однородность поверхности. Бруски, будучи подпружиненными, самоустанавливаются по обрабатываемой поверхности. Соотношение скоростей движений D, : D. в начале обработки долж-
но составлять 2 ... 4, а в конце 8 ... 16. Процесс характеризуется сравнительно малыми скоростями главного движения резания (0,08 ... 0,2 м/с).
Важную роль играет смазочно-охлаж-дающая жидкость. Масляная пленка покрывает обрабатываемую поверхность, но наиболее крупные микровыступы (рис. 6.96, 6) прорывают ее и в первую очередь срезаются абразивом. Давление брусков на выступы оказывается большим. По мере дальнейшей обработки дав-
ление снижается, так как все большее число выступов прорывает масляную пленку. Наконец, наступает такой момент (рис. 6.96, в), когда давление бруска не может разорвать пленку, она становится сплошной. Создаются условия для жидкостного трения. Процесс отделки автоматически прекращается. В качестве жидкости используют смесь керосина (80 ... 90 %) с веретенным или турбинным маслом (20... 10%).
При обработке сталей лучших результатов достигают при применении брусков из электрокорунда, при обработке чугуна и цветных металлов - из карбида кремния. В большинстве случаев применяют бруски на керамической или бакелитовой связках. Большое влияние на ход процесса оказывает твердость брусков.
Алмазные бруски увеличивают не только производительность обработки, но и стойкость инструмента в 80 ... 100 раз. Алмазные бруски работают на тех же режимах, что и абразивные, но с давлением, большим на 30 ... 50 %.
Размеры и форма абразивных брусков определяются размерами и конфигурацией обрабатываемой заготовки. Чаще всего для суперфиниша используют два бруска, а при обработке крупных деталей - три или четыре.
Обычно суперфиниширование не устраняет погрешности формы, полученные на предшествующей обработке (волнистость, конусность, овальность и др.), но усовершенствование процесса позволяет снимать увеличенные слои металла, использовать особые режимы обработки.
Рис. 6.96. Схемы отделки суперфинишированием
430
МЕХАНИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ЗАГОТОВОК ДЕТАЛЕЙ МАШИН
В этом случае погрешности предыдущей обработки значительно уменьшаются.
8. ОТДЕЛОЧНО-ЗАЧИСТНАЯ ОБРАБОТКА ДЕТАЛЕЙ
Обработку применяют для снятия заусенцев, очистки, размерной и декоративной отделки поверхностей. Заусенцы всегда сопутствуют процессу резания и представляют собой излишки материала, располагающиеся на кромках и углах деталей. Они имеют вид гребенок малой толщины. Как правило, заусенцы образуются в результате сдвига металла при выходе режущего инструмента из контакта с заготовкой. Также удаляют шаржированные частицы - внедрения в поверхность детали абразивных или алмазных осколков зерен в результате шлифования. На многих деталях подлежат удалению жировые и масляные пленки, образующиеся после обработки резанием с применением смазочно-охлаждающих жидкостей.
Полное удаление указанных пороков возможно только при обработке электроискровым, лучевым, ультразвуковым и некоторыми другими методами.
Различные методы удаления заусенцев применяют и в конце технологического процесса. Большое распространение по-
лучили механические методы, особенно с использованием ручного механизированного инструмента: фрезерных или абразивных головок, металлических щеток, шлифовальных кругов, ленточных шлифовальных установок. Для удаления заусенцев, получения фасок и переходных поверхностей используют также металлорежущие станки (рис. 6.97). Фаски на деталях типа тел вращения протачивают на станках токарной группы (рис. 6.97, а), а на деталях в виде корпусов, плит, планок -на фрезерных станках (рис. 6.97, б). Целесообразно использование специального режущего инструмента - фасонных фрез. Широко используют станки сверлильно-расточной группы (рис. 6.97, в). Фаски на выходе отверстий получают специальными зенковками или обычными сверлами. Производительную обработку кромок деталей проводят на протяжных станках (рис. 6.97, г). Протяжки выполняют по форме обрабатываемых граней, расположенных на наружных или внутренних поверхностях. Используют зуборезные станки (рис. 6.97, д) для снятия заусенцев и получения фасок методом огибания (например, на шлицевых валах).
Важную роль играет отделочная обработка торцовых поверхностей зубьев зубчатых колес. Многие колеса должны перемещаться вдоль валов, на которых
Рис. 6.97. Схемы удаления заусенцев
£1* \
МЕТОДЫ ОТДЕЛОЧНОЙ ОБРАБОТКИ ПОВЕРХНОСТЕЙ
431
Рис. 6.98. Схема зубозакругления
они размещены, для того чтобы сцепляться с другими колесами (например, в коробках скоростей). Такие сцепления возможны, если торцовые поверхности имеют специфическую форму - скругление, благодаря которому облегчается ввод зубьев во впадины парного колеса. Удары при переключениях колес устраняются, а зубья не подвергаются поломкам.
Зубоскругления прямозубых и косо-зубых колес выполняют на специальных станках различными методами. Наиболее рациональная форма торца зуба бочкообразная (рис. 6.98, а). Ее получают, например, обработкой специальной пальцевой фрезой за счет сочетания движений (рис. 6.98, б). Обрабатываемое колесо вращается с постоянной скоростью, вращающаяся фреза совершает возвратно-поступательные перемещения с переменной скоростью вдоль оси колеса при скруглении каждого зуба. Вертикальными перемещениями инструмента управляет копир.
Наряду с лезвийным инструментом применяют абразивный. Форму такого инструмента обеспечивают в соответствии с профилем снимаемых фасок. Их получают на наружных и внутренних поверхностях. Для обработки зубчатых поверхностей методом огибания применяют абразивный зубчатый инструмент, имеющий форму зубчатых колес или червяков. При этом обеспечивают настройкой строго согласованные движения заготовки и инструмента. Производительность обработки возрастает при использовании в качестве инструмента бесконечной абразивной ленты.
Использование эластичных абразивных инструментов позволяет в определенной степени огибать обрабатываемую поверхность и полнее удалять пороки предшествующей обработки. Эластичные инструменты изготовляют из фетра, войлока, текстиля, на которые приклеивают абразивные зерна или порошки. Специальные эластичные инструменты делают из текстиля, гладкой или гофрированной бумаги, дерева, обитого кожей или наборными кожаными пластинками.
Для зачистки, очистки, а также упрочнения крупногабаритных деталей перспективны ударные методы. Деталь помещают в камеру и подают на нее из сопла с помощью сжатого воздуха металлический песок, дробь, металлические или пластмассовые шарики. Может быть использовано несколько сопел.
.. I ■ l-Li'.l I. Л. 1. 14 1 .1 .11.1 .. ! I.'l
'МНУ. У
тишVjf
WW//.
Лп, 15
|ши
Рис. 6.99. Схема обработки галтовкой
432
МЕХАНИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ЗАГОТОВОК ДЕТАЛЕЙ МАШИН
С помощью ударных методов выполняют полирование, декоративное шлифование, упрочнение, очистку и зачистку. При галтовке детали загружают в барабан навалом. Круглые или граненые барабаны вращаются вокруг горизонтальной, вертикальной или наклонной оси. Режущим инструментом служит абразивный бой, гранулированный абразив. Для операций полирования применяют абразивные зерна, абразивные порошки, деревянные шары, обрезки кожи, войлока, мелкие стальные полировальные шарики.
В процессе галтовки абразив и детали взаимодействуют, происходят многочисленные соударения, скольжение и микрорезание поверхностей. Для интенсификации процесса обработки детали (Д на рис. 6.99) иногда закрепляют на осях и дополнительно вращают (движения Dr] и D ).
При галтовке обрабатываются только наружные поверхности. Галтовка существенно снижает стоимость отделочной обработки.
В автоматизированных комплексах, предназначенных для изготовления сложных деталей и оснащенных роботами, заусенцы можно снимать вращающимися металлическими щетками. Робот, сняв со станка готовую деталь и установив оче-
редную заготовку, не простаивает, а берет специальную головку со щеткой и электроприводом и обрабатывает ею весь контур детали. Движениями робота управляет система ЧПУ.
9. ОТДЕЛОЧНАЯ ОБРАБОТКА ЗУБЬЕВ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС
В процессе нарезания зубчатых колес на поверхностях зубьев возникают погрешности профиля, появляется неточность шага зубьев и др. Для уменьшения или ликвидации погрешностей зубья дополнительно обрабатывают. Отделочную обработку для зубьев незакаленных колес называют шевингованием. Предварительно нарезанное прямозубое или косозубое колесо 2 плотно зацепляется с инструментом / (рис. 6.100, а). Скрещивание их осей обязательно. При таком характере зацепления в точке А можно разложить скорость vm на составляющие. Составляющая v направлена вдоль зубьев и является скоростью резания, возникающей в результате скольжения профилей. Обработка состоит в срезании (соскабливании) с поверхности зубьев очень тонких волосооб-
г)
Рис. 6.100. зубчатых»
Схемы отделочной обработки зубьев
МЕТОДЫ ОТДЕЛОЧНОЙ ОБРАБОТКИ ПОВЕРХНОСТЕЙ
433
разных стружек, благодаря чему погрешности исправляются, зубчатые колеса становятся более точными, значительно сокращается шум при их работе.
Отделку проводят специальным металлическим инструментом - шевером (рис. 6.100, б). Угол скрещивания осей чаще всего составляет 10 ... 15°. При шевинговании инструмент и заготовка воспроизводят зацепление винтовой пары. Кроме этого, зубчатое колесо перемещается возвратно-поступательно (Ds ) и после каждого двойного хода подается в радиальном направлении (Ds ). Направления
вращения шевера (D„,) и, следовательно, заготовки (Дмг) периодически изменяются. Шевер режет боковыми сторонами зубьев, которые имеют специальные канавки (рис. 6.100, в) и, следовательно, представляют собой режущее зубчатое колесо.
На закаленных зубчатых колесах погрешности боковых поверхностей зубьев удаляют хонингованием (если припуск на обработку не превышает 0,01 ... 0,03 мм на толщину зуба). Процесс хонингования заключается в совместной обкатке заготовки и абразивного инструмента, имеющего форму зубчатого колеса. Оси заготовки и инструмента скрещиваются под углом 15 ... 18°. При вращении зубчатой пары (рис. 6.100, г) возникает составляющая скорости скольжения. Абразивные зерна хона обрабатывают боковые стороны зубьев заготовки (рис. 6.100, д). Скорости движений DX0H и D3ar вращения пары, находящейся в зацеплении при хонинго-вании, во много раз больше, чем скорости вращения при шевинговании.
Хонингуемые прямозубые или косо-зубые цилиндрические колеса вращаются в плотном зацеплении с хоном. Зубчатое колесо кроме вращения совершает возвратно-поступательное движение вдоль оси (Ds ). Направление вращения пары
изменяется при каждом двойном ходе.
При изготовлении хонов в качестве абразива используют карбид кремния или электрокорунд. Число зубьев как хона, так и шевера не должно быть кратным числу зубьев обрабатываемого колеса. Вершина зуба колеса постоянно контактирует со впадиной зуба хона. Благодаря этому уменьшается скорость изнашивания хона, а вследствие постоянного внедрения головки зуба колеса во впадину хона происходит автоматическое восстановление его зубьев. Необходима лишь периодическая правка хона по его наружной поверхности, чтобы поддерживать требуемый зазор А (рис. 6.100, д).
Значительные погрешности зубчатых колес, возникшие после термической обработки, исправляют методом зубо-шлифования. Этот метод отделки обеспечивает получение высокой точности с малой шероховатостью поверхности зубьев и может быть использован при обработке цилиндрических и конических зубчатых колес.
Шлифование зубьев цилиндрических колес возможно копированием и обкаткой. Метод копирования по своей сущности соответствует зубонарезанию дисковой модульной фрезой. Эвольвентный профиль зуба воспроизводится абразивными кругами, имеющими профиль впадин обрабатываемого колеса.
Шлифование зубьев методом обкатки основано на принципе зацепления обрабатываемого колеса с зубчатой рейкой. При этом элементы воображаемой зубчатой рейки образованы абразивными инструментами. Так, рейку могут представить два шлифовальных круга, торцы которых расположены вдоль сторон зубьев рейки. Элемент рейки может быть образован и одним кругом, заправленным по форме ее зуба. Для выполнения процесса шлифования методом обкатки осуществляют не только все движения указанной пары, находящейся в зацеплении, но и движения, необходимые для процесса резания. После обработки двух боковых поверхностей
434
МЕХАНИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ЗАГОТОВОК ДЕТАЛЕЙ МАШИН
зубьев колесо поворачивается на величину углового шага (1 /z). Движения резания и деления обеспечивает специальное устройство зубошлифовальных станков.
Результаты, получаемые при обработке зубчатых колес зубошлифованием, могут быть улучшены зубопритиркой. С ее помощью можно получать поверхности высокого качества, увеличивать плавность хода и долговечность работы зубчатой пары. Такой метод отделки применяют для закаленных зубчатых колес.
Притиры выполняют в виде зубчатых колес. В зацеплении в результате давления между зубьями притира и обрабатываемого колеса мелкозернистый абразив в смеси с маслом внедряется в более мягкую поверхность притира. Благодаря скольжению, возникающему между зубьями при вращении пары, зерна абразива снимают мельчайшие стружки с обрабатываемого колеса. При зубопритирке происходит искусственное изнашивание материала колеса в соответствии с профилем зуба притира.
В ходе обработки притир и колесо, находящиеся в зацеплении, совершают воз-
вратно-поступательное движение. Кроме того, притир совершает возвратно-поступательное перемещение вдоль своей оси, что обеспечивает равномерность обработки по всей ширине зуба. Наибольшее распространение получили схемы обработки тремя притирами. Такой метод увеличивает производительность обработки.
Зубопритирка может обеспечить более высокое качество обработки, чем зубо-шлифование, лишь в случае точного изготовления зубчатого колеса. Максимальный припуск, удаляемый притиркой, не должен превышать 0,05 мм.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
При каких условиях тонкое обтачивание может заменить шлифование?
Как вы представляете себе схему полировального автомата и полуавтомата?
Для каких деталей наиболее целесообразна абразивно-жидкостная отделка?
Каковы основные преимущества хонин-гования и суперфиниша?
Какова роль отделочно-зачистной обработки в решении проблем повышения качества изделий?
- Глава I Современное металлургическое производство
- Глава II Производство чугуна
- Глава III Производство стали
- Глава IV Производство цветных металлов
- Глава I Общая характеристика и физико-механические основы обработки металлов давлением
- Глава II Изготовление машиностроительных профилей
- Глава III Изготовление поковок
- Глава IV Прогрессивные технологии
- Глава V
- Глава VI Технико-экономические показатели и
- Глава I Общая характеристика литейного производства
- Глава II Физические основы производства отливок
- Глава III Изготовлени формах
- Глава IV Изготовление отливок специальными способами литья
- 4.1. Технологические возможности способов изготовления отливок
- Глава V Изготовление отливок из различных сплавов
- 4.2. Химический состав никелевых жаропрочных сплавов и их длительная прочность
- Глава VI Технологичность конструкций литых деталей
- Глава I Физические основы получения сварного соединения
- Глава II
- Глава III
- Глава IV Лучевые способы сварки
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII Нанесение износостойких и жаропрочных покрытий
- Глава VIII Технологические особенности сварки различных металлов и сплавов
- Глава IX
- Глава X Контроль сварных и паяных соединений
- Глава XI Технологичность
- Глава I Физико-механические основы обработки конструкционных материалов резанием
- 6.1. Обрабатываемость конструкционных материалов резанием
- Глава II Инструментальные материалы
- Глава III Металлорежущие станки
- 6.2. Классификация металлорежущих станков
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI Обработка заготовок на станках сверлильно-расточной группы
- Глава VII Обработка заготовок на станках строгально-протяжной группы
- Глава VIII Обработка заготовок на станках фрезерной группы
- Глава IX Обработка заготовок
- Глава X Обработка заготовок
- Глава XI Методы отделочной обработки поверхностей
- Глава XII Методы обработки заготовок без снятия стружки
- Глава I Физико-технологические основы
- Глава II Изготовление изделий
- Глава III Изготовление деталей
- 8.1. Классификация композиционных порошковых материалов
- Глава IV Изготовление деталей
- Глава IV Изготовлени технических
- Глава VI Технологические особенности проектирования и изготовления деталей из композиционных материалов
- Раздел 1. Свойства металлов и сплавов, применяемых в
- Раздел 2. Производство черных
- Глава I. Современное металлургиче ское производство 25
- Глава III. Производство стали 32
- Глава III. Изготовление отливок в
- Глава IV. Изготовление отливок спе циальными способами литья 179
- Глава V. Изготовление отливок нз
- Глава VI. Технологичность конст рукций литых деталей 214
- Глава III. Металлорежущие станки ... 326
- Глава IV. Автоматизация производ ства в цехах с металлорежущим обо рудованием 335
- Глава V. Обработка заготовок иа станках токарной группы 345
- Глава VI. Обработка заготовок иа стайках сверлильно-расточной группы 361
- Глава VII. Обработка заготовок на станках строгально-протяжной группы 377
- Глава VIII. Обработка заготовок на станках фрезерной группы 386
- Глава IX. Обработка заготовок на зубообрабатывающнх станках 399
- Глава XI. Методы отделочной обра ботки поверхностей 421
- Глава XII. Методы обработки загото вок без снятия стружки 434
- Раздел 7. Электрофизические и электрохимические мето ды обработки 442