logo
Оператор товарный - пособие

12.2. Гидротранспорт вязкой нефти

Совместная перекачка вязкой нефти с водой является од­ним из эффективных способов транспорта. Существует несколько вариантов гидротранспорта.

Первый способ. В трубопровод одновременно закачивают воду и вязкий нефтепродукт таким образом, чтобы нефтепродукт двигался внутри водяного кольца. Чтобы не происходило всплы­тия нефти в водяном кольце, потоку придают вращение примене­нием «спиральных» труб. Такие трубы на внутренней поверхно­сти имеют винтовую нарезку заводского изготовления или при­варенные металлические полосы (проволоку) необходимых раз­меров. Спиральная нарезка вызывает вращение движущегося по­тока, в результате чего возникают центробежные силы, отбрасы­вающие более тяжелую воду к стенкам трубы. Так как поток в ос­новной своей части состоит из нефти, то резко возрастает расход жидкости при малых затратах энергии по сравнению с перекачкой одной холодной вязкой нефти. Таким способом могут перекачи­ваться нефти, имеющие плотность ниже, чем вода. Разделение воды и нефти на конечном пункте производится любым известным мето­дом (химическим способом, термическим, отстоем и др.).

Широкого распространения этот способ не получил из-за сложности изготовления винтовых нарезок на внутренней по­верхности трубы.

Второй способ заключается в образовании смеси нефти с водой. Когда образуется смесь типа нефть в воде (Н/В), частицы нефти окружены водяной пленкой и контакта нефти с внутренней поверхностью трубы не происходит. Образуется водяное кольцо, внутри которого скользит водонефтяная смесь. Это приводит к снижению потерь на трение при перекачке.

При резком уменьшении скорости перекачки и температу­ры эмульсия типа Н/В может перейти в обратную - типа «вода в нефти» (В/Н). Такая эмульсия имеет вязкость даже большую, чем исходная нефть. Устойчивость эмульсии типа Н/В зависит от многих факторов. В результате экспериментальных исследований было установлено, что минимальное количество воды должно быть около 30 % общего объема транспортируемой смеси. Гид­ротранспорт применяется на магистральном нефтепроводе в Ии донезии.