Динамические насосы основные зависимости
Центробежные и осевые насосы. Принцип действия этих насосов одинаков и основан на силовом взаимодействии лопасти с обтекающим ее потоком жидкой среды, при этом в межлопастных каналах рабочего колеса посредством лопастей жидкость разгоняется и ее скорость увеличивается, а в отводе тормозится, преодолевая давление, действующее навстречу потоку жидкости. Однако следует учитывать, что в центробежном насосе (рис. 1. а) направление потока жидкости в области лопастей радиальное и вследствие действия центробежных сил вокруг оси вращения происходит понижение давления, благодаря чему обеспечивается постоянный приток жидкости из подводящего патрубка. В осевом насосе (рис. 1.6) жидкость движется в направлении, параллельном оси вращения колеса, при этом отсутствуют радиальные перемещения потока и, следовательно, центробежные силы, действующие в направлении, перпендикулярном к движению потока жидкой среды, совершенно не играют роли в приращении энергии потока.
Рис. 1. Схемы лопастных насосов:
1— рабочее колесо; 2— отвод; 3— подвод, 4 — лопасть
Рассмотрим распределение скоростей жидкости в рабочем колесе центробежного насоса (рис. 2). Поток жидкой среды перемещается внутри рабочего колеса по сложной траектории — результирующей двух относительных движений: окружного вращения потока вместе с колесом и перемещения потока жидкости от центра к периферии колеса по касательной к поверхности лопатки.
Различают абсолютную и относительную скорости движения жидкости в рабочем колесе центробежного насоса: относительную — скорость относительно рабочего колеса; абсолютную — скорость относительно корпуса насоса.
Абсолютная скорость v равна геометрической сумме скоростей жидкости:
v = w + u,
где w — относительная скорость жидкости; u — окружная скорость.
Рис. 2 Распределение скоростей жидкости в рабочем колесе центробежного насоса
а – вертикальный разрез рабочего колеса; б – разрез в лопастях; в – параллелограммы скоростей
Если рабочее колесо имеет бесконечно большое число бесконечно тонких лопастей, относительная скорость w направлена по касательной к поверхности лопасти в рассматриваемой точке.
Соответствующим подбором скоростей и геометрических размеров элементов проточной части достигают неразрывности потока жидкости при безударном режиме работы насоса с наибольшим к.п.д.
По основному уравнению лопастных насосов теоретический набор рабочего колеса с бесконечным числом лопастей можно представить как разность удельных энергий потока на входе и выходе из колеса:
В осевом насосе на любом радиусе сечения лопасти колеса окружные скорости при входе частицы жидкости, движущейся параллельно оси насоса, на лопасть и при выходе с нее равны, т. е. u1=u2. В этом случае теоретический напор при бесконечно большом числе лопастей
Вихревые насосы. В зависимости от конструктивного исполнения рабочего колеса вихревые насосы могут быть закрыто- или открытовихревыми, а также центробежно-вихревыми.
Центробежно-вихревой насос состоит из двух последовательно установленных рабочих колес (центробежного и вихревого), посаженных на общий вал.
Принцип действия этих насосов следующий (рис.3). В кольцевой полости 1, соединенной с подводящим и отводящим трубопроводами, жидкость увлекается в круговое движение благодаря интенсивной передаче импульса ее частиц, движущихся в межлопаточных ячейках рабочего колеса 2, потоку жидкости в примыкающем к нему канале. Вследствие неуравновешенности центробежных сил, действующих на частицы жидкости в межлопаточных ячейках колеса и боковых каналах на периферии колеса (сечение Б-Б), возникают продольные вихри 3, на которые накладываются вихри 4, формирующиеся за лопастями. Траектории частиц образуют винтовые линии. Поступая в рабочее колесо, жидкость «разгоняется», а выходя в боковой канал – «тормозится» в результате действия перепада давления.
Рис. 3 Схема вихревых насосов:
а – закрытовихревого; б - открытовихревого
Одна из отличительных особенностей вихревых насосов – при небольших подачах (до 50 м3,ч) создаваемые этими насосами напоры при одинаковых диаметрах рабочего колеса и частоте вращения вала в 2—5 раз выше напоров, развиваемых центробежными насосами.
Развиваемый напор можно определить по формуле:
,
где Кн – коэффициент напора, зависящий от коэффициента быстроходности насоса ns;
u – окружная скорость колеса на радиусе центра тяжести сечения канала; g – ускорение падения.
В табл. 1 приведены данные коэффициента ns
Таблица 1
Тип насоса | Коэффициент быстроходности | ||||||
| 6 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 |
Открытовихревые Закрытовихревые | - 9,0 | - 7,0 | 4,3 5,0 | 3,6 4,0 | 3,0 3,2 | 2,3 2,5 | - 2,5 |
Подачу насоса можно определить по формуле
Q = CuF,
где С — численный коэффициент (для открытовихревых насосов С=0,55—0,65; для закрытовихревых насосов С=0,5—0,6; и — окружная скорость рабочего колеса; F — площадь поперечного сечения канала.
Характерная особенность вихревых насосов по сравнению с центробежными заключается в том, что потребляемая мощность -уменьшается с увеличением подачи, так как при постоянной частоте вращения рабочего колеса внутренние потери энергии, связанные с передачей ее от рабочего колеса потоку в отводе, тем больше, чем меньше подача насоса.
Объемные потери мощности в вихревом насосе обусловлены перетеканием жидкости через зазоры разделителя потока и кромками лопастей рабочего колеса из области отвода в область подвода и достигают 20 % энергии, подводимой к валу насоса, а гидравлические потери энергии — силами трения и вихреобразованием при поступательном и циркуляционном движениях жидкости в криволинейном отводе и составляют до 30 % энергии, подводимой к валу насоса.
Коэффициент полезного действия таких насосов, учитывающий потери, даже при наиболее благоприятных режимах при больших подачах не превышает 0,5.
- Российская федерация
- Автономная некоммерческая организация
- «Учебно-методический центр»
- «Статус»
- Учебно – методическое пособие
- Транспорт нефти и нефтепродуктов
- 1.1. Общие сведения о транспорте и нефтепродуктах
- 1.2. Железнодорожный транспорт. Общая характеристика
- 1.3. Водный транспорт
- 1.4. Автомобильный транспорт
- 1.5. Трубопроводный транспорт
- 2. Гидравлические расчеты магистральных нефтепроводов. Основные факторы, влияющие на перекачку жидкостей
- 2.1. Трасса трубопровода и ее профиль
- 2.2. Гидравлический уклон
- 2.3. Гидравлический расчет трубопроводов
- 2.4. Характеристика трубопровода
- 2.5. Совмещенная характеристика насосных станций и трубопровода
- 2.6. Расчет сложных трубопроводов
- 3. Сортамент труб и элементы трубопроводных коммуникаций
- 3.1. Рукава
- 3.2. Соединения труб
- 3.3. Прокладки для фланцевых соединений
- 4. Арматура трубопроводов
- 4.1. Регулирующая арматура
- 4.2. Предохранительная арматура
- 4.3. Приводы для управления трубопроводной арматурой
- 5. Прокладка трубопроводов
- 5.1. Компенсация тепловых удлинений трубопроводов
- 5.2. Компенсаторы
- 6. Опоры трубопроводов
- 6.1. Расчет трубопроводов на прочность
- 6.2. Защита трубопроводов от коррозии
- 7. Резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов
- Стальные резервуары
- Неметаллические резервуары
- 8. Оборудование резервуаров
- Перепускным устройством и механизмом управления хлопушкой
- Гидравлический клапан типа
- 9. Расчет вертикальных цилиндрических резервуаров
- 9.1. Резервуары с постоянной толщиной стенки
- 9.2. Резервуары с переменной толщиной стенки
- 10. Подогрев нефти и нефтепродуктов
- 10.1. Назначение, способы подогрева и теплоносители
- 10.2. Конструкции и расчет подогревателей
- 11. Потери нефти и нефтепродуктов. Классификация потерь
- 12. Основные способы перекачки высоковязких и высокозастывающих нефтей и нефтепродуктов
- 12.1. Перекачка с разбавителями
- 12.2. Гидротранспорт вязкой нефти
- 12.3. Перекачка термообработанной нефти
- 12.4. Перекачка нефти с присадками
- 12.5. Перекачка предварительно подогретой нефти
- 13. Транспорт газа
- 13.1. Классификация и состав природных и искусственных газов
- Физико-химические свойства углеводородных газов
- 13.2. Основные законы газового состояния
- 13.3. Общие сведения о транспорте газа
- 13.4. Компрессорные станции газопроводов
- 13.5. Удаление примесей из газа
- Очистка газа от газообразных примесей
- Очистка газа от сероводорода и углекислоты
- 13.6. Одоризация газа
- Промысловые резервуары
- Оборудование резервуаров
- Борьба с потерями нефти
- Потери при закачке промысловых сточных вод
- Приборы для измерения давления, температуры, расхода, уровня
- Жидкостные манометры
- Деформационные манометры
- Измерение температуры
- Измерение уровня жидкости
- Измерение расхода и количества жидкостей
- Автоматические средства измерения содержания в нефти воды, солей, плотности
- Учет нефти
- Учет нефти в резервуарах
- Учет нефти по счетчикам
- Обслуживание резервуарных парков
- Охрана труда и противопожарные мероприятия. Охрана окружающей среды Инструктаж и обучение безопасным методам труда
- Токсичность, вредность нефти и применяющихся в добыче нефти веществ
- Производственное освещение
- Классификация насосов
- Свойства и классификация перекачиваемых жидкостей
- Динамические насосы основные зависимости
- Характеристики насосов и способы их регулирования
- Конструктивное исполнение насосов
- Нефтяные насосы
- Пуск и остановка насосного агрегата
- Характерные неисправности в работе насосных агрегатов
- 14. Вопросы для самопроверки
- Литература