logo
Оператор товарный - пособие

13.3. Общие сведения о транспорте газа

В общее понятие «транспорт газа» входит транспорт газа в сжиженном и газообразном состоянии. Способы транспорта этих газов существенно отличаются друг от друга. Сжиженные угле­водородные газы (смесь пропана, бутана, изобутана) отличаются тем, что при небольшом давлении и нормальной температуре их можно транспортировать и хранить в жидком виде. Сжиженный газ занимает объем примерно 1/250 своего первоначального объ­ема, поэтому его можно транспортировать всеми видами транс­порта: железнодорожным, водным, автомобильным, трубопро­водным (в баллонах и съемных емкостях). На месте доставки ем­кости подключают к разводящим сетям.

В отличие от сжиженного природный газ сохраняет свои свойства при положительных температурах и различных давлениях и транспортируется исключительно по магистральным газо­проводам и разводящей газовой сети.

Однако при отрицательных температурах и давлении ~ 5 МПа (занимая при этом значительно меньший объем) техни­чески возможно и экономически выгодно транспортировать сжи­женный природный газ по магистральным трубопроводам. Для этого требуется сооружение заводов сжижения газов и примене­ние специальных трубных сталей для низкотемпературных жид­костных газопроводов, а также сооружение низкотемпературных хранилищ.

Магистральный газопровод во многом тождествен магист­ральному нефтепроводу. Конструкции трубопроводов почти оди­наковы. Что касается перекачивающих станций, то компрессор­ные станции газопровода во многом аналогичны насосным станциям нефтепровода. Диаметры газопроводов больше, чем нефте­проводов.

Особенностью магистрального газопровода является под­держание значительного давления в конце перегона. Если на нефтепроводе начальное давление нефти 5 МПа снижается к кон­цу перегона практически до нуля, то на газопроводе давление в конце поддерживается на уровне = 2 МПа.

К особенностям магистральных газопроводов относится также необходимость специальных мер по предотвращению об­разования гидратных пробок и мероприятий, связанных со взрывоопасностью газа, а также высокие требования к бесперебойно­сти перекачки, так как длительная остановка газопровода вызы­вает немедленную остановку добычи в начальном пункте.