logo
Оператор товарный - пособие

Конструктивное исполнение насосов

Центробежный насос (рис. 12) простейшей конструкции состоит из следующих основных деталей: корпуса 6, крышки 4, рабочего колеса 5; уплотнения 3, подшипникового кронштейна 2, вала 1. На рис. 12 показан насос с направляющим аппаратом 7, оснащенный уплотняющими кольцами 8 плавающего типа. В этом насосе жид­кая среда поступает в центробежное рабочее колесо через осевой подвод и выходит из него через спиральный отвод в корпусе. Саль­никовое уплотнение предотвращает вытекание жидкости из корпуса наружу и поступление атмосферного воздуха при вакууме в полости корпуса. Возникающее осевое усилие воспринимается радиально-упорными подшипниками.

Рабочее колесо лопастных насосов состоит из •втулки и лопастей, соединенных с ней непосредственно или при по­мощи одного, или двух дисков. В зависимости от числа дисков эти колеса изготавливают открытыми (без дисков), полуоткрытыми (один диск) и закрытыми (два диска) с односторонним (рис. 13, а, в, а, е) или двусторонним входом (рис. 13,6, г).

Лопасти могут быть отогнуты назад (передача потоку жидкости потенциальной энергии — статический напор), радиальными или отогнуты вперед (передача потоку проходящей жидкости наиболь­шего количества энергии с преобладанием скоростной).

У насосов, предназначенных для перекачивания суспензий (пес­ка, шлама, грунта и т.д.), каналы в рабочих колесах значительно расширены, а число лопастей уменьшено (до двух и даже до одной).

Форма лопастей вихревых насосов (рис. 14) прямоугольная, трапециевидная или серповидная (наиболее распространенная). Форма лопастей тихоходных закрытовихревых насосов — прямо­угольная, открытовихревых — серпообразная. Форма сечения кана­лов у тихоходных насосов — круглая, у быстроходных насосов — квадратная или со скругленными концами.

Подвод — канал для направления жидкой среды к рабочему колесу, обеспечивающий осесимметричный ее поток с равномерным распределением скоростей с минимальными гидравлическими по­терями.

Конструктивно подводы выполняют в виде: конического прямого патрубка (конфузора), применяемого в консольных насосах; коленообразного входного патрубка;

со спиральной формой канала (наиболее распространенная кон­струкция).

Подвод потока жидкой среды к рабочим колесам многоступен­чатых насосов с лопаточными отводами осуществляется с помощью переводных каналов.

Рис. 14. Форма сечений проточной части (а—е) и лопа­ток (ж—к) вихревых насосов

Отвод—устройство для направления жидкой среды из рабо­чего колеса в отводящий трубопровод насоса или в рабочее колесо следующей ступени, предусмотренное для снижения скорости потока с наименьшими гидравлическими потерями и обеспечения его осе-симметричности, чтобы поток стал установившимся.

Конструктивно изготавливают спиральные, кольцевые и двухзавитковые отводы. Спиральный отвод состоит из канала переменной ширины и диффузора.

Кольцевой отвод представляет собой цилиндрический канал пос­тоянной ширины.

Двухзавитковый отвод применяют для уменьшения поперечной гидравлической силы, возникающей вследствие нарушения осевой симметрии потока.

Направляющий аппарат (лопаточный отвод), приме­няемый в многоступенчатых насосах, состоит из нескольких каналов со спиральными и диффузорными участками.

Уравновешивание осевого усилия. Во время экс­плуатации насоса на рабочее колесо действует осевая сила — ре­зультат воздействия потока жидкости на внутреннюю и наружную поверхности этого колеса.

Рис. 15 Схема уравновешивания осевого усилия

Осевая сила может быть значительной и в аварийной ситуации 5ызывать смещение рабочего колеса, нагрев подшипников, а при смещении ротора — соприкосновение колеса с неподвижными частя­ми корпуса, в результате чего происходят истирание стенок рабочего колеса и поломка насоса.

Для уравновешивания осевой силы в одноступенчатых насосах применяют: рабочие колеса с двусторонним входом; разгрузочную камеру, сообщающуюся с областью всасывания с помощью трубки или через отверстия в заднем диске (рис. 15, а); недостаток камеры — снижение к. п. д. насоса на 4—6%; радиальные ребра (рис. 15,6), уменьшающие воздействие осевой силы за счет снижения давления жидкости на заднем диске; упорные подшипники.

Для уравновешивания осевого усилия в многоступенчатых насосах используют: рабочие колеса при соответствующей системе подвода жидкости от колеса к колесу (рис. 15,5, е, ж); автоматическую гидравлическую пяту (рис. 15, е), установлен­ную за последней ступенью насоса.

Рис. 16. Схемы щелевых уплотнений рабочего колеса

Гидравлическая пята состоит из камеры низкого давления 1, промежуточной камеры 2, отжимного устройства (механической пя­ты 3 и пружины 4) и разгрузочного диска 5. Кольцевой зазор 6 предусмотрен для снижения давления в промежуточной камере, тор­цовый зазор а — для создания осевого усилия в направлении, про­тивоположном осевой силе, действующей на рабочие колеса, и для дальнейшего снижения давления жидкости перед ее входом в каме­ру низкого давления.

Уплотнения. Применяют для уменьшения перетоков жид­костей вследствие разности давлений в соседних полостях, предуп­реждения утечек жидкости и засасывания атмосферного воздуха, в область между вращающимися и неподвижными деталями насоса, применяются щелевые и концевые уплотнения различной конст­рукции.

Щелевые уплотнения — уплотнительные кольца, предназначенные для уменьшения перетоков жидкости в проточной части насоса, об­разуют между корпусом и рабочим колесом щель прямой, ступенча­той или лабиринтной формы (рис. 16, аз).

В местах выхода вала из корпуса насоса устанавливают кон­цевые уплотнения — сальниковые или торцовые.

Сальниковое уплотнение (рис. 17, а) состоит из эластичной на­бивки 1 и нажимной втулки 2. При давлении всасывания ро ниже атмосферного в сальнике устанавливают кольцо 3 (рис. 17,6), к ко­торому из отводящего трубопровода насоса подводится поток жид­кости. Этим исключается подсасывание воздуха из атмосферы.

Иногда предусматривают разгрузку сальника (рис. 17, в). Жид­кая среда в этом случае через цилиндрический дросселирующий за­зор длиной l между валом и втулкой поступает в полость с пони­женным давлением.

При перекачивании горячих жидкостей и сжиженных газов сальник сдается водой, омывающей снаружи его корпус (рис. 17, г) рубашку вала (рис. 17, д.)

Рис. 17 Схемы сальниковых уплотнений вала

Торцовые уплотнения по сравнению с сальниковыми, менее чув­ствительные к несносности вала и корпуса, приспособлены к работе в более широком диапазоне температур и давлений. Трение в них уменьшено, а утечки сокращены.

По типу компенсации осевого смещения вала торцовые уплотнения подразделены на две группы: с вращающимся и с невращающимися аксиально-подвижным элементом.

По направлению подвода жидкости различают торцовые уп­лотнения с внешним или внутренним подводом.

Удельное давление в паре трения не всегда соответствует дав­лению уплотняемой жидкости. Это зависит от конструкции уплотнения, которая характеризуется коэффициентом гидравлической разгрузке.

Гидравлическая разгрузка достигается установкой торцового уп­лотнения на ступенчатом валу или на специальной втулке (гильзе), с помощью которых обеспечивается требуемая разность диаметров подвижной и неподвижной втулок.

Неразгруженные уплотнения применяют при легких рабочих ус­ловиях (при низких давлениях уплотняемой жидкости), а разгру­женные— при давлениях более 0,7 МПа (для снижения удельного давления на контактных поверхностях рабочих втулок).

Для центробежных нефтяных насосов используются торцовые уплотнения следующих типов:

Т — торцовое одинарное;

ТП — торцовое одинарное для повышенных температур;

ТВ — торцовое одинарное для высоких температур;

ТД — торцовое двойное;

ТДВ — торцовое двойное для высоких температур.

Область применения торцовых уплотнений указана в табл. 4.

Допускается вязкость при 40°С не более 0,5 см2,с.

Уплотнения типа Т – одинарное гидравлически разгруженное с вращающимся узлом аксиально подвижной втулки 4 (рис.18), установленной в гильзе 8 на закладном кольце 3 круглого сечения. Крутящий момент втулке передается двумя штифтами 2, запрессованными в кольцо 1.

Неподвижная втулка 5 установлена в корпусе 15, прикрепленном к обойме 16 на уплотнительном кольце 6 круглого сечения и удерживается по проворачиванию штифтом 13, запрессованным в лабиринтную втулку 11, зафиксированной в осевом направлении с помощью скобы 14. Гильза 8 крепится к валу насоса клемнным кольцом 7, огражденным перегородкой 12 и стягиваемым болтом 10 и гайкой. Зазор между гильзой и валом насоса герметизируется резиновым кольцом 9. Благодаря возникающей силе трения положение клеммного кольца 7 надежно фиксируется на валу, в результате чего оно способно передать крутящий момент от вала к гильзе 8, а также воспринять осевую силу, прижимающую гильзу к кольцу 7.

По отверстию А в полость между неподвижной и лабиринтной втулками поступает охлаждающая жидкость, стекающая через от­верстие в корпусе уплотнения. Такая жидкостная завеса способству­ет отводу тепла от пары трения, а также препятствует испарению жидкости, отводимой на дренаж.

По отверстию В, соединенному трубкой с напорной спиралью насоса, в камеру уплотнения подводится в небольших количествах перекачиваемая жидкость, отводящая тепло от пары трения, а так­же удаляющая продукты износа рабочих втулок.

Уплотнение типа ТП по конструкции аналогично уплотнению типа Т. Различие заключается лишь в том, что для отвода фрик­ционного тепла с трущейся пары предусмотрена принудительная циркуляция перекачиваемой жидкости через камеру уплотнения, осуществляемая с помощью встроенного импеллера по системе ка­мера уплотнения — охлаждаемый бачок — камера уплотнения.

Уплотнение ТВ — торцовое одинарное с теплообменным устройством. В отличие от уплотнения типа ТП оно имеет специальный холодильник, устанавливаемый в сальниковой камере насоса. Хо­лодильник предусмотрен для охлаждения вала и жидкости, находя­щейся в зазоре между валом и холодильником. Характеристика уп­лотнений приведена в табл. 5.

Таблица 5. Характеристика уплотнений

Уплотнение двойное типа ТД (рис. 19) по конструкции анало­гично уплотнению типа Т. Различие заключается в том, что предус­мотрены вторая (внутренняя) пара трения и стопорное кольцо 10.

В полость, образуемую двумя парами трения и корпусом 5 с переходником 7, поступает уплотнительная (затворная) жидкость с давлением на 0,05—0,15 МПа, превосходящим давление перекачи­ваемой (уплотняемой) жидкости. Благодаря этому предотвращается утечка перекачиваемой жидкости или выделение ее паров в атмосферу.

Рис. 19 Разрез торцевого уплотнения типа ТД

В системе подачи уплотнительной жидкости должна быть предусмотрена ее циркуляция для обеспечения интенсивного отвода фрикционного тепла от пары трения.

Внутренняя пара трения воспринимает перепад давления, равный разности между давлением уплотнительной и уплотняемой жид­кости. Внешняя пара трения воспринимает больший перепад давления, равный разности между давлением уплотнительной жидкости в камере уплотнения и атмосферным давлением. В связи с этим внешняя пара рабочих втулок выполнена гидравлически разгруженной, а внутренняя — неразгруженной. Коэффициент разгрузки составляет примерно 0,7. На гильзе 4 предусмотрены вращающиеся втулки 2, установленные на закладных резиновых уплотнительных кольцах 8 круглого сечения. Крутящий момент от гильзы к каждой втулке передается штифтами.

Пружины 6, опирающиеся опорными поверхностями во вращающиеся втулки и опорное кольцо 1, напрессованное на гильзу, обеспечивают предварительный контакт рабочих поверхностей в обеих парах трения. Неподвижные рабочие втулки 3, 11 установлены в корпусе уплотнения 5 и переходнике 7. Втулка 11 удерживается от проворачивания штифтом 12. Стопорное кольцо 10 предназначено для ограничения перемещения неподвижной втулки при внезапном падении давления уплотнительной жидкости в камере уплотнения.

Уплотнения типа ТД рассчитаны на циркуляционную систему подачи уплотнительной жидкости в камеру уплотнения. Уплотнительная жидкость циркулирует через отверстия в корпусе под дав­лением на 0,05—0,15 МПа выше, чем давление уплотняемой жид­кости.

Уплотнение торцовое двойное с затворной жидкостью и теплообменным устройством типа ТДВ по конструкции отличается от уп­лотнения типа ТД тем, что жидкость, находящаяся в контакте с уз­лом уплотнения, охлаждается до температуры 80°С с помощью спе­циального холодильника, устанавливаемого в сальниковой камере насоса.