5. Прокладка трубопроводов
Основной составляющей магистрального трубопровода является линейная часть — непрерывная нить, сваренная из отдельных труб или секций и уложенная вдоль трассы тем или иным способом.
В настоящее время существуют следующие принципиально различные конструктивные схемы прокладки магистральных трубопроводов: подземная (рис. 5.1, а-д), полуподземная (рис. 5.1, е), наземная и надземная. Выбор той или иной схемы прокладки определяется условиями строительства и окончательно принимается на основании технико-экономического сравнения различных вариантов.
Рис. 5.1. Подземная и полуподземная схемы укладки:
а — с вертикальными боковыми откосами; б — комбинированная траншея; в — с наклонными боковыми откосами; г — пригрузка одиночными грузами; д — пригрузка металлическими винтовыми анкерными устройствами; е — полуподземная схема укладки
Подземная схема укладки является наиболее распространенной (98 % от общей протяженности) и предусматривает укладку трубопровода в грунт на глубину, превышающую диаметр трубы. При подземной укладке достигается максимальная механизация работ всех видов, не загромождается территория, и после окончания строительства используются пахотные земли, отсутствует воздействие солнечной радиации и атмосферных осадков, трубопровод находится в стабильных атмосферных условиях. Однако на участках с вечномерзлыми, скальными и болотистыми Тентами данная схема укладки является неэкономичной из-за высокой стоимости земляных работ. Кроме того, необходимость специальной балластировки (особенно газопроводов) на участках с высоким стоянием грунтовых вод и надежного антикоррозионного покрытия от почвенной коррозии значительно повышает стоимость строительства.
Кроме укладки непосредственно в грунт существуют канальная и туннельная схемы укладки. Они применяются преимущественно для паропроводов и продуктопроводов, транспорт тирующих вязкие, требующие высокого подогрева, нефтепродукт ты. Каналы устраиваются непроходные, а туннели проходные. Проходным считается туннель, имеющий высоту не менее 1,6 м. Ширина каналов и туннелей определяется количеством труб. Каналы и туннели сооружаются только из несгораемых материалов: из железобетона, бетона, кирпича и бутового камня. Дно каналов делается с уклоном (0,003-0,005 — для светлых нефтепродуктов) для отвода воды, проникшей в них, к сборным колодцам: (0,005-0,010 — для масел и темных нефтепродуктов). Туннели оборудуются вентиляционными шахтами на расстоянии 25 м од-3 на от другой, входы в туннель с несгораемыми лестницами устраиваются через каждые 50 м. Прокладка трубопроводов в туннелях дороже других видов прокладки, но она обеспечивает большие эксплуатационные преимущества.
Все трубопроводы в целях их опорожнения или для стока образующегося в них конденсата (при транспортировке газов) должны прокладываться с уклоном к месту откачки жидкостей.
Полуподземная схема укладки применяется при пересечении трубопроводом заболоченных и солончаковых участков, при наличии подстилающих скальных пород. Трубопровод укладывается в грунт на глубину менее диаметра с последующим обвалованием выступающей части (см. рис. 5.1, е).
Наземная схема укладки в насыпи преимущественно и< пользуется в сильно обводненных и заболоченных районах. П{ всех ее преимуществах недостатком является слабая устойчивость грунта насыпи и устройство большого числа водопропускных сооружений (рис. 5.2).
Рис. 5.2. Наземная схема укладки:
1 — трубопровод; 2 — торфяная или хворостяная подготовка; 3 — обвалование или насыпь из песчаного грунта; 4 — лежневая дорога; 5 — противопожарная канава
Надземная прокладка как линейной части магистральных трубопроводов (рис. 5.3), так и отдельных его участков (рис. 5.4) рекомендуется в пустынных районах, районах горных выработок и оползней, на участках вечномерзлых грунтов и болот, а также на переходах через естественные и искусственные препятствия.
Рис. 5.4. Надземная прокладка отдельных участков магистральных трубопроводов:
Балочные системы:
а –однопролетный трубопровод;
б - многопролетный;
в - многопролетный на земляных призмах; г - трубопровод с Г-образным компенсатором; арочные системы: д — однотрубный переход по круговой форме очертания оси;
е — по треугольной форме очертания оси; висячие системы:
ж — вантовый переход; з — гибкий переход; и - самонесущий переход.
При надземной прокладке сводится к минимуму объем земляных работ, отпадает необходимость в дорогостоящей при. грузке и в устройстве защиты от почвенной коррозии и блуждающих токов.
Однако надземная укладка имеет недостатки: загроможденность территории, устройство опор, специальных проездов для техники и значительная подверженность трубопровода суточному и сезонному колебаниям температуры, что требует принятия специальных мер.
- Российская федерация
- Автономная некоммерческая организация
- «Учебно-методический центр»
- «Статус»
- Учебно – методическое пособие
- Транспорт нефти и нефтепродуктов
- 1.1. Общие сведения о транспорте и нефтепродуктах
- 1.2. Железнодорожный транспорт. Общая характеристика
- 1.3. Водный транспорт
- 1.4. Автомобильный транспорт
- 1.5. Трубопроводный транспорт
- 2. Гидравлические расчеты магистральных нефтепроводов. Основные факторы, влияющие на перекачку жидкостей
- 2.1. Трасса трубопровода и ее профиль
- 2.2. Гидравлический уклон
- 2.3. Гидравлический расчет трубопроводов
- 2.4. Характеристика трубопровода
- 2.5. Совмещенная характеристика насосных станций и трубопровода
- 2.6. Расчет сложных трубопроводов
- 3. Сортамент труб и элементы трубопроводных коммуникаций
- 3.1. Рукава
- 3.2. Соединения труб
- 3.3. Прокладки для фланцевых соединений
- 4. Арматура трубопроводов
- 4.1. Регулирующая арматура
- 4.2. Предохранительная арматура
- 4.3. Приводы для управления трубопроводной арматурой
- 5. Прокладка трубопроводов
- 5.1. Компенсация тепловых удлинений трубопроводов
- 5.2. Компенсаторы
- 6. Опоры трубопроводов
- 6.1. Расчет трубопроводов на прочность
- 6.2. Защита трубопроводов от коррозии
- 7. Резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов
- Стальные резервуары
- Неметаллические резервуары
- 8. Оборудование резервуаров
- Перепускным устройством и механизмом управления хлопушкой
- Гидравлический клапан типа
- 9. Расчет вертикальных цилиндрических резервуаров
- 9.1. Резервуары с постоянной толщиной стенки
- 9.2. Резервуары с переменной толщиной стенки
- 10. Подогрев нефти и нефтепродуктов
- 10.1. Назначение, способы подогрева и теплоносители
- 10.2. Конструкции и расчет подогревателей
- 11. Потери нефти и нефтепродуктов. Классификация потерь
- 12. Основные способы перекачки высоковязких и высокозастывающих нефтей и нефтепродуктов
- 12.1. Перекачка с разбавителями
- 12.2. Гидротранспорт вязкой нефти
- 12.3. Перекачка термообработанной нефти
- 12.4. Перекачка нефти с присадками
- 12.5. Перекачка предварительно подогретой нефти
- 13. Транспорт газа
- 13.1. Классификация и состав природных и искусственных газов
- Физико-химические свойства углеводородных газов
- 13.2. Основные законы газового состояния
- 13.3. Общие сведения о транспорте газа
- 13.4. Компрессорные станции газопроводов
- 13.5. Удаление примесей из газа
- Очистка газа от газообразных примесей
- Очистка газа от сероводорода и углекислоты
- 13.6. Одоризация газа
- Промысловые резервуары
- Оборудование резервуаров
- Борьба с потерями нефти
- Потери при закачке промысловых сточных вод
- Приборы для измерения давления, температуры, расхода, уровня
- Жидкостные манометры
- Деформационные манометры
- Измерение температуры
- Измерение уровня жидкости
- Измерение расхода и количества жидкостей
- Автоматические средства измерения содержания в нефти воды, солей, плотности
- Учет нефти
- Учет нефти в резервуарах
- Учет нефти по счетчикам
- Обслуживание резервуарных парков
- Охрана труда и противопожарные мероприятия. Охрана окружающей среды Инструктаж и обучение безопасным методам труда
- Токсичность, вредность нефти и применяющихся в добыче нефти веществ
- Производственное освещение
- Классификация насосов
- Свойства и классификация перекачиваемых жидкостей
- Динамические насосы основные зависимости
- Характеристики насосов и способы их регулирования
- Конструктивное исполнение насосов
- Нефтяные насосы
- Пуск и остановка насосного агрегата
- Характерные неисправности в работе насосных агрегатов
- 14. Вопросы для самопроверки
- Литература