8.1. Характеристика выбросов двигателей внутреннего сгорания
Основными загрязнителями транспортных средств являются углеводороды, оксид углерода и оксиды азота.
Углеводороды – это широкий класс совершенно произвольных смесей углеводородных соединений. Они происходят из бензина, дизельного топлива и продуктов их сгорания. В состав этих топлив входят сотни углеводородных соединений. Для упрощения обычно из углеводородов выделяют какое-то определенное соединение и оперируют в дальнейшем с ним, предполагая, что остальные эквивалентны ему. В качестве такого соединения выбирают обычно метан (СН4), пропан (С3Н8) или гексан (С6Н14).
В инженерной терминологии для неизвестной смеси оксидов азота принято обозначение NOx. Как правило, в выбросах оксидов азота доминирует оксид азота (NO) с небольшой примесью (<10 %) диоксида азота (NO2). В атмосферных условиях NO превращается в NO2.
Выбросы двигателей внутреннего сгорания (ДВС) делятся на выбросы от карбюраторных и дизельных двигателей. Такое разделение связано с тем, что карбюраторные двигатели (КД) работают с однородными топливно-воздушными смесями, в то время как дизельные двигатели (ДД) – с гетерогенными смесями.
Выбросы загрязнений от двигателей внутреннего сгорания карбюраторного типа включают углеводороды, оксиды углерода, оксиды азота и нерегулярные выбросы. Загрязнения возникают вследствие реакций и в процессе горения в объеме и на поверхностях. Прорыв газов через поршневые кольца и выхлоп из цилиндров являются менее интенсивным источником выбросов загрязнений.
В 1980 г. 4 % выпускаемых в мире легковых и грузовых автомобилей было оснащено дизелями, а к концу 80-х годов этот показатель возрос до 25 %. Основные выбросы загрязнений дизельных двигателей те же самые, что и карбюраторных двигателей (углеводороды, оксид углерода, оксиды азота, нерегулярные выбросы), но к ним добавляются частицы углерода (сажевый аэрозоль).
Содержание вредных веществ в выбросах автомобилей колеблется в широких пределах и зависит от многих факторов, например, при скорости 70 км/ч в выхлопе автомобиля содержится 0,2…0,3% СО, при скорости более 100 км/ч и при работе двигателя на холостом ходу содержание этого опасного газа достигает 12 %.
Легковой автомобиль выбрасывает оксида углерода СО до 3 м3/ч, грузовой — до 6 м3/ч (3…6 кг/ч).
О составе выхлопных газов автомобилей с различными типами двигателей можно судить по данным, приведенным в табл. 8.1.
Таблица 8.1.
- А.Г. Ветошкин процессы и аппараты газоочистки
- 8.2. Снижение выбросов двигателей внутреннего сгорания.
- 1. Источники загрязнения атмосферы вредными газовыми выбросами
- Фоновые концентрации газов в естественных условиях
- 2. Классификация процессов и аппаратов очистки газовых выбросов
- 3. Абсорбционная очистка газов
- Абсорбенты, применяемые для очистки отходящих газов
- 3.1. Технология абсорбционной очистки промышленных выбросов
- 3.2. Конструкции и принцип действия абсорберов
- 3.1.1. Насадочные абсорберы
- Характеристика насадок
- 3.1.2. Тарельчатые абсорберы
- 3.1.3. Распыливающие абсорберы
- 3.3. Методы расчета абсорберов
- 3.2.1. Равновесие, движущая сила и кинетика абсорбции
- 3.2.2. Материальный баланс и уравнение рабочей линии абсорбции
- 3.2.3. Расчет процессов массопередачи в абсорберах
- Из последних уравнений следует, что
- Аналогично можно получить
- Безразмерные величины
- Коэффициент массоотдачи в жидкой фазе определяют по уравнению
- 3.2.4. Расчет хемосорбционных аппаратов
- Уравнение рабочей линии имеет вид
- При быстрых необратимых реакциях второго порядка
- 3.2.5. Расчет основных размеров абсорберов.
- 3.2.6. Расчет насадочных абсорберов
- Высоту слоя насадки определяют по уравнению
- Гидравлическое сопротивление слоя сухой насадки
- Значения коэффициентов
- В соответствии с материальным балансом
- В нижней части колонны –
- В нижней части колонны –
- В нижней части колонны –
- Скорость захлебывания определим по уравнению
- 3.2.7. Расчет тарельчатых абсорберов
- 3.2.8. Расчет распыливающих абсорберов
- 3.4. Десорбция загрязнителей из абсорбентов
- 4. Адсорбционная очистка газов
- Характеристика и области применения активных углей
- 4.1. Технология адсорбционной очистки промышленных выбросов
- Очистка газов от оксидов азота
- Очистка газов от диоксидов серы
- Очистка от хлора и хлорида водорода
- Очистка газов от сероводорода
- 4.2. Устройство и принцип действия адсорберов
- 4.2.1. Адсорберы периодического действия
- 4.2.2. Адсорберы непрерывного действия
- 4.3. Принципы расчета адсорберов
- 4.3.1. Адсорбционное равновесие
- 4.3.2. Материальный баланс адсорбции
- 4.3.3. Кинетические характеристики адсорбции
- 4.3.4. Расчет адсорберов периодического действия
- Тогда высота адсорбата (адсорбционной зоны) в адсорбере составит
- Число единиц переноса определяется выражением:
- 4.3.5. Расчет адсорберов непрерывного действия
- 4.4. Десорбция адсорбированных продуктов
- 5. Конденсационная очистка газов и паров
- 5.1. Принцип конденсационной очистки
- 5.2. Типы и конструкции конденсаторов
- 5.3. Расчет конденсаторов
- Для стационарного процесса теплопередачи справедливо равенство
- 6. Термокаталитическая очистка газовых выбросов
- 7. Термическая обработка газовых выбросов
- 7.1. Установки термообезвреживания газовых выбросов
- 7.2. Принципы расчета установок термообезвреживания
- При значительных концентрациях горючих загрязнителей расход дымовых газов рассчитывают по выражению:
- 8. Очистка газовых выбросов автомобильного транспорта
- 8.1. Характеристика выбросов двигателей внутреннего сгорания
- Примерный состав выхлопных газов автомобилей
- 8.2. Снижение выбросов двигателей внутреннего сгорания
- 8.3. Нейтрализация выхлопов двигателей внутреннего сгорания
- 8.4. Улавливание аэрозолей, выбрасываемых дизельным двигателем
- 9. Оценка эффективности устройств для очистки газовых выбросов
- 10. Выбор вариантов газоочистки
- Приложение п.4
- Физико-химические свойства веществ