8. Очистка газовых выбросов автомобильного транспорта
Загрязнение окружающей среды выбросами двигателей внутреннего сгорания представляет в последние годы все большую опасность из-за возросшей угрозы здоровью человека и окружающей среде.
В общем балансе загрязнения атмосферы антропогенными источниками транспортные средства представляют собой наиболее существенный источник, хотя основную долю этих загрязнений составляют относительно неядовитые оксиды углерода.
Современный образ жизни и развитое производство тесно связаны с автомобильным транспортом.
Автомобильный транспорт получил широкое распространение, имея ряд достоинств: 1) относительно высокую скорость движения по усовершенствованным дорогам; 2) хорошие проходимость и маневренность; 3) возможность экономичной перевозки мелких партий грузов; 4) менее высокие капитальные вложения в строительство автодорог в сравнении с железнодорожным транспортом. В начале XX в. на нашей планете насчитывалось 6 тыс. автомобилей. К 1998 г. число транспортных средств с бензиновым двигателем во всем мире превысило 1,5 млрд. Протяженность автомобильных дорог с асфальтовым покрытием только в Европе и Северной Америке достигла почти 10 млн км. По ним ежегодно перевозится 16 млрд. т. грузов
Вместе с тем автомобили являются одним из основных источников загрязнения окружающей среды, прежде всего воздушного бассейна, такими токсикантами, как монооксид углерода, оксиды азота, свинец, углеводороды и др. Так, в 1990 г. их выбросы в мире составили, млн т: углеводороды - 39, монооксиды углерода - 231, диоксид углерода - 3969, оксиды азота - 32. В загрязнении атмосферного воздуха крупных городов мира доля автомобильного транспорта варьирует, %: 88…97 СО, 31…33 NOx, 63…95 углеводородов. До 70 % весьма токсичных соединений свинца, содержащихся в этилированном бензине, также попадают в атмосферу. Токсичными выбросами автомобилей, кроме отмеченных выше выхлопных газов, являются также картерные газы, пары топлива из карбюратора и топливного бака. В целом, в выбросах транспортно-энергетических установок содержится 1200 химических компонентов, включая весьма токсичный бенз(а)пирен.
Автотранспорт существенно загрязняет (нефть, масла, растворители) также воду, и почву (нефть, нефтепродукты, цветные металлы и резина как следствие истирания деталей автомашин и покрышек). На месте масляных пятен в течение 20 лет ничего не растет, полоса шириной 50…100 м по обе стороны от дорог является зоной деградации почвенно-растительного покрова с избытком тяжелых металлов (10…20 ПДК) и дефицитом биогенных элементов.
В связи со значительным увеличением автомобильного парка постоянно возрастает его роль в загрязнении атмосферного воздуха. Примерно 60 % загрязнения атмосферы приходится на автотранспорт. На другие виды транспорта приходится небольшая часть загрязнений атмосферы.
Особенно высокое содержание оксида углерода в воздухе отмечено на уличных перекрестках, где двигатели автомобилей работают на богатых смесях перед светофором.
Оксид углерода в повышенных концентрациях обнаружен на значительной высоте, а также в рабочих и жилых помещениях высотных домов, на улицах с интенсивным автомобильным движением.
Большая концентрация оксида углерода может создаваться в кабинах шоферов, трактористов, комбайнеров и др.; до 1 % оксида углерода содержит табачный дым.
Выхлопные газы и сильные колебания почвы от автомобилей ускоряют процесс старения зданий, приводят к деградации придорожной растительности.
В районах с узкими улицами с высокими домами большая концентрация оксида углерода рассеивается медленно и вызывает хронические отравления людей, длительное время находящихся в этих районах, особенно на перекрестках (регулировщиков уличного движения, уличных торговцев и т.д.).
Основные экологические беспокойства связаны с высокой токсичностью выхлопных газов и неудовлетворительными шумовыми характеристиками автомобилей. Пробег в 1000 км для каждого легкового автомобиля сопровождается потреблением значительного количества кислорода и выбросом из выхлопной трубы до 40 кг веществ, загрязняющих атмосферу.
В отработанных газах автомобилей присутствуют окиси углерода, диоксид серы, сажа, соединения свинца, окислы азота, бензпирен и другие вещества - десятки компонентов, некоторые из которых канцерогенны. Они вызывают кислородное голодание, нарушение функций центральной нервной системы, раздражение слизистых оболочек глаз, носа.
- А.Г. Ветошкин процессы и аппараты газоочистки
- 8.2. Снижение выбросов двигателей внутреннего сгорания.
- 1. Источники загрязнения атмосферы вредными газовыми выбросами
- Фоновые концентрации газов в естественных условиях
- 2. Классификация процессов и аппаратов очистки газовых выбросов
- 3. Абсорбционная очистка газов
- Абсорбенты, применяемые для очистки отходящих газов
- 3.1. Технология абсорбционной очистки промышленных выбросов
- 3.2. Конструкции и принцип действия абсорберов
- 3.1.1. Насадочные абсорберы
- Характеристика насадок
- 3.1.2. Тарельчатые абсорберы
- 3.1.3. Распыливающие абсорберы
- 3.3. Методы расчета абсорберов
- 3.2.1. Равновесие, движущая сила и кинетика абсорбции
- 3.2.2. Материальный баланс и уравнение рабочей линии абсорбции
- 3.2.3. Расчет процессов массопередачи в абсорберах
- Из последних уравнений следует, что
- Аналогично можно получить
- Безразмерные величины
- Коэффициент массоотдачи в жидкой фазе определяют по уравнению
- 3.2.4. Расчет хемосорбционных аппаратов
- Уравнение рабочей линии имеет вид
- При быстрых необратимых реакциях второго порядка
- 3.2.5. Расчет основных размеров абсорберов.
- 3.2.6. Расчет насадочных абсорберов
- Высоту слоя насадки определяют по уравнению
- Гидравлическое сопротивление слоя сухой насадки
- Значения коэффициентов
- В соответствии с материальным балансом
- В нижней части колонны –
- В нижней части колонны –
- В нижней части колонны –
- Скорость захлебывания определим по уравнению
- 3.2.7. Расчет тарельчатых абсорберов
- 3.2.8. Расчет распыливающих абсорберов
- 3.4. Десорбция загрязнителей из абсорбентов
- 4. Адсорбционная очистка газов
- Характеристика и области применения активных углей
- 4.1. Технология адсорбционной очистки промышленных выбросов
- Очистка газов от оксидов азота
- Очистка газов от диоксидов серы
- Очистка от хлора и хлорида водорода
- Очистка газов от сероводорода
- 4.2. Устройство и принцип действия адсорберов
- 4.2.1. Адсорберы периодического действия
- 4.2.2. Адсорберы непрерывного действия
- 4.3. Принципы расчета адсорберов
- 4.3.1. Адсорбционное равновесие
- 4.3.2. Материальный баланс адсорбции
- 4.3.3. Кинетические характеристики адсорбции
- 4.3.4. Расчет адсорберов периодического действия
- Тогда высота адсорбата (адсорбционной зоны) в адсорбере составит
- Число единиц переноса определяется выражением:
- 4.3.5. Расчет адсорберов непрерывного действия
- 4.4. Десорбция адсорбированных продуктов
- 5. Конденсационная очистка газов и паров
- 5.1. Принцип конденсационной очистки
- 5.2. Типы и конструкции конденсаторов
- 5.3. Расчет конденсаторов
- Для стационарного процесса теплопередачи справедливо равенство
- 6. Термокаталитическая очистка газовых выбросов
- 7. Термическая обработка газовых выбросов
- 7.1. Установки термообезвреживания газовых выбросов
- 7.2. Принципы расчета установок термообезвреживания
- При значительных концентрациях горючих загрязнителей расход дымовых газов рассчитывают по выражению:
- 8. Очистка газовых выбросов автомобильного транспорта
- 8.1. Характеристика выбросов двигателей внутреннего сгорания
- Примерный состав выхлопных газов автомобилей
- 8.2. Снижение выбросов двигателей внутреннего сгорания
- 8.3. Нейтрализация выхлопов двигателей внутреннего сгорания
- 8.4. Улавливание аэрозолей, выбрасываемых дизельным двигателем
- 9. Оценка эффективности устройств для очистки газовых выбросов
- 10. Выбор вариантов газоочистки
- Приложение п.4
- Физико-химические свойства веществ