2.3.4 План- основа композиции. Планирование и тезирование.
Задание 1. Прочитайте текст. Ознакомьтесь с тремя вариантами плана данного текста, проанализируйте их.
В первые годы развития металлургии выражение «литой металл» было равнозначно понятию «низкокачественный». Отливки, полученные в песчаные формы в то время, были неоднородными по составу, строению и свойствам. Прочность литых сплавов была в два-три раза ниже, чем прочность катаных или кованых сплавов. Но литьём можно получать детали как простой, так и сложной формы, которые нельзя или очень трудно получить другими методами производства. Для широкого применения литья нужно было улучшить качество и прочность литого металла.
Главные процессы современного литейного производства остались в основном теми же, как и много лет назад. Плавку (приготовление жидкого металла), формовку (приготовление формы), заливку (заполнение полости формы жидким металлом), затвердевание при охлаждении (кристаллизацию металла в форме), выбивку, обрубку, очистку (удаление отливки из формы и её отделку) относят к процессам литейного производства. Но технология этих процессов значительно улучшилась. Разработаны и специальные способы литья. К специальным способам относят литьё в металлические формы, литьё под давлением, центробежное литьё, литьё в оболочковые формы, литьё по выплавляемым моделям и многие другие. В связи с совершенствованием технологии литья значительно повысились механические и физические свойства литых сплавов. Из литых сплавов изготавливают многие ответственные детали самолётов, турбин, автомобилей.
В настоящее время разработаны технологические процессы плавки и литья цветных металлов, обеспечивающие минимальные потери дефицитных металлов и высокое качество изделий.
Цветные металлы и их сплавы, применяемые для изготовления отливок, в зависимости от плотности условно делят на лёгкие и тяжёлые. К лёгким металлам и сплавам относят, например, алюминий, магний, а также алюминиевые, магниевые и другие сплавы. Медь, никель, свинец, цинк и олово относят к тяжёлым металлам. Сплавы на основе этих металлов относят к тяжёлым.
Сплавы цветных металлов условно делятся на три группы. К первой группе относятся сплавы стандартного состава, идущие на изготовление изделий (отливок) и полуфабрикатов г (слитков). Ко второй группе относятся сплавы стандартного химического состава, полученные в результате переплавки отходов и лома, — вторичные сплавы. Чушки вторичных сплавов служат шихтой для приготовления низкосортных сплавов. Вспомогательные или промежуточные сплавы обычно нестандартного состава, предназначаемые для облегчения ввода в рабочий сплав тугоплавких и легколетучих химических элементов, относятся к третьей группе — лигатурам.
Таблица
Вопросный ан | Назывной план | Тезисный план |
1.Детали какой формы можно получать литьем? | 1.Детали, получаемые в процессе литья. | 1. Литьем можно получать детали как простой, так и сложной формы, которые нельзя или очень трудно получить другими методами производства. |
2. Какие процессы относятся к процессам литейного производств? | 2.Процессы литейного производства. | 2. Процессы литейного производства: плавка, формовка, заливка, затвердевание при охлаждении, выбивка, обрубка, очистка. |
3.Что относят к специальным способам литья? | 3.Специальные способы литья. | 3.К специальным способам относят литье в металлические формы, литье под давлением, центробежное литье, литье в оболочковые формы, литье по выплавляемым моделям и многие другие. |
4. Какие свойства сплавов улучшились и в связи с чем? | 4.Улучшение свойств сплавов. | 4. Механические и физические свойства литых сплавов значительно повысились в связи с совершенствованием технологии литья. |
5.Какие технологические процессы плавки и литья цветных металлов разработаны настоящее время? | 5.Технологические процессы плавки литья цветных металлов, разработанные в настоящее время. | 5.В настоящее время разработаны технологические процессы плавей и литья цветных металлов, которые обеспечивают минимальные потери дефицитных металлов и высокое качество изделий, |
6.Какого условное деление цветных металлов в зависимости от их плотности? | 6.Условное деление цветных металлов в зависимости от их плотности. | 6.Цветные металлы и их сплавы в зависимости от плотности условно делят на легкие и тяжелые. |
7.Какие сплавы относят к легким? | 7.Легкие сплавы. | 7.К легким металлам и сплавам относят: алюминий, магний а также алюминиевые, магниевые и другие сплавы. |
8.Какие сплавы относят к тяжелым? | 8.Тяжелые сплавы. | 8.Сплавы на основе меди, никеля, свинца, цинка и олова относят к тяжелым. |
9.На какие три группы делятся сплавы цветных металлов? | 9.Разделение сплавов цветных металлов на три группы. | 9.Сплавы цветных металлов условно делятся на три группы. 1)Сплавы стандартного состава; 2)Сплавы стандартного химического состава; 3)Вспомогательные или промежуточные сплавы обычно нестандартного состава(лигатуры). |
плавка
Задание 2. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.
К наиболее важным технологическим свойствам литейных сплавов можно отнести жидкотекучесть и усадку.
Жидкотекучесть — это способность сплавов заполнять полость литейной формы и точно воспроизводить конфигурацию этой полости. Жидкотекучесть сплава зависит от химического состава, температуры заливки, степени окисления и газонасыщенности сплава. На заполнение формы металлом влияют также материал, температура и состояние поверхности литейной формы.
Лучшую жидкотекучесть имеют литейные сплавы эвтектического состава. Сплавы с большим интервалом кристаллизации имеют при прочих равных условиях пониженную жидкотекучесть. Жидкотекучесть сплава определяют по длине полого прутка или спирали, которую может заполнить расплав. Чем большую длину прутка или спирали заполняет сплав при определённой температуре, тем выше жидкотекучесть имеет сплав.
При охлаждении жидкого сплава в форме происходит уменьшение его объёма. Объёмная усадка характеризует степень уменьшения объёма охлаждённого твёрдого металла по отношению к его объёму в жидком состоянии.
В отливках из чистых металлов, эвтектических сплавов и сплавов, кристаллизующихся в узком температурном интервале, усадочные раковины сосредоточены чаще всего в верхней части или распределяются вдоль центральной осевой линии отливки в виде усадочной пористости.
Сплавы с большим интервалом кристаллизации имеют при затвердевании многочисленные участки жидкости, разобщённые твёрдыми кристаллами. Наличие многочисленных участков жидкости приводит к образованию рассеянной пористости.
Склонность некоторых сплавов к образованию повышенной усадки может привести к короблению, а иногда и к образованию трещин. Склонность сплавов к образованию горячих трещин необходимо учитывать при составлении литейной технологии на отливку деталей. При составлении литейной технологии также необходимо учитывать склонность сплавов к образованию газовой пористости. Главная причина этого вида брака — растворение водорода в металле при плавке и последующее его выделение из расплава в процессе охлаждения и кристаллизации.
Когда выплавляют цветные сплавы (алюминиевые, магниевые, титановые, медные), на поверхности ванны жидкого металла образуются оксидные плёнки. При разливке металла и в процессе движения его в самой форме оксидные плёнки задерживаются в расплаве и остаются в металле после затвердевания, нарушая сплошность отливки и ухудшая её свойства. Для уменьшения содержания оксидов в литых сплавах расплавленный металл перед разливкой в формы рафинируют (очищают от оксидных и других неметаллических включений).
1. Какие свойства сплавов относятся к важным технологическим свойствам?
2. Какое свойство сплавов (что) называется жидкотекучестью?
3. От каких факторов зависит жидкотекучесть сплавов?
4. Какие сплавы имеют наименьшую жидкотекучесть?
5. Какие сплавы имеют пониженную жидкотекучесть?
6. Как определяют жидкотекучесть сплавов?
7. Какие сплавы имеют при затвердевании многочисленные участки жидкости, разобщённые твёрдыми кристаллами?
8. Что может привести к короблению и к образованию трещин в сплавах?
9. Какую особенность сплавов (что) необходимо учитывать при составлении литейной технологии на отливку деталей?
10. Какое влияние на отливки оказывает наличие оксидных плёнок в расплаве?
11. Каким образом (как) уменьшают содержание оксидов в литых сплавах?
3.1. Определите тему текста и выделите в нём элементы композиционной структуры.
З.2. Ознакомьтесь со сложным планом текста. Проанализируйте его.
I.Наиболее важные технологические свойства литейных сплавов.
1.Жидкотекучесть сплава
2.Зависимость жидкотекучести сплава:
а) химический состав;
б) температура заливки;
в) степень окисления;
г) газонасыщенность.
II.Определение жидкотекучести сплава.
1.Охлаждение жидкого сплава в форме
2.Уменьшение объема;
а) коробление;
б) трещины.
3.Образование газовой пористости.
4.Выплавление цветных сплавов:
а) нарушение сплошности отливки;
б) ухудшение свойств отливки.
III.Уменьшение содержания оксидов.
3.3. Трансформируйте предложенный вам сложный план в простой вопросный и назывной.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. План представляет собой один из наиболее распространенных видов речевой деятельности в организации речевой деятельности. План есть перечисление в определенной последовательности основных вопросов, рассматриваемых в тексте.
Процесс составления плана: чтение текста, деление прочитанного на части, краткая формулировка изложенного материала по каждой смысловой части, вычленение поставленных в частях вопросов.
План должен:
1) соответствовать теме произведения;
2) быть целенаправленным;
3) быть стройным и логически последовательным;
4) иметь единое основание деления;
5) быть соразмерным в основных своих частях.
Целостность плана состоит в том, что он раскрывает построение работы, помогает выявить ход мыслей автора и их последовательность. А составление плана помогает выработать умение сжато, кратко записывать, последовательно излагать свои мысли. Он мобилизует внимание, помогает быстро восстановить в памяти прочитанное.
Если к каждой части ставится вопрос, то план называется вопросительным. Если дается заглавие в виде краткого назывного предложения, то – назывным планом. Если предложения взяты из текста, план называется цитатным.
Формулируя заголовки, надо обдумать содержание каждой составной части, найти его основную мысль.
В простом плане его составные части нумеруются подряд:
Образец простого плана 1………………………………………………..? (.) 2………………………………………………..? (.) 3………………………………………………..? (.) 4………………………………………………..? (.)
|
В сложном плане текст делится на крупные части, а каждая часть на более мелкие:
Образец сложного плана І. …………………………………………………...?(.) 1…………………………………………………?(.) 2…………………………………………………?(.),(:) а)……………………………………..?(.),(;) б)……………………………………..?(.) 3…..……………………………………………..?(.) ІІ. ………………………………………………...?(.) 1…………………………………………………?(.) 2…………………………………………….?(.),(:) а)……………………………………...?(.),(;) б)……………………………………...?(.) ІІІ. ……………………………………………………...?(.) |
2.Тезирование текста предполагает деление его на смысловые части нахождение в самом тексте тезисной формы изложения, выявление основной информации и обобщение каждой части текста в виде тезисов.
Тезис, по определению – это положение, истинность которого должна быть доказана. Тезисы – один из наиболее сложных видов сокращения, это кратко сформулированные основные положения абзаца, текста лекции, доклада. Количество тезисов совпадает с количеством информативных центров текста.
Тезисы бывают вторичными и оригинальными.
Вторичные тезисы пишутся с целью выделения главной информации какого-либо источника, например, научной статьи, учебника или монографии. Такие тезисы необходимы для научной работы студентам и аспирантам.
Оригинальные тезисы пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на семинаре, конференции или конгрессе. Такие тезисы публикуются в специальных сборниках.
В тезисном плане пункты формулируются в виде повествовательно-утвердительных, двусоставных предложений, выражающие содержание микротемы. Тезисный план наиболее сложный вид записи. Тезисы – это запись информации в сжатой форме (записываются основные положения с их мотивировкой). Выделяется главная информация, опускается дополнительная. В составлении тезисов необходимо опираться на план.
Основная литература
6 [25-29]; 8 234-244; 10 [18-19]; 14 [231-232].
Дополнительная литература
20 [7-8] 26 [98-101].
Контрольные вопросы
1.Что собой представляет план и каким он должен быть?
2.Какие виды планов вы можете перечислить?
3.Какова структура простого и сложного планов?
4.Что представляет собой тезирование?
5. Какие бывают тезисы?
- Министерство образования и науки Республики Казахстан
- Выписка из учебного плана
- 1.4 Постреквизиты:
- 1.5 Описание дисциплины:
- 1.6 Перечень и виды заданий, сроки их выполнения Виды заданий и сроки их выполнения
- 1.7 Список литературы
- 1.8 Распределение рейтинговых баллов по видам контроля
- Календарный график сдачи всех видов контроля по дисциплине «Русский язык»
- Оценка знаний студентов
- Перечень вопросов для проведения контроля по модулям и промежуточной аттестации
- I семестр Контрольные вопросы. Часть I (Вводный курс).
- Контрольные вопросы. Часть II «Функциональные стили речи».
- II семестр Контрольные вопросы. Часть I.
- 1.9 Политика и процедура курса
- 2. Содержание активного раздаточного материала
- 2.1 Тематический план курса
- 2.3 Планы практических занятий
- I семестр
- Часть I. Вводный курс
- 2.3.1 Роль языка в жизни общества
- Языковая ситуация в Казахстане
- 2.3.2 Язык и речь
- Язык – речь
- 2.3.3 Казахстан: прошлое, настоящее, будущее
- 15 Лет, которые потрясли наш мир
- «Казахстан – 2030» - программа стратегии развития Республики Казахстан до 2030 г.
- 2.3.4 Моя будущая специальность
- 2.3.5 Ученые и их открытия
- К.И.Сатпаев
- Академик а.Машани – выдающийся ученый–энциклопедист
- 2.3.6 Наука и современные технологии
- Роль науки в современном обществе
- 2.3.7 Образование в Республике Казахстан в условиях глобализации
- КазНту – бренд, не нуждающийся в рекламе
- Часть II. Функциональные стили речи
- 2.3.8 Художественный стиль современного русского языка
- Понятие стиля
- 2.3.9 Разговорный стиль речи
- 2.3.10 Публицистический стиль речи современного русского языка
- «Рахмет» от Ассамблеи народов
- Когда такие дамы на Байконуре есть
- 2.3.11 Научный стиль речи и его особенности
- Фотосинтез
- Состояние атмосферы («Корма уже под водой…»)
- 2.3.12 Лингвистические особенности научного стиля
- Круговорот воды
- 2.3.13 Термины и способы их образования
- О возникновении терминов в языке
- II семестр Основной курс
- Часть I. Композиционно-смысловой анализ текста. Аналитико-синтетическая обработка научного текста
- 2.3.1 Анализ научного текста
- Общие сведения о литейном производстве
- 2.3.2 Абзац и ссц
- Коррозия и защита от неё
- Утилизация шлама
- 2.3.3. Основы компрессии научного текста.
- Черные металлы
- Производство чугуна
- 2.3.4 План- основа композиции. Планирование и тезирование.
- 2.3.5 . Конспектирование научного текста.
- 2.3.6 Цитирование
- История алюминиевой медали
- 4. Основные правила оформления цитат.
- 2.3.7. Аннотирование научного текста
- Производство цветных металлов
- Обработка металлов резанием
- Безотходные процессы переработки медных и медно-цинковых продуктов
- 8.Основные правила составления библиографии.
- 10. Образцы аннотаций.
- 2.3.8. Реферирование научных текстов
- Эксергетический анализ образования выбросов в процессе обжига фосфорита
- Роль металлургической науки в индустриально-инновационном развитии экономики Казахстана
- 2.3.9. Рецензирование научного текста
- Алюминий и вода
- История алюминиевой медали
- 2.3.10 Резюмирование научного текста
- Роль металлургической науки в индустриально-инновационном развитии экономики Казахстана
- Ксергетический анализ образования выбросов в процессе обжига фосфорита
- 3.Языковые конструкции, необходимые для составления резюме-выводов.
- Часть II. Культура профессиональной речи
- 2.3.11 Речевая норма и культура речи
- Новые слова и трудности их употребления
- 2.3.12 Официально-деловой стиль
- Образец деловой автобиографии
- Образец резюме
- Образец заявления
- Образец доверенности
- Образец расписки
- Образец отчета
- Образец деловой характеристики
- 2.3.13 Особенности делового общения
- Мозговой штурм
- 2.5 Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя (срсп)
- 2.6 Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов (срс)
- 2.8 Тестовые задания для самоконтроля
- 21. Укажите важнейший признак текста
- I семестр
- I. Беседа по темам:
- II. Сообщения по лексическим темам:
- III. Тесты по грамматике
- II семестр
- I. Беседа по темам:
- II. Работа с текстом:
- III. Тесты по теории научного стиля речи Глоссарий
- Умк дс обсужден на заседании кафедры «Русский язык».